Рассуждения о посте.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Анна 83
    Православная

    • 28 December 2006
    • 1599

    #1

    Рассуждения о посте.

    В ПЦ есть установленное время постов-весьма длительных.Для чего?Что это дает?По принуждению ли это? Зачем вообще нужен пост? И в чем он заключается?
    Не думаю,что я буду оригинальна в своих рассуждениях,но все же.Сейчас идет установленный Петров пост.Часто в разговоре с далекими от Православия людьми слышится недоумение:какая Богу разница-что у меня лежит на тарелке? Мы и так плохо живем-куда еще поститься? и т.д.
    Не буду доказывать святость для меня лично установлений ПЦ,но попытаюсь обратиться к Библии.Что мы здесь видим?Постились многие ВЗ праведники,постился Иоанн,постился Сам Господь:

    36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
    37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
    (Лук.2:36-37)

    4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
    (Матф.3:4)
    6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
    (Мар.1:6)



    1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
    2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
    (Матф.4:1-2)

    Ограничение в пище.Что это дает?Действительно,многие ссылаются на "фарисейственность" поста,мол пост должен быть в душе,а не на тарелке.Действительно:
    16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    (Матф.6:16)

    3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
    4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
    5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
    6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
    7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
    8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
    9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
    10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
    11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
    12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
    13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, -
    14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
    (Ис.58:3-14)

    Однако, пост в пищевом смысле не мешает нам творить дела милосердия,не так ли? Какова конечная цель всего нашего земного существования?-Спасение.
    12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
    (Матф.11:12)

    Пост-это то усилие,которое не являясь самоцелью,служит нам в этом восхищении.
    Это легко,ерунда-говорят некоторые? Совсем нет!Требует значительных усилий.Воли и сосредоточенности на той высокой цели,о которой я говорила.
    Еще часто возникает вопрос-зачем ПЦ так жестко регламентирует время постов?Ведь если посчитать,чуть ли не треть года приходится на пост.
    Церковь-это единый организм,Тело Христово,когда мы все вместе одновременно приносим Господу этот плод-поста,то об этом говорится:20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
    (Матф.18:20).Ибо то,что мы делаем,делаем во Имя Божие.
    Это мое рассуждение.Хотелось бы услышать ваше мнение.
    Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!

    Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
    Старец Паисий Святогорец.
  • Jeka2
    Христианин

    • 20 January 2007
    • 4340

    #2
    Очень хорошо о посте сказано у Исайи.
    Без комментариев.
    А о посте, длиной в треть года, думаю так: истинный Христианин постится 24 часа в сутки 365 дней в году до конца дней своих на земле.
    Жизнь - это поиск Бога,
    смерть - это встреча с Ним...
    ---------------------------------
    Никогда не опускай Библию на уровень своего интеллекта,
    но всегда повышай уровень своего интеллекта до уровня Библии.

    Комментарий

    • Огонь
      исповедующие Живого Бога

      • 03 March 2006
      • 740

      #3
      Изнурением тела нашего не достигнуть Силы Слова. Мне кажется здесь много завязано на Духе. И самое главное для нас понять что же пост на самом деле? Как нам открыл Бог что пост существует по воле Его. А значит он упирается на личном общении с Богом. И если тебе Бог говорит чтобы ты взяла пост пред лицом Его, то этот пост будет благословением. Вообще все зависит от состояния сердца,.. чтобы было не по принуждению, когда тебе скажут а как положится на сердце и если ты для себя держишь пост по своему состоянию и этим не кичишься и не выставляешь свои достижения то Слава Богу. Ведь мы сейчас живем пред Богом не делами а верой. Потому что дела есть производная веры, в общение с Богом. Я услышала внутри себя зов Духа, в Слове Живого Бога, поверила и сделала.

      Комментарий

      • Анна 83
        Православная

        • 28 December 2006
        • 1599

        #4
        Если ждать повеления от духа,то его эдак можно и вовсе не услышать-голос тела,плоти заглушит воплями "не хочу".Душу принуждать трудиться надо.
        Последний раз редактировалось Анна 83; 12 June 2007, 02:48 PM. Причина: т
        Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!

        Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
        Старец Паисий Святогорец.

        Комментарий

        • Son_of_GOD
          Участник

          • 30 December 2006
          • 36

          #5
          Сообщение от Анна 83
          В ПЦ есть установленное время постов-весьма длительных.Для чего?Что это дает?По принуждению ли это? Зачем вообще нужен пост? И в чем он заключается?
          Не думаю,что я буду оригинальна в своих рассуждениях,но все же.Сейчас идет установленный Петров пост.Часто в разговоре с далекими от Православия людьми слышится недоумение:какая Богу разница-что у меня лежит на тарелке? Мы и так плохо живем-куда еще поститься? и т.д.
          Не буду доказывать святость для меня лично установлений ПЦ,но попытаюсь обратиться к Библии.Что мы здесь видим?Постились многие ВЗ праведники,постился Иоанн,постился Сам Господь:

          36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
          37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
          (Лук.2:36-37)

          4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
          (Матф.3:4)
          6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
          (Мар.1:6)



          1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
          2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
          (Матф.4:1-2)

          Ограничение в пище.Что это дает?Действительно,многие ссылаются на "фарисейственность" поста,мол пост должен быть в душе,а не на тарелке.Действительно:
          16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
          (Матф.6:16)

          3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
          4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
          5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
          6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
          7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
          8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
          9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
          10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
          11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
          12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
          13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, -
          14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
          (Ис.58:3-14)

          Однако, пост в пищевом смысле не мешает нам творить дела милосердия,не так ли? Какова конечная цель всего нашего земного существования?-Спасение.
          12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
          (Матф.11:12)

          Пост-это то усилие,которое не являясь самоцелью,служит нам в этом восхищении.
          Это легко,ерунда-говорят некоторые? Совсем нет!Требует значительных усилий.Воли и сосредоточенности на той высокой цели,о которой я говорила.
          Еще часто возникает вопрос-зачем ПЦ так жестко регламентирует время постов?Ведь если посчитать,чуть ли не треть года приходится на пост.
          Церковь-это единый организм,Тело Христово,когда мы все вместе одновременно приносим Господу этот плод-поста,то об этом говорится:20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
          (Матф.18:20).Ибо то,что мы делаем,делаем во Имя Божие.
          Это мое рассуждение.Хотелось бы услышать ваше мнение.
          Вы рассмотрели не все стороны поста. Например эту сторону:
          Ездр.8:21
          21 И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего
          Есф.4:3
          3 Равно и во всякой области и месте, куда [только] доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих.
          Ион.3:5
          5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. 6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, 7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, 8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. 9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". 10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
          Из эти мест следуе, что пос использовался как обращение к Богу о милости. (В наше время хорошо подходит к хадатайству за страну и нужды церкви)
          Что касается Иисуса в пустыне нужно читать дальше
          Лук.4:14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
          Цель поста - получение Духа
          Матф.26:41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
          Поэтому мы смеряемся плотью и даем свободу Духу
          лично мое мнение (наверное никому не интересно, но все же) настоящий пост выражается в полном отказе от пищи (если возможно и воды), срок поста зависит от человека (его физического состояния и развития), важной часть является полное смирение и уделение Богу всего возможного времени (если рядом есть пустыня-само то)
          И тогда Он совершит:
          - прошения и ходотайства
          - исполнение Духом с чудесами и знамениями
          - преображение и освещение
          хотя может я и неправ
          лично у меня от части получается только последнее. Заметил одну вещь - чем чаще посты (и дольше), тем больше результат!

          Комментарий

          • Pilgrimlike
            Участник

            • 04 May 2007
            • 156

            #6
            И, проведя в посте сорок дней и сорок ночей, после Он ощутил голод (Мф.4:2, ВПНЗ)

            Пост всегда связан с молитвой. Это естественный полный или частичный отказ от пищи и других удовольствий на время молитвы с определенным бременем.

            Если во время поста вы хотите есть, то это уже не пост!

            Комментарий

            • Гурами
              немножко стрекоза

              • 09 June 2007
              • 135

              #7
              Пост важен в жизни христианина, однозначно. Но пост ни в коем случае не должен превращаться в голодовку или питание с ограничениями. Суть поста - ограничение в пище и других удовольствиях с целью приближения к Господу. И это важно в первую очередь для Господа, мы же жертвуем тем, что любим делать и к чему привыкли. Соглашусь с Son of GOD и Pilgrimlike, такой пост угоден Господу. А длинные православные посты тоже полезны, особенно с точки зрения диетологов Лично я не соблюдаю их, а беру пост с полным отказом от пищи, максимальным посвящением всего времени и внимания молитве и чтению Библии. Хотя это у меня бывает, когда совсем уж тяжкая нужда.

              Комментарий

              • Анна 83
                Православная

                • 28 December 2006
                • 1599

                #8
                Пост можно сравнить с принятием лекарства.Если мы профилактически время от времени поддерживаем свое здоровье,то суперэкстренных и сильных мер может не потребоваться.И
                Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!

                Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
                Старец Паисий Святогорец.

                Комментарий

                • Анна 83
                  Православная

                  • 28 December 2006
                  • 1599

                  #9
                  Почему-то вчерашнее сообщение не опубликовалось,да и ладно,лучше,чем св.отцы я все равно не скажу.

                  Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.

                  Преподобный Дорофей Палестинский ( 620).



                  При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

                  Святитель Василий Великий (330-379).



                  Душевный пост состоит в отвержении попечений.

                  Преподобный Исаия (IV век).



                  Я боюсь не кушанья нечистого, но нечистой страсти. Я знаю, что Ною было позволено есть всякое мясо, употреблявшееся в пищу, что Илия восстановил свои силы мясом, что Иоанна, дивного постника, не осквернило употребление животной пищи, т. е. саранчи. И я знаю, что Исава прельстила чечевица, что Давид сам себя укорял за желание напиться, что Царь наш был искушаем не мясом, а хлебом. И народ в пустыне заслужил упрека не потому, что, мечтая об еде, возроптал на Господа.

                  Блаженный Августин (IV век).



                  Если наблюдаешь пост в яствах, то для чего же допускаешь мясоедение в злословии? Ибо лучше пресыщаться яствами, нежели сквернить себя злословием.

                  Преподобный Исидор Пелусиот (V век).



                  Сами по себе пост и девство ни добро, ни зло, но бывают тем или другим от намерения упражняющихся в них.

                  Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, отражать нечистые помыслы и вожделения, быть выше любостяжания, в милостыни показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего.

                  И молитва, и пост бесполезны для тебя, когда ты не украшен верою, надеждою и любовью.

                  Если мы постимся и вместе питаем в себе гордость, если клеветою снедаем ближнего, то мы не только не получаем пользы, а напротив, делаем себе вред. Не о том вздыхай, чтобы не наказал тебя Бог, но о том, что ты оскорбил кроткого, человеколюбивого, пекущегося о твоем спасении Бога, Который Сына своего предал за тебя. Вот о чем вздыхай и вот что непрестанно делай!

                  Святитель Иоанн Златоуст ( 407).



                  Церковь нам воспоминает: «постимся постом духовным, благоприятным Господеви» и прочее (стихира Триоди). Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно (Пс. 50, 19), не внимать чужим недостаткам и не судить оных, а более внимать своим страстям и не допускать происходить оным в действие.

                  Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).



                  Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни...

                  Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).



                  Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными душевными и телесными подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру.

                  Первое условие нашего говения и христианского поста незлобие души
                  Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16)
                  Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастью, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению Св. Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить небесное царство.

                  Церковь говорит нам: "Пост вам не будет в пользу, если вы в течение семи недель будете настолько безвольны, что не вспомните своих грехов и не раскаетесь в них пред Господом. Ваш пост будет не во спасение, если вы в течение его не сделаете ни одного доброго подвига, ни одного достойного христианского дела".

                  Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).



                  Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница и надо поститься», то он себя мучает. А вот вникнув в смысл и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день, будет думать такой человек, Христос был распят. Ему не дали пить даже воды Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.

                  Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи.

                  Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
                  Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!

                  Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
                  Старец Паисий Святогорец.

                  Комментарий

                  • Son_of_GOD
                    Участник

                    • 30 December 2006
                    • 36

                    #10
                    Ну так резюмируйте!

                    Хорошо написано, спору нет. Вот еще б что-нибудь из современного, ну да ладно. Правдо чужым умом не проживешь, как не крути
                    Будьте так любезны финальный post от себя, чтобы все поняли, что вы поняли!

                    Комментарий

                    • Анна 83
                      Православная

                      • 28 December 2006
                      • 1599

                      #11
                      Старец Паисий,например,более чем современный автор.
                      Да поняла я поняла,только хотела ударение сделать не на рассуждение о посте духовном,а о посте телесном.Ладно,не пошла,видимо ,тема.Наверное потому,что я сама теоретик в этой сфере уже почти несколько лет:то беременная,то кормящая.Когда то,о чем рассуждаешь близко,то лучше все с Божией помощью получается.А сейчас немного не так.Все.Понятно.Спасибо за ответы.
                      Господи,устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою!

                      Гнев нужен,когда нам надлежит защищать нашу веру,а не физически защищать самих себя.Когда видим,что хулится наша вера,надо гневаться.Если обвиняют меня,я обязан принять это с кротостью.Однако,если обвиняют и хулят Православие,мне следует гневаться.
                      Старец Паисий Святогорец.

                      Комментарий

                      Обработка...