Особо следует сказать об отношении старообрядцев к такому распространенному явлению - как курение. Для старообрядцев табак это "злые плоды, с помощью которых антихрист ловит легковерных в свои сети" [Архимандрит Палладий 1863, с. 150].
О происхождении табака говорится, что "когда Господь совершил дело искупления и извел из ада с верою ожидавших пришествия Господня: застонал ад, лишась своих пленников. Не стони, ад, сказал аду сатана, войду в ад и возьму злые семена, посею на земле, и от того вырастет трава табун, то есть табак и ту траву табак будут многие люди есть и пить, и те будут Господом Богом прокляты и теми проклятыми будет полон ад управлять ими начнешь" [Архимандрит Палладий 1863, с. 150]. "В миру нынче срамота: табак курят, не по хорошему ругаются, не по писанию живут" [Белдыцкий 1901, с. 28]. Старообрядцы рассказывают, что табак- это корень зла, который был проклят на семи Соборах. Курить грех, табачники - аду приказчики [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь].
Не одобряют старообрядцы потребление спиртных напитков. О происхождении хмельного питья содержится сказание в одном поморском Цветнике: "Братья, разумейте, хмельное питье от беса сотворено, на пагубу душам православных христиан и на вечную муку..." [Архимандрит Палладий 1863, с. 152]. Пьяный человек, считается у старообрядцев, слугой дьявола [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын]. Это не всегда строго соблюдалось.
Народное питание хранит сложившиеся исторические традиции. В еде старообрядцы долгое время оставались консерваторами, когда в конце XVIII- начале XIX века, появляются новые продукты, такие как чай, кофе, картофель, их активно употребляет население России, старообрядцы выступают против них, считая, что это очередные уловки антихриста, которыми он ловит легковерных в свои сети. Нередко старообрядцы рассказывают, что картофель называли "кабельные яйца" [ПМ КАЭЭ 1990-2001], " чертовы яйца" или "бесовской хлеб". Старообрядцы стали выращивать картофель и постоянно употреблять в пищу только во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что произошло в силу экономических причин, и только когда они встали перед выбором: голод или относительно сытое существование, только тогда стали употреблять проклятый до этого продукт, при этом регулярно отслуживая епитимью - три лестовки [ПМ КАЭЭ 1990-2001]. Старообрядцы старались не употреблять чай, самовар они называли антихристовым брюхом. Пермский краевед Шмаков в конце 19 века записал в Осинском уезде рассказ старообрядца- беспоповца о самоваре: "У нас учат, что при князе Владимире были идолища. Когда святой благоверный князь окрестился- велел всех идолов изничтожить, стали и Самору уничтожать, а он и говорит человеческим голосом: "Хоть вы и изничтожаете меня теперь, я все же в мир приду и буду соблазнять людей и имя мне будет уже не Самора, а Самовар". Вот он и появился этот самый Самовар и чашки, да стаканы его дети - чертенята" [Шмаков 1911, с. 47-48]. Даже самоварную воду без чая и то старообрядцы многие и сегодня не пьют. Любимыми напитками остаются квас и кисель. "Мы научились от кержаков делать квас и брагу, квас делали из овса и ржи" [ПМ КАЭЭ 1997, д. Чурсово]. Употребление сахара тоже считалось великим грехом, он заменялся медом. За употребление запрещенных продуктов старообрядцы должны нести наказание-епитимию. В старообрядческой рукописи 19 века сказано, что "за чай трижды проклят человек, за кофею десять раз анафема, за картофель епитимья 36 лет, по 1800 поклонов на день, сухояста девять часов дня" [Архимандрит Палладий 1863, с. 149].
О происхождении табака говорится, что "когда Господь совершил дело искупления и извел из ада с верою ожидавших пришествия Господня: застонал ад, лишась своих пленников. Не стони, ад, сказал аду сатана, войду в ад и возьму злые семена, посею на земле, и от того вырастет трава табун, то есть табак и ту траву табак будут многие люди есть и пить, и те будут Господом Богом прокляты и теми проклятыми будет полон ад управлять ими начнешь" [Архимандрит Палладий 1863, с. 150]. "В миру нынче срамота: табак курят, не по хорошему ругаются, не по писанию живут" [Белдыцкий 1901, с. 28]. Старообрядцы рассказывают, что табак- это корень зла, который был проклят на семи Соборах. Курить грех, табачники - аду приказчики [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь].
Не одобряют старообрядцы потребление спиртных напитков. О происхождении хмельного питья содержится сказание в одном поморском Цветнике: "Братья, разумейте, хмельное питье от беса сотворено, на пагубу душам православных христиан и на вечную муку..." [Архимандрит Палладий 1863, с. 152]. Пьяный человек, считается у старообрядцев, слугой дьявола [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын]. Это не всегда строго соблюдалось.
Народное питание хранит сложившиеся исторические традиции. В еде старообрядцы долгое время оставались консерваторами, когда в конце XVIII- начале XIX века, появляются новые продукты, такие как чай, кофе, картофель, их активно употребляет население России, старообрядцы выступают против них, считая, что это очередные уловки антихриста, которыми он ловит легковерных в свои сети. Нередко старообрядцы рассказывают, что картофель называли "кабельные яйца" [ПМ КАЭЭ 1990-2001], " чертовы яйца" или "бесовской хлеб". Старообрядцы стали выращивать картофель и постоянно употреблять в пищу только во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что произошло в силу экономических причин, и только когда они встали перед выбором: голод или относительно сытое существование, только тогда стали употреблять проклятый до этого продукт, при этом регулярно отслуживая епитимью - три лестовки [ПМ КАЭЭ 1990-2001]. Старообрядцы старались не употреблять чай, самовар они называли антихристовым брюхом. Пермский краевед Шмаков в конце 19 века записал в Осинском уезде рассказ старообрядца- беспоповца о самоваре: "У нас учат, что при князе Владимире были идолища. Когда святой благоверный князь окрестился- велел всех идолов изничтожить, стали и Самору уничтожать, а он и говорит человеческим голосом: "Хоть вы и изничтожаете меня теперь, я все же в мир приду и буду соблазнять людей и имя мне будет уже не Самора, а Самовар". Вот он и появился этот самый Самовар и чашки, да стаканы его дети - чертенята" [Шмаков 1911, с. 47-48]. Даже самоварную воду без чая и то старообрядцы многие и сегодня не пьют. Любимыми напитками остаются квас и кисель. "Мы научились от кержаков делать квас и брагу, квас делали из овса и ржи" [ПМ КАЭЭ 1997, д. Чурсово]. Употребление сахара тоже считалось великим грехом, он заменялся медом. За употребление запрещенных продуктов старообрядцы должны нести наказание-епитимию. В старообрядческой рукописи 19 века сказано, что "за чай трижды проклят человек, за кофею десять раз анафема, за картофель епитимья 36 лет, по 1800 поклонов на день, сухояста девять часов дня" [Архимандрит Палладий 1863, с. 149].
Комментарий