Все что, последует далее, копипаст из одного из лютеранских учебников догматики, даже не учебника, но краткой выжимки из него. Открываю эту тему скорее, чтобы дать возможность слушающим, а не спорящим почитать и поразмышлять. Спорщики, вероятно, и читать не станут. Неважно, в общем, возрождаю былую традицию агроменных копипастов. ДЛЯ ИСКРЕННЕ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ. Спорщики пусть отправляются для дебатов куда-нибудь в "Духовный Вавилон" или подобные темы. Буду рад и прославлю дорогого Спасителя моего, Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, если хоть один из форумчан получит духовную пользу и назидание от этого чтения.
Нам следует рассмотреть два раздела, относящиеся к данной теме: а) Вселенская Церковь; и б) Поместная церковь.
А. ВСЕЛЕНСКАЯЦЕРКОВЬ (De Ecclesia Universali)
1. Определение термина
При помощи действенных средств благодати (Ис.55:10,11; Рим.10:17) Святой Дух постоянно собирает в Царство Небесное тех, кто воистину веруют, что они спасены только верою в заместительное искупление Христа, Богочеловека, Спасителя мира (Деян.2:44-47; 5:42; 11:21; 13:48). Общность верующих святых, которых Святой Дух таким образом собирает посредством Евангелия, - мы, по примеру Писания (Ефес.5:24-27), называем Церковью (hd;[e,e, ar;q]mi,i, lh;q; , sunagwghv, ejkklhsiva , communio sanctorum, congregatio vere credentium, coetus fidelium ). Христианская Церковь, соответственно, состоит из всех тех, кто воистину веруют в Евангелие, то есть в благодатную весть Божию о том, что ради заместительного искупления Христова они получают в дар (cavriti) прощение грехов, жизнь и спасение. Или, если это выразить более кратко, - это те, кто веруют во Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Иоан.1:29).
Это определение термина "Церковь" важно ввиду множества заблуждений, возникавших и поддерживавшихся по данному вопросу. Согласно Писанию, только вера во Христа (fiducia cordis), Который умер за грехи мира, делает человека членом Церкви, а вовсе не внешняя принадлежность к какой-то поместной церкви, не внешнее употребление средств благодати, не внешнее исповедание христианской веры, не отправление служения в видимых церквях, не стремление следовать примеру Христа, внешне подражая Ему (Деян.5:14). Следовательно, такие утверждения наших догматиков, как: Sola fides in Christum membra ecclesiae constituit; Christiani sunt ecclesia , - являются воистину библейскими, ибо только верующий во Христа становится членом Его святой Церкви (Деян.16:31).
Как только человек начинает веровать во Христа, действительно начинается его освящение, или обновление, которое является неизбежным следствием и плодом оправдания (2Кор.5:17,18). По этой причине Святое Писание часто показывает истинных членов Церкви согласно их освященной природе (1Кор.6:15-20; 1Пет.2:5), или согласно святым делам, которые они совершают верою (1Пет.2:9-25). Однако возрожденные являются членами Церкви не потому, что они освящены Святым Духом, равно как не потому, что Его силою они приносят плоды веры (Иоан.15:4,5), но лишь потому, что они уповают на Христа в спасении без дел (Рим.3:28; 4:3-5). Иначе говоря, как мы оправданы sola fide, так мы и являемся членами Церкви sola fide. Об оправдании верою Лютер верно говорит, что один этот артикул порождает, питает, созидает, поддерживает и защищает Церковь Божию, и что без него Церковь Божия не может существовать ни одного часа (St.L., XIV, 168). Отсюда следует, что все неверующие и лицемеры (mali et hypocritae), внешне принадлежащие к видимым церквям, на самом деле находятся вне лона христианской Церкви. Они вовсе не являются частью Церкви (non sunt pars ecclesiae), хотя внешне являются членами поместных общин (ecclesiae admixti sunt secundam societatem externam) . Истинные члены Церкви присоединяются к ней путем внутренней, духовной общности с Триединым Богом верою, по причине чего они становятся домом Божиим (1Тим.3:15), храмом Божиим (1Кор.3:9; 2Кор.6:16), храмом Святого Духа (1Кор.6:19), Телом Христовым (Ефес.1:23), чадами [сынами] Божиими (Иоан.11:52; Гал.3:26-29) и т.д. С другой стороны, неверующие, согласно Писанию, не становятся домом Божиим, или Его храмом, но являются кузницей сатаны, "действующего ныне в сынах противления" (Ефес.2:1-3). Что касается определения: "Церковь есть общность избранных", использованного Гусом и одобренного Лютером (St.L., V, 1234 ff.), - мы принимаем его, как подлинно библейское определение (1Пет.2:9), поскольку истинные верующие во Христа являются избранными Божиими. (Байер: "Homines illi, quos Deus iuxta aeternum suum decretum fide et gratia sua donavit, collective sumpti dicuntur ecclesia" , III, 614).
То, чтохристианскаяЦерковьсостоиттолькоизистинноверующихвоХриста, являетсяучением, котороенашилютеранскиевероисповедальныекнигирешительнозащищаютотошибочныхдогматовпапистов: "Ecclesia est regnum divinum, unicum veritatis salutisque fundamentum, a Christo in orbe terrarum conditum, QUOD PONTIFEX MAXIMUS PER EPISCOPOS SECUNDUM CANONES ADMINISTRAT" .
"Аугсбургское Вероисповедание" гласит (Арт.VIII): "Церковь, по существу, является собранием святых и истинно верующих". В "Апологии" мы читаем (Арт.VII [VIII]; 5): "Церковь - это не только внешнее содружество людей или совокупность обрядов, как другие структуры управления, но по своему происхождению - это содружество веры и Святого Духа в сердцах". Или еще (там же, 16): "Церковь, которая воистину является царством Христовым, является, по существу, собранием святых. Поскольку порочными людьми управляет дьявол, и они являются его пленниками, - они не управляются Духом Христовым". Согласно "Апологии" (Там же, 17-19), "так как царство Христово еще не открылось, они [порочные люди] смешаны с Церковью и служат [учителями и иными служителями] в Церкви... [Но] беззаконники не относятся к царству Христову по той причине, что раскрытие еще не совершилось. Ибо Царством Его являются те, которые водимы Его Духом".
Таким образом, Лютеранская церковь исповедует библейское учение о том, что все истинные верующие являются членами Церкви, тогда как неверующие не являются ее членами, даже если внешне они принадлежат к какой-то видимой церкви. Верую, что она [Лютеранская церковь], является истинной видимой церковью, она в то же время полагает, что все искренне верующие члены заблуждающихся церквей воистину являются членами [невидимой] Церкви Христовой (ecclesia invisibilis). Согласно лютеранскому учению, вера является столь абсолютным средством, присоединяющим человека к Церкви, что даже изгнание, или отлучение человека от поместной церкви, - если это делается несправедливо, - не может отменить его принадлежности к Церкви Христовой.
Само собой очевидно, что те взрослые, которые еще не были крещены, но уже пришли к вере во Иисуса Христа, являются истинными членами Церкви, поскольку Крещение не является абсолютно необходимым, что уже подчеркивалось в предыдущей главе. С другой стороны, верно также и то, что искренне верующий человек никогда не пренебрегает установлениями Христа (Лук.7:29,30), так что истинный член Церкви не пренебрегает ни Крещением, ни Причастием.
УЧЕНИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ (De Ecclesia)
Нам следует рассмотреть два раздела, относящиеся к данной теме: а) Вселенская Церковь; и б) Поместная церковь.
А. ВСЕЛЕНСКАЯЦЕРКОВЬ (De Ecclesia Universali)
1. Определение термина
При помощи действенных средств благодати (Ис.55:10,11; Рим.10:17) Святой Дух постоянно собирает в Царство Небесное тех, кто воистину веруют, что они спасены только верою в заместительное искупление Христа, Богочеловека, Спасителя мира (Деян.2:44-47; 5:42; 11:21; 13:48). Общность верующих святых, которых Святой Дух таким образом собирает посредством Евангелия, - мы, по примеру Писания (Ефес.5:24-27), называем Церковью (hd;[e,e, ar;q]mi,i, lh;q; , sunagwghv, ejkklhsiva , communio sanctorum, congregatio vere credentium, coetus fidelium ). Христианская Церковь, соответственно, состоит из всех тех, кто воистину веруют в Евангелие, то есть в благодатную весть Божию о том, что ради заместительного искупления Христова они получают в дар (cavriti) прощение грехов, жизнь и спасение. Или, если это выразить более кратко, - это те, кто веруют во Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Иоан.1:29).
Это определение термина "Церковь" важно ввиду множества заблуждений, возникавших и поддерживавшихся по данному вопросу. Согласно Писанию, только вера во Христа (fiducia cordis), Который умер за грехи мира, делает человека членом Церкви, а вовсе не внешняя принадлежность к какой-то поместной церкви, не внешнее употребление средств благодати, не внешнее исповедание христианской веры, не отправление служения в видимых церквях, не стремление следовать примеру Христа, внешне подражая Ему (Деян.5:14). Следовательно, такие утверждения наших догматиков, как: Sola fides in Christum membra ecclesiae constituit; Christiani sunt ecclesia , - являются воистину библейскими, ибо только верующий во Христа становится членом Его святой Церкви (Деян.16:31).
Как только человек начинает веровать во Христа, действительно начинается его освящение, или обновление, которое является неизбежным следствием и плодом оправдания (2Кор.5:17,18). По этой причине Святое Писание часто показывает истинных членов Церкви согласно их освященной природе (1Кор.6:15-20; 1Пет.2:5), или согласно святым делам, которые они совершают верою (1Пет.2:9-25). Однако возрожденные являются членами Церкви не потому, что они освящены Святым Духом, равно как не потому, что Его силою они приносят плоды веры (Иоан.15:4,5), но лишь потому, что они уповают на Христа в спасении без дел (Рим.3:28; 4:3-5). Иначе говоря, как мы оправданы sola fide, так мы и являемся членами Церкви sola fide. Об оправдании верою Лютер верно говорит, что один этот артикул порождает, питает, созидает, поддерживает и защищает Церковь Божию, и что без него Церковь Божия не может существовать ни одного часа (St.L., XIV, 168). Отсюда следует, что все неверующие и лицемеры (mali et hypocritae), внешне принадлежащие к видимым церквям, на самом деле находятся вне лона христианской Церкви. Они вовсе не являются частью Церкви (non sunt pars ecclesiae), хотя внешне являются членами поместных общин (ecclesiae admixti sunt secundam societatem externam) . Истинные члены Церкви присоединяются к ней путем внутренней, духовной общности с Триединым Богом верою, по причине чего они становятся домом Божиим (1Тим.3:15), храмом Божиим (1Кор.3:9; 2Кор.6:16), храмом Святого Духа (1Кор.6:19), Телом Христовым (Ефес.1:23), чадами [сынами] Божиими (Иоан.11:52; Гал.3:26-29) и т.д. С другой стороны, неверующие, согласно Писанию, не становятся домом Божиим, или Его храмом, но являются кузницей сатаны, "действующего ныне в сынах противления" (Ефес.2:1-3). Что касается определения: "Церковь есть общность избранных", использованного Гусом и одобренного Лютером (St.L., V, 1234 ff.), - мы принимаем его, как подлинно библейское определение (1Пет.2:9), поскольку истинные верующие во Христа являются избранными Божиими. (Байер: "Homines illi, quos Deus iuxta aeternum suum decretum fide et gratia sua donavit, collective sumpti dicuntur ecclesia" , III, 614).
То, чтохристианскаяЦерковьсостоиттолькоизистинноверующихвоХриста, являетсяучением, котороенашилютеранскиевероисповедальныекнигирешительнозащищаютотошибочныхдогматовпапистов: "Ecclesia est regnum divinum, unicum veritatis salutisque fundamentum, a Christo in orbe terrarum conditum, QUOD PONTIFEX MAXIMUS PER EPISCOPOS SECUNDUM CANONES ADMINISTRAT" .
"Аугсбургское Вероисповедание" гласит (Арт.VIII): "Церковь, по существу, является собранием святых и истинно верующих". В "Апологии" мы читаем (Арт.VII [VIII]; 5): "Церковь - это не только внешнее содружество людей или совокупность обрядов, как другие структуры управления, но по своему происхождению - это содружество веры и Святого Духа в сердцах". Или еще (там же, 16): "Церковь, которая воистину является царством Христовым, является, по существу, собранием святых. Поскольку порочными людьми управляет дьявол, и они являются его пленниками, - они не управляются Духом Христовым". Согласно "Апологии" (Там же, 17-19), "так как царство Христово еще не открылось, они [порочные люди] смешаны с Церковью и служат [учителями и иными служителями] в Церкви... [Но] беззаконники не относятся к царству Христову по той причине, что раскрытие еще не совершилось. Ибо Царством Его являются те, которые водимы Его Духом".
Таким образом, Лютеранская церковь исповедует библейское учение о том, что все истинные верующие являются членами Церкви, тогда как неверующие не являются ее членами, даже если внешне они принадлежат к какой-то видимой церкви. Верую, что она [Лютеранская церковь], является истинной видимой церковью, она в то же время полагает, что все искренне верующие члены заблуждающихся церквей воистину являются членами [невидимой] Церкви Христовой (ecclesia invisibilis). Согласно лютеранскому учению, вера является столь абсолютным средством, присоединяющим человека к Церкви, что даже изгнание, или отлучение человека от поместной церкви, - если это делается несправедливо, - не может отменить его принадлежности к Церкви Христовой.
Само собой очевидно, что те взрослые, которые еще не были крещены, но уже пришли к вере во Иисуса Христа, являются истинными членами Церкви, поскольку Крещение не является абсолютно необходимым, что уже подчеркивалось в предыдущей главе. С другой стороны, верно также и то, что искренне верующий человек никогда не пренебрегает установлениями Христа (Лук.7:29,30), так что истинный член Церкви не пренебрегает ни Крещением, ни Причастием.
Комментарий