история христианства предмет бескрайний. Написаны тысячи книг по отдельным вопросам в христианстве. Сегодня я хочу поговорить о тех вещах, о тех событиях и личностях, которые определяли облик христианства на протяжении двух тысяч лет.
Мы имеем очень мало документов по истории 2 века. Но документы 3 века свидетельствуют о повсеместном распространении 3-хчинной иерархии, причем наличие такой иерархии обосновывается ссылками на апостолов дескать, они такое придумали. Другое дело, что это не вполне обосновывается книгами НЗ и самым ранним христианским катехизисом Дидахе.
«Поставляйте себе также епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они также исполняют для вас служение пророков и учителей; поэтому не презирайте их, ибо они у вас должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями.»
Другой особенностью уже 3- го века является наличие канонов постановлений собраний епископов о том, как должна строиться церковная жизнь. Фактически говоря языком сегодняшнего дня, каноны это устав церкви. И сегодня любая церковь, любой союз церковной имеет основы вероучения и устав. В древности такого разделения не было и это приводило к тому, что истины вероучения «Исповедаем Троицу, исповедуем Боговоплощение» воспринимались наряду с типично правовыми нормами как нечто незыблемое. Почему это произошло? На этот счет есть только теории. Но факт есть факт - к 3 веку представление о всеобщем священстве всех верных сменилось представлением о священстве диаконов, пресвитеров и епископов. Произошла подмена понятий те, в чью обязанность входило быть пастухами, пастырями, руководителями, стали восприниматься как жречество, как те, без кого христиане не могут по домам собираться и молиться. Более того, собрание молитвенное христиан в доме стало восприниматься как безчинное, если с ними нет человека имеющего рукоположение, посвящение от законного епископа, от епископа признаваемого за такового от собратий. Появилось понятие об апостольском преемстве. В начале преемство означало следующее я не самозванец, меня в епископы поставил человек, который сам был епископом и возглавлял эту общину, а его поставило другой человек, про которого мы знаем, что его на эту должность ставил например ап. Петр или Павел или кто иной. В настоящее время это учение воспринимается как то, что епископ является носителем какой-то благодати, энергии чего-то такого, что делает его епископом без паствы. В древности епископ это тот кто стоял во главе общины. Епископ без общины которая признает его за такового нонсенс глупость. Сегодня это сплошь и рядом.
Другая большая беда христианства того периода это донатистский раскол середины 3 в. Суть раскола такова: после очередного гонения на христиан выяснилось что среди отрекшихся от Христа под угрозой гонений, только от одной угрозы, было большое количество богатых людей, епископов и пресвитеров. Встал вопрос о том, как с ними поступать. В 3 веке христиан не убивали, христиан калечили. И вот мученики, лица, подвергнувшиеся мучениям постановили что лиц, отрекшихся от Христа, ни на какие начальственные должности никогда не пускать. Было и другое мнение оно стояло на Петре как камне Церкви человека, не просто бежавшего от угрозы смерти, но трижды отрекшегося, Христос поставил главою Церкви, краеугольным камнем. Соответственно епископов после периода прещений и испытательного срока опять ставили на прежние должности. НЕ согласные с этим лица, называвшие себя чистыми христианми, по латыни донатистами, стали образовывать параллельную церковь. Одним из христиан, боровшихся с донатизмом был епископ в Африке, в столице Африки Карфагене Киприан. был казнен Киприан Карфагенский 14 апреля 258 г.
Написанная им статья «Книга о единстве Церкви» легла в основу православного учения о церкви. Принцип до сих пор жив ты не имеешь права уходить из своего церковного собрания. В городе должно быть только одно церковное собрание. Уйти можно только из еретического собрания. У еретиков нет никакой благодати. Даже мученичество за Христа не дает человеку возможности спастись. Спасение возможно только в истинной церкви. Тоже самое с раскольниками.
Ирония в том,что Киприан Карфагенский своей книгой и неистовым отрицанием какой-либо благодати, добрых чувств и прочего у отколовшихся от него донатистов оттолкнул их от себя.
«Язык, исповедавший Христа, не должен быть злоречив и сварлив; не должен произносить злословии и ругательств; не должен после хвалебных слов изрыгать змеиного яда на братьев и священников Божьих. А если исповедник сделается впоследствии порочным и бесчестным; если исповедание свое обесславит поведением, осквернит жизнь свою постыдными делами; если, наконец, оставивши Церковь, в которой сделался исповедником, и расторгнувши союз единства, прежнюю веру заменит последующим вероломством, то таковой из-за исповедничества не может обольщать себя тем, будто он избран для славной награды; напротив, из-за того самого он заслужил тем большее наказание.» ТО есть иными словами ни один исповедник не имеет право спросить своего церковного начальника, дескать, где ты был, когда мне и товарищам выбивали зубы, выкалывали глаза, отрезали уши, нос и половые органы? Объясни родной, почему ты не инвалид? За какие такие заслуги тебя не арестовывали и не калечили? А не стукач ли ты, родной?
Ситуация с донатистами повторяется из века в век. Далеко за примерами ходить не надо. В годы Советской власти многие священники и монахи подвергались преследованиям, пыткам, унижениям, гонениям. Многие из этих людей до сих пор живы. Спрашивается, чем вознаградила Церковь преданность этих людей себе? Много ли среди наших сегодняшних епископов Московской Патриархии лиц, сидевших по тюрьмам в Советское время? Правда такова, что многие из исповедников советских времен сейчас ВНЕ ограды МП (скорее находились многие уже умерли): РПЦЗ, РПАЦ, Истинно-Православная Церковь, Апостольская Церковь. Причины называются разные. Но одна из человеческих такова «почему передо мной не извинились и не попросили прощения те люди, которые написали на меня донос в КГБ? Почему мне в Московской Патриархии предложили место службы гораздо хуже того, чем то, которое занимает человек, писавший на меня доносы в КГБ?»
