Покойного одевали в саван и клали в гроб, вкладывая ему в левую руку белую (специально сделанную для похорон) лестовку и пеленали свивальником, так, чтобы он, перекрещивался на груди. Это означало, что "душа умершего также чиста, как у младенца и идет к Богу такой же, какой пришла на землю при рождении умершего" [Чагин 1993, с. 98]. Как и все верующие люди, старообрядцы верят в существование загробной жизни. Загробная жизнь существует, там каждому человеку воздастся по делам [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын].
Кроме того, если старообрядец, живший в миру брился, употреблял спиртное и его настигла смерть без покаяния, то его не разрешалось провожать, считалось, что такие люди должны понести наказание за жизненные грехи [Чагин 1993, с. 91].
Заключительный этап похоронно-поминальной обрядности - это поминки. Поминки были семейным событием, со своими обычаями и предрассудкам. Умершего поминают на третий (третины), девятый (девятины), двадцатый (полусорочница), сороковой (сорочница) дни и в годины. [ПМ КАЭЭ 1990-2001] В эти дни устраивают поминальный обед. Читают Псалтырь, ходят на могилу, раздают милостыню. На поминках старообрядцам запрещалось употреблять спиртное (только квас), мясо, картофель, чай.
Поминальных обеда устраивали два. Сначала для соборных, затем для родственников. Первые поминки - третины, обычно приходились в день похорон. В некоторых местах поминальный обед устраивали пока тело покойного находилось в доме (при покойнике обедали). В сорочины проводился обряд проводов души. Среди некоторых староверов (Юрлинская волость) бытовало поверие, что душа покойного в течении сорока дней находится на полотенце, любое движения полотенца в красном углу принимали за движение души. В сороковой день полотенце снимают, и родственники умершего, вместе с собравшимися соседями, шли провожать душу, на околицу деревни с низкими поклонами. Полотенце трижды встряхивали в сторону кладбища [Чагин 1993, с.102].
А я вот верующий и не верю в загробную жизнь, иначе мы давно бы мумифицировали всех и пирамиды начали строить...
Кроме того, если старообрядец, живший в миру брился, употреблял спиртное и его настигла смерть без покаяния, то его не разрешалось провожать, считалось, что такие люди должны понести наказание за жизненные грехи [Чагин 1993, с. 91].
Заключительный этап похоронно-поминальной обрядности - это поминки. Поминки были семейным событием, со своими обычаями и предрассудкам. Умершего поминают на третий (третины), девятый (девятины), двадцатый (полусорочница), сороковой (сорочница) дни и в годины. [ПМ КАЭЭ 1990-2001] В эти дни устраивают поминальный обед. Читают Псалтырь, ходят на могилу, раздают милостыню. На поминках старообрядцам запрещалось употреблять спиртное (только квас), мясо, картофель, чай.
Поминальных обеда устраивали два. Сначала для соборных, затем для родственников. Первые поминки - третины, обычно приходились в день похорон. В некоторых местах поминальный обед устраивали пока тело покойного находилось в доме (при покойнике обедали). В сорочины проводился обряд проводов души. Среди некоторых староверов (Юрлинская волость) бытовало поверие, что душа покойного в течении сорока дней находится на полотенце, любое движения полотенца в красном углу принимали за движение души. В сороковой день полотенце снимают, и родственники умершего, вместе с собравшимися соседями, шли провожать душу, на околицу деревни с низкими поклонами. Полотенце трижды встряхивали в сторону кладбища [Чагин 1993, с.102].
А я вот верующий и не верю в загробную жизнь, иначе мы давно бы мумифицировали всех и пирамиды начали строить...

Комментарий