1054: 1 против 4

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • paveletsky
    the млянин

    • 20 May 2002
    • 4533

    #1

    1054: 1 против 4

    Привет всем!

    У меня вопрос, скорее всего к римо-католикам и тем, кто знает их позицию по данному вопросу.

    Касается он, как Вы уже наверное догадались по заголовку темы, схизмы 1054г., а именно: как католики видят и оправдывают факт отделения одного патриархата (Римского) некогда Единой Церкви от четырех? И каким образом они (вы) обосновывают тот факт, что четыре патриархата действительно отделились от одного, а не наоборот?

    Заранее признателен за ответ!
    мой ЖЖ
    http://paveletsky.livejournal.com/
  • Avenir
    католик

    • 22 November 2005
    • 319

    #2
    разделение началось не в 1054м году и закончилось прилично позже.В самом же 1054м кардинал Гумберт отлучил властолюбивого патриарха Михаила Керуллария за многие канонические проступки,в том числе и приказ о закрытии латинских церквей Константинополя и топтании Святых Даров на пресном хлебе.
    Вот довольно подробный разбор событий с CATHOLIC ONLINE - Главная
    Вождь лангобардов Аргир, союзник норманнов, воевавший вместе с ними против Византии, по неясной причине переходит на сторону греков. Он едет в Константинополь, становится советником императора Константина и уговаривает того объединиться с Папой против норманнов, благо Папа сам прислал такое предложение императору. Между Аргиром и патриархом Михаилом Керулларием возникает вражда. Аргир резко критикует патриарха, патриарх не допускает Аргира до причастия. Обвинить Аргира в чем-то серьезном не удается, поэтому главным козырем Керуллария становится лояльное отношение Аргира к практике причащения опресноками. Император назначает Аргира правителем Южной Италии и Аргир отплывает из К-поля.
    В это время папа Лев IX получает множество жалоб на грабежи норманнов. К тому же между Папой и норманнами существует спор из-за княжества Беневенто. Папа пробует найти поддержку у германского императора, но не получает ее. Тогда Папа начинает переговоры с вождем норманнов Дрого (Дрогоном ) и им удается договориться. Но вскоре Дрого убивают некие заговорщики и конфликт продолжает разгораться. Прибывший в Италию Аргир договаривается о совместных военных действиях с Папой. Папа, собрав все возможные силы, выступает на соединение с византийцами. Однако, норманны преграждают ему путь у города Чивитате. Папа начинает переговоры, пытаясь выиграть время до подхода союзников. Однако, византийцы на выручку так и не приходят. Норманны подозревают, что Папа тянет время неспроста и в разгар переговоров нападают на папскую армию. Не смотря на героическое сопротивление швабской гвардии, войска Папы терпят поражение, а самого Папу жители Чивитате выдают норманнам. Впрочем, норманны обращаются с пленным Папой уважительно.
    В это время в Константинополе набирает обороты антиопресночная компания. У латинян, живущих в К-поле требуют перейти на причащение квасным хлебом, а когда те отказываются, Керулларий приказывает закрыть латинские храмы. При этом сакелларий Константин топчет опресночные Св. Дары ногами. Льву , епископу Охридскому поручается написать послание, где бы доказывалась неправильность латинской практики. Послание вручается итальянскому епископу Иоанну Транийскому, находившемуся в это время в Византии, с указанием ознакомить с ним латинских епископов и папу (однако оно не адресовано Папе напрямую). Иоанн возвращается к себе в Трани и вручает это послание Гумберту, который едет из Рима к пленному Папе и останавливается в Трани по дороге. Вполне возможно, что именно тогда Гумберт и узнает о присходящем в К-поле. Он переводит документ на латынь и представляет его Папе. Папа, итак расстроеный предательством (как он считает) византийцев при Чивитате, воспринимает это послание как удар в спину. Вместе с Гумбертом они составляют очень резкое письмо к Керулларию, но не успевают его отправить, как приходит письмо от императора в примирительных тонах и с предложением союза и помощи. Затем приходит письмо от Керуллария в довольно мирном тоне, хотя и не без некоторых неуважительных моментов. Вот тогда Папа и решает послать легатов в Константинополь для выяснения всех обстоятельств.
    В письме к папе Льву IX Керулларий говорит о необходимости союза против норманнов и предлагает
    восстановить поминание Папы "во всем мире" (in toto orbe terrarum), если Папа введет поминание
    патриарха (видимо, как равного) за богослужением в Риме.
    В ответном письме Папа благодарит Керуллария за старания о согласии и единстве. Однако, упрекает патриарха в том, что при его избрании были нарушены правила. А также обвиняет его в попытках подчинить себе александрийскую и антиохийскую кафедры, в присвоении титула "вселенский"
    и в анафемах на тех, кто причащается опресноками. Папа отказывается считать К-поль равным Риму. Рим - есть Мать всех церквей, а кто от нее отделяется, превращается в сборище схизматиков, еретиков и синагогу сатаны.
    При этом Папа называет патриарха "дражайший" и "почтенный" брат и архиепископ (себя Папа именует просто епископом). Он призывает патриарха отступиться от "безумия" и надеется, что тот окажется невиновным в тех проступках, в которых его обвиняют или же исправится.
    Это письмо Папа отправляет в К-поль с тремя легатами: Гумбертом, Фридрихом Лотарингским и Петром из Амальфи. Надо заметить, что двое из них (Фридрих и Петр) были свидетелями битвы при Чивитате.