Аналогичные чувства униженности и озлобленности присущи и старообрядцам. Собор 1971 года, уравнявший в правах дониконовские обряды с никонианскими, почему-то не принес извинений за политику госудаственной церкви: за унижения, поношения, оскорбления. Почему-то замалчивается факт существования государственной православной инквизиции в 18 веке, которая была не слаще католической. Если верующие Московской Патриархии о ней не знают, то в старообрядчестве хранят память о православных палачах в священническом и епископском сане.
Сходные проблемы существовали и в других церквях. Произошел раскол протестантов баптистов и пятидесятников. Образовалось две структуры: один союз христиан ХВЕ ЕХБ официально признался властями, другой был подпольным.
Августин Гиппонский, который не признается православными за вполне своего человека, был епископов того же самого города что и Киприан, только столетие спустя. НО при этом он не православный, хотя жил еще задолго до раскола церкви в 11 веке, признан святым на Западе, имел дело с тем же самым расколом, что и Киприан, и, что интересно, своими действиями способствовал тому, что хотя бы часть донатистов в церковь вернулась. Но он не именуется святым, а только блаженным в лучшем случае, его имени нет в православных святцах. Почему? Тайна сия велика
Мы имеем очень мало документов по истории 2 века. Но документы 3 века свидетельствуют о повсеместном распространении 3-хчинной иерархии, причем наличие такой иерархии обосновывается ссылками на апостолов дескать, они такое придумали. Другое дело, что это не вполне обосновывается книгами НЗ и самым ранним христианским катехизисом Дидахе.
«Поставляйте себе также епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они также исполняют для вас служение пророков и учителей; поэтому не презирайте их, ибо они у вас должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями.»
Другой особенностью уже 3- го века является наличие канонов постановлений собраний епископов о том, как должна строиться церковная жизнь. Фактически говоря языком сегодняшнего дня, каноны это устав церкви. И сегодня любая церковь, любой союз церковной имеет основы вероучения и устав. В древности такого разделения не было и это приводило к тому, что истины вероучения «Исповедаем Троицу, исповедуем Боговоплощение» воспринимались наряду с типично правовыми нормами как нечто незыблемое. Почему это произошло? На этот счет есть только теории. Но факт есть факт - к 3 веку представление о всеобщем священстве всех верных сменилось представлением о священстве диаконов, пресвитеров и епископов. Произошла подмена понятий те, в чью обязанность входило быть пастухами, пастырями, руководителями, стали восприниматься как жречество, как те, без кого христиане не могут по домам собираться и молиться. Более того, собрание молитвенное христиан в доме стало восприниматься как безчинное, если с ними нет человека имеющего рукоположение, посвящение от законного епископа, от епископа признаваемого за такового от собратий. Появилось понятие об апостольском преемстве. В начале преемство означало следующее я не самозванец, меня в епископы поставил человек, который сам был епископом и возглавлял эту общину, а его поставило другой человек, про которого мы знаем, что его на эту должность ставил например ап. Петр или Павел или кто иной. В настоящее время это учение воспринимается как то, что епископ является носителем какой-то благодати, энергии чего-то такого, что делает его епископом без паствы. В древности епископ это тот кто стоял во главе общины. Епископ без общины которая признает его за такового нонсенс глупость. Сегодня это сплошь и рядом.
Другая большая беда христианства того периода это донатистский раскол середины 3 в. Суть раскола такова: после очередного гонения на христиан выяснилось что среди отрекшихся от Христа под угрозой гонений, только от одной угрозы, было большое количество богатых людей, епископов и пресвитеров. Встал вопрос о том, как с ними поступать. В 3 веке христиан не убивали, христиан калечили. И вот мученики, лица, подвергнувшиеся мучениям постановили что лиц, отрекшихся от Христа, ни на какие начальственные должности никогда не пускать. Было и другое мнение оно стояло на Петре как камне Церкви человека, не просто бежавшего от угрозы смерти, но трижды отрекшегося, Христос поставил главою Церкви, краеугольным камнем. Соответственно епископов после периода прещений и испытательного срока опять ставили на прежние должности. НЕ согласные с этим лица, называвшие себя чистыми христианми, по латыни донатистами, стали образовывать параллельную церковь. Одним из христиан, боровшихся с донатизмом был епископ в Африке, в столице Африки Карфагене Киприан. был казнен Киприан Карфагенский 14 апреля 258 г.
Написанная им статья «Книга о единстве Церкви» легла в основу православного учения о церкви. Принцип до сих пор жив ты не имеешь права уходить из своего церковного собрания. В городе должно быть только одно церковное собрание. Уйти можно только из еретического собрания. У еретиков нет никакой благодати. Даже мученичество за Христа не дает человеку возможности спастись. Спасение возможно только в истинной церкви. Тоже самое с раскольниками.
Ирония в том,что Киприан Карфагенский своей книгой и неистовым отрицанием какой-либо благодати, добрых чувств и прочего у отколовшихся от него донатистов оттолкнул их от себя.
«Язык, исповедавший Христа, не должен быть злоречив и сварлив; не должен произносить злословии и ругательств; не должен после хвалебных слов изрыгать змеиного яда на братьев и священников Божьих. А если исповедник сделается впоследствии порочным и бесчестным; если исповедание свое обесславит поведением, осквернит жизнь свою постыдