Взгляд Кураева на капитализм. И на протестантизм.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Интересно
    Участник

    • 27 October 2006
    • 240

    #1

    Взгляд Кураева на капитализм. И на протестантизм.

    Выдержка из интервью:

    В западных странах довольно полно было прослежено влияние различных ветвей протестантизма на хозяйственный дух и настрой предпринимательского сословия. А Владимир Познер вынес вердикт, что во всех наших хозяйственных бедах виновато православие. Как вы считаете, есть ли в нашем обыкновенном предпринимателе средней руки какой-то «православный ген» и каково его влияние?

    Я несколько раз был на передачах Познера и могу свидетельствовать: это человек с вполне тоталитарным сознанием, не способным меняться в зависимости от предъявляемых ему контраргументов, а значит, с ненаучным мышлением. Он способен лишь озвучивать расхожие либеральные штампы. Вероятнее всего, он только слышал о существовании книжки Макса Вебера о роли протестантизма в развитии экономики Запада, но вряд ли ее читал.

    Макс Вебер в своей книге приводит факты из истории Голландии восемнадцатого века, доказывающие, что действия по поощрению рабочих к интенсивному труду путем введения высоких расценок за качественный и продуктивный труд не приводили к успеху. Рабочие работали еще меньше. Получив возможность зарабатывать больше за единицу времени, они предпочитали максимизировать свободное время при тех же доходах, а не доходы.

    И это отнюдь не абсурдная реакция. Надо быть человеком совсем уж современного западного типа, чтобы считать, что главный аспект в жизни человека это его доходы и работа. Средневековая культура гораздо больше дорожит праздником. Во многом культура Средневековья это культура праздника. Так что я очень хорошо понимаю этих рабочих восемнадцатого века, которые отказывались запрягаться в конвейерную упряжь, а больше дорожили своим личным и семейным временем.

    Как удалось это сломать? Вебер показывает, что с духовными проходимцами, для которых деньги это все, не построить огромный западный мир. Для этого должны были быть люди другие: своеобразные аскеты и монахи ради карьеры, ради предпринимательского успеха. В религиозных протестантских кружках считалось, что у человека нет свободы, поэтому до создания мира Бог заранее решил, кого Он изберет к спасению, а кто обречен быть в аду. Это жестокая схема наиболее четко сформулирована у Лютера и Кальвина.

    Рождается следующая логическая цепочка. Если ты идешь к спасению, значит, Господь тебя любит и как любящий Отец будет тебе всегда помогать. И поэтому, если ты социально и карьерно успешен, значит, у тебя с Богом отношения добрые, ты избран. А если разоряешься, значит, ты все-таки проклят Богом. И тогда таких людей пасторы отлучали от причастия, отлучали от своей церкви. Это на народ, конечно, очень действовало. Поэтому люди старались.

    Вся статья здесь: (РСавославие Рё*РґСС РєР°РїРёСализма Р*РєСЃРїРµСС Online 2.0)

    Как же плоско господин Кураев отзывается о протестантах. Складывается такое впечатление, что господин Кураев представляет себе протестантизм исключительно как протестантскую этику отношения к труду. Как будто и нет спасения, Спасителя, любви, греха. И схемы какие-то выводит. Такая поверхностная чушь. И почему православные обижаются, когда их называют идолопоклонниками, педобаптистами (крещение младенцев) и т.д., иногда не особо разобравшись в существе вопроса, но сами позволяют себе вот такую плоскую ложь?

    Само Слово Божие учит человека многому, казалось бы утилитарному, пусть это называется "этикой". Отношение к родителям, отношение к власти, отношение к труду, много ещё чего. Это что, протестанты изобрели?
    Последний раз редактировалось Интересно; 10 March 2008, 01:30 PM.
  • Интересно
    Участник

    • 27 October 2006
    • 240

    #2
    Сказал бы он лучше так (правду): мол, мы, православные отродясь паству Слову Божиему не учили, не учили тому, что работая, старайся всё делать как для Господа, не костери власть, не костери евреев, не ленись и т.д., а учили только за требы платить. Но сказать-то об этом невозможно, поэтому скажем лучше, что протестанты учат, мол, раз ты не успешен, значит, без благословения.

    Комментарий

    • Интересно
      Участник

      • 27 October 2006
      • 240

      #3
      Что-то молчат многоуважаемые форумчане.

      Комментарий

      • Kot
        Ветеран

        • 29 July 2005
        • 10826

        #4
        Сообщение от Интересно
        Как же плоско господин Кураев отзывается о протестантах. Складывается такое впечатление, что господин Кураев представляет себе протестантизм исключительно как протестантскую этику отношения к труду. Как будто и нет спасения, Спасителя, любви, греха. И схемы какие-то выводит. Такая поверхностная чушь. И почему православные обижаются, когда их называют идолопоклонниками, педобаптистами (крещение младенцев) и т.д., иногда не особо разобравшись в существе вопроса, но сами позволяют себе вот такую плоскую ложь?

        Само Слово Божие учит человека многому, казалось бы утилитарному, пусть это называется "этикой". Отношение к родителям, отношение к власти, отношение к труду, много ещё чего. Это что, протестанты изобрели?
        Кураев не плоский, он лишь емко умеет высказывать ту мысль, которую другие размазывают по древу.
        В истории результат протестанского мышления в своем апофеозе выразился в идее создания мира потребления, который в государственном масштабе выражен в системе США. США - страна протестантизма. Столько различных либеральных протестантских течений, которые создались в США, нет ни в одном стране мира.

        Только не надо путать протестантизм как идеалогию, как форму мышления, с самими протестантами, среди которых встречаются люди с чисто православными воззрениями.
        Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
        "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

        Покаяние - это жажда быть другим... (с)

        Комментарий

        • Kot
          Ветеран

          • 29 July 2005
          • 10826

          #5
          Сообщение от Интересно
          Сказал бы он лучше так (правду): мол, мы, православные отродясь паству Слову Божиему не учили, не учили тому, что работая, старайся всё делать как для Господа, не костери власть, не костери евреев, не ленись и т.д., а учили только за требы платить. Но сказать-то об этом невозможно, поэтому скажем лучше, что протестанты учат, мол, раз ты не успешен, значит, без благословения.
          Успешность в плане личной материальной сытости и успешность в делах, которые делаются честно и во благо страны и народа - не одно и тоже для православного сознания. В мире превалирует именно первое понятие успешности. Не думаю, что Вы с этим будете спорить.
          Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
          "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

          Покаяние - это жажда быть другим... (с)

          Комментарий

          • Фома Верующий
            Участник

            • 16 November 2005
            • 431

            #6
            Сообщение от Интересно
            Что-то молчат многоуважаемые форумчане.
            Встретил вот такое -
            Основы социальной концепции РПЦ - Труд и его плоды:

            VI.1. Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что вначале "не было человека для возделывания земли" (Быт. 2. 5); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, "чтобы возделывать и хранить его" (Быт. 2. 15). Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3. 19). Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни.
            VI.2. Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм. Четвертая заповедь гласит: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих" (Исх. 20. 8-10). Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с божественным творчеством, положившим начало мирозданию. Ведь заповедь субботствования обосновывается тем, что при сотворении мира "благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2. 3). Сей день должен быть посвящен Господу, с тем чтобы повседневные заботы не могли отвратить человека от Творца. Вместе с тем, деятельные проявления милосердия и бескорыстная помощь ближним не являются нарушением заповеди: "Суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2. 27). В христианской традиции с апостольских времен днем, свободным от труда, стал первый день седмицы - день Воскресения Христова.
            VI.3. Совершенствование орудий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически.
            В Священном Писании сказано, что первыми строителями земной цивилизации были потомки Каина: Ламех и его дети изобрели и произвели первые орудия из меди и железа, переносные шатры и различные музыкальные инструменты, они явились родоначальниками многих ремесел и искусств (Быт. 4. 20-22). Однако они вместе с другими людьми не избежали соблазнов: "Всякая плоть извратила путь свой на земле" (Быт. 6. 12), а потому по воле Творца цивилизацию каинитов завершает потоп. Наиболее ярким библейским образом безуспешной попытки падшего человечества "сделать себе имя" является строительство вавилонской башни "высотою до небес". Столпотворение предстает символом объединения усилий людей для достижения богопротивной цели. Господь карает гордецов: смешивая языки, Он лишает их возможности взаимопонимания и рассеивает по всей земле.
            VI.4. С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти.
            Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол пишет: "Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17). Всем памятны слова апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3. 10).
            Этическое значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учители Церкви. Так, Климент Александрийский называл труд "школой общественной справедливости". Святитель Василий Великий утверждал, что "намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам". А святой Иоанн Златоуст призывал считать "бесчестием не работу, но праздность". Пример трудового подвижничества явили иноки многих монастырей. Их хозяйственная деятельность во многом была образцом для подражания, а основатели крупнейших иноческих обителей имели, наряду с высочайшим духовным авторитетом, и славу великих тружеников. Широко известны примеры усердного труда преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и других русских подвижников.
            VI.5. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом.
            VI.6. Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: "Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое" (1 Кор. 9. 7,10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом.
            Священное Писание говорит: "Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха" (Втор. 24. 14-15); "Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его" (Иер. 22. 13); "Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа" (Иак. 5. 4).
            Вместе с тем заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах - и делиться с ними плодами труда, "чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих" (Втор. 24. 19-22).
            Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств.



            Комментарий

            • Фома Верующий
              Участник

              • 16 November 2005
              • 431

              #7
              И еще пару статей на эту тему:

              "Этика труда православия"

              (там по ссылке есть файл в pdf-формате) Сам не читал. Но если Вам действительно интересно, то может пригодиться.

              И
              Валентин РАДАЕВ: "Нельзя перекроить русскую душу"
              (Наверное чем-то похоже на Кураева)

              Комментарий

              • Vit.
                Ветеран

                • 11 June 2006
                • 3843

                #8
                Сообщение от Интересно
                Рождается следующая логическая цепочка. Если ты идешь к спасению, значит, Господь тебя любит и как любящий Отец будет тебе всегда помогать. И поэтому, если ты социально и карьерно успешен, значит, у тебя с Богом отношения добрые, ты избран. А если разоряешься, значит, ты все-таки проклят Богом. И тогда таких людей пасторы отлучали от причастия, отлучали от своей церкви. Это на народ, конечно, очень действовало. Поэтому люди старались.
                Можно конечно оспорить мысль,что успешность в бизнесе- не есть признаком духовности.Но кто оспорит мысль что человек,который не успешен не в бизнесе,не в семейных отношениях,не в социальном своем выражении,есть духовный человек?
                И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                Комментарий

                • Интересно
                  Участник

                  • 27 October 2006
                  • 240

                  #9
                  Сообщение от Kot
                  В истории результат протестанского мышления в своем апофеозе выразился в идее создания мира потребления, который в государственном масштабе выражен в системе США. США - страна протестантизма. Столько различных либеральных протестантских течений, которые создались в США, нет ни в одном стране мира.

                  Только не надо путать протестантизм как идеалогию, как форму мышления, с самими протестантами, среди которых встречаются люди с чисто православными воззрениями.
                  Какая же каша у Вас в голове. Т.е. протестантизм рано или позно заканчивается Юсой?

                  А я-то дурак думал, что протестантизм - это непринятие человеческих наложений на Писание. Оказывается, нет. Оказывается - это общество потребления.

                  Комментарий

                  • Интересно
                    Участник

                    • 27 October 2006
                    • 240

                    #10

                    1Ti 6:5Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.


                    Комментарий

                    • свящ. Евгений Л
                      РПЦ

                      • 03 November 2006
                      • 9070

                      #11
                      Vit.,
                      Сообщение от Vit.
                      Но кто оспорит мысль что человек,который не успешен ни в бизнесе,ни в семейных отношениях,ни в социальном своем выражении,есть духовный человек?
                      Может быть Иоанн Креститель?
                      ...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.

                      Комментарий

                      • свящ. Евгений Л
                        РПЦ

                        • 03 November 2006
                        • 9070

                        #12
                        Интересно,
                        Сообщение от Интересно
                        А я-то дурак думал, что протестантизм - это непринятие человеческих наложений на Писание. Оказывается, нет. Оказывается - это общество потребления.
                        Видите ли "непринятие человеческих наложений на Писание" - дело короткое, а что дальше делать? Посты, монашество - вон. Длинные молитвенные последования на спасение влияния не оказывают. Чем еще заняться и в чем реализоваться? - в материальном.
                        ...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами.

                        Комментарий

                        • Vit.
                          Ветеран

                          • 11 June 2006
                          • 3843

                          #13
                          ...............................
                          И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                          Комментарий

                          • Vit.
                            Ветеран

                            • 11 June 2006
                            • 3843

                            #14
                            ....................................
                            И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                            Комментарий

                            • Vit.
                              Ветеран

                              • 11 June 2006
                              • 3843

                              #15
                              Сообщение от свящ. Евгений Л
                              Vit., Может быть Иоанн Креститель?
                              Иоанн,Христос в этом не преуспели, потому что в этом не учавствовали,но если бы учавствовали то преуспели бы.Как Вы думаете те палатки,которые делал Павел на продажу, были сделаны тяп-ляп?
                              Всякий верующи должен делать,все за что берется, как для Христа.Поэтому где верующих много и товары будут качественными и бюрократы относительно честными и это неизбежно их страну сделает богатой.
                              И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                              Комментарий

                              Обработка...