Так случилось, что по долгу службы был вынужден сопровождать Одного Высокого Гостя в Киево-печерскую лавру. Гость изъявил желание посетить пещеры. Над входом в Ближние Пещеры я обратил внимание на предупреждающую надпись: "Разговаривающим в пещерах посылаются скорби".
Сами Ближние Пещеры ничего особенного из себя не представляют. Входишь в подвал, идешь десять метров под землей, выходишь на волю. Но! Наибольший интерес, насколько я понимаю, представляет часть, закрытая для любопытствующих зевак и открытая, как гласит надпись, только "для молитвенного поклонения". Однако войти туда не так-то просто. На входе в часть пещер, предназначенную "для молитвенного поклонения", стоит плечистый служитель, привествуя каждого звучным напевом: "Святой Афанасий, помилуй нас". Потом тоном ниже: "Крестимся, целуем мощи". Целовать мощи и креститься мы не стали, и нас деликатно завернули на выход.
Сами Ближние Пещеры ничего особенного из себя не представляют. Входишь в подвал, идешь десять метров под землей, выходишь на волю. Но! Наибольший интерес, насколько я понимаю, представляет часть, закрытая для любопытствующих зевак и открытая, как гласит надпись, только "для молитвенного поклонения". Однако войти туда не так-то просто. На входе в часть пещер, предназначенную "для молитвенного поклонения", стоит плечистый служитель, привествуя каждого звучным напевом: "Святой Афанасий, помилуй нас". Потом тоном ниже: "Крестимся, целуем мощи". Целовать мощи и креститься мы не стали, и нас деликатно завернули на выход.
- Вопрос №1: Кто посылает скорби болтунам в пещерах и в чем они заключаются?
- Вопрос №2: Действительно ли обязательно целовать мощи, чтобы пройти в место поклонения, или это исключительная особенность Киево-печерского заповедника?
Комментарий