    Прибыв в К-поль, легаты встретились с Керулларием и вручили ему письмо Папы. Обе стороны остались крайне недовольны этой встречей. Гумберт жалуется, что патриарх не соизволил поприветствовать их даже кивком головы и хотел отвести им место позади всех митрополитов. Керулларию не понравилось, что легаты явились слишком торжественно и не согласились находиться в последних рядах. Письмо Папы Керулларию явно не понравилось.
    Затем состоялся прием у императора. Император по отношению к легатам был в высшей степени любезен. Между императором и патриархом отношения были напряженные. Но император не отличался таким сильным характером как у Керуллария, к тому же он уже был серьезно болен. Видимо, в это же время Гумберт излагает свои доводы против сочинения Льва Охридского. Затем, по-видимому, убедившись, что сведения о событиях в Константинополе подтверждаются, и ободренный хорошим отношением императора, он обнародует первое неотправленное письмо Папы.
    Керулларий поручает студийскому монаху Никите Стифату написать сочинение против опресноков. Незадолго перед этим Никита уже вел полемику по этому поводу с армянами. Поэтому он переделывает свои противоармянские сочинения в противолатинские. В присутствии императора в Студийском монастыре происходит публичный диспут между Стифатом и Гумбертом. В результате диспута Стифат признает правоту Гумберта, сжигает свои произведения и, если верить Гумберту, становится его другом. Впрочем, у Стифата была причина не любить Керуллария, поскольку последний приказал удалить из синодика имя св. Феодора Студита.
    Между тем сам Керулларий всячески избегает встречи с легатами. А император не рискует ссорится с патриархом в открытую. Наконец терпение Гумберта иссякает и легаты обнародуют свою знаменитую анафему, ссылаясь на то, что патриарх не покаялся в совершенном, не желает с ними общаться и запрещает им служить в храмах. Вслед за этим легаты покидают К-поль.
    Когда точно в К-поль пришла весть о смерти Папы нам не известно.
    Узнав об анафеме и отъезде легатов Керулларий приходит в бешенство и требует от императора вернуть легатов, якобы для личной встречи и участия в Синоде. Легатов возвращают.
    Однако, некие доброжелатели тайком сообщают легатам, что на встрече Керулларий собирается натравить на легатов своих сторонников и расправиться с легатами. Легаты просят императора о защите. Император объявляет,что встреча будет проведена в своем присутствии, но тут отказывается Керулларий. Император, чувствуя, что обстановка накаляется одаряет легатов подарками и спешно отсылает их из К-поля.
    Легаты только успели уехать, как Керулларий поднимает в К-поле бунт, который чуть не привел к свержению императора. Поскольку Керулларий утверждал, что легаты - это самозванцы, подосланные Аргиром, то зять и сын Аргира попали в тюрьму. Сам Аргир был отправлен в изгнание. Переводчики, служившие легатам, подверглись пыткам. Все это немного разрядило обстановку. Керулларий созвал
    Синод и анафематствовал легатов, как самозванцев. При этом Керулларий заявил, что они отказались с ним встретиться перед отъездом.
    Гумберт утверждает, что булла, которую Керулларий выдавал за буллу легатов, была поддельной. Потом буллу торжественно сожгли.
    В это время легаты приехали в Киев, правда, по дороге их ограбили разбойники (причем свои же, западные "христиане") и все императорские дары отняли.
    В К-поле бунт стих и император посылает в Киев за копией подлинной грамоты, и получив ее подвергает наказанию родственников и друзей Керуллария. Выступить против самого Керуллария император не решается. Однако, отношения между ними на грани войны.
    Но в 1055 году император умирает и конфликт так и не разражается. С имп. Феодорой отношения Керуллария отстаются напряженными, Михаила IV Стратиотика Керулларий сначала поддерживает, а затем одобряет его свержение и содействует возведению на престол Исаака Комнина.
    Обращаясь с императором, как со своей марионеткой патриарх начинает носить пурпурную обувь (исключительная привилегия императора) и даже как-то в гневе бросает Исааку - "Я тебя, печка, сложил, я тебя и разрушу!"
    Однако император оказался не так прост, и с престола слетел сам Керулларий. Император готовил против патриарха суд, но тот умер не дожив до суда.
    Сам Керулларий не был сильным богословом. Поэтому он избегал диспутов, выставляя вместо себя то Льва Охридского, то Никиту Стифата. Пытался он втянуть в полемику с Римом и патриарха Петра Антиохийского (и частично это ему удалось). Переписка Керуллария с Петром Антиохийским - важный исторический документ по истории раскола.
    В письме к патриарху Петру Керулларий инициативу борьбы с самозванцами-легатами приписывает императору Константину. Анафему на них произносит тоже Константин.
    Легаты же, будучи призваны императором во дворец, якобы явиться отказались, да еще и угрожали самоубийством, если им не перестанут досаждать. Папе Керулларий вначале возносит хвалы, а легатов называет самозванцами, подосланными Аргиром и подделавшими письмо Папы и папские печати.Называет их "вынырнувшими из мрака... нечестивыми и отвратительными мужами". О Гумберте пишет, что это давно изгнанный из своей епархии амальфитанский предстоятель, лжеархиепископ и лжеканцлер. Об этом Керулларию, будто бы поведал Иоанн Транийский.
    Потом, видимо увлекшись, Керулларий называет легатов "местоблюстителями Рима" и начинает критиковать латинские порядки. По его словам Римские папы были отделены от Церкви еще со времен папы Вигилия и Шестого Вселенского Собора, и с тех пор не поминаются за богослужением. Легаты, будто бы анафематствовали "всякую церковь Православную" за нежелание брить бороды, за причащение от женатых священников, за квасной хлеб и неисповедание исхождения Св. Духа от Отца и Сына.

    Однако, невероятно, чтобы Иоанн Транийский расказывал такие басни о Гумберте, которого знал лично. Зачем ему было обманывать Керуллария? О бритье бород и квасном хлебе в анафеме легатов не было ни слова. Рим не отвергал причашение квасным хлебом. Более того Лев IX в письме к Керулларию говорит, что итальянские греки не только не принуждаются к причащению опресноками, а наоборот призываются к соблюдению своей литургии.

    В ответном письме Петр Антиохийский пишет, что так и не понял, зачем Аргиру понадобилось устраивать этот маскарад - "Великое удивление охватило нас, не способных понять, чем был движим и чего хотел италиец Аргир..." Затем Петр поправляет Керуллария, что папа Вигилий жил во времена Пятого Собора, а не Шестого. И никак не может быть, чтобы Папы были вычеркнуты тогда и до сих пор не поминались. Он сам, будучи в Константинополе 45 лет назад, собственными ушами слышал, как Папу поминали во время богослужения.
    Это посты участника Drogon.
    История раскола в 1054 году - КАТОЛИЧЕСКИЙ ФОРУМ У ЗАГЛОБЫ
    Полный текст анафемы Керулларию есть в той же теме на 3ей странице.
    И не 1 против 4,а 1 против 1-Рим против Константинополя,остальные три восточных патриархата периодически находились от Константинополя в некоторой зависимости.
    Последний раз редактировалось Avenir; 23 January 2008, 03:20 PM.

    Комментарий

    Обработка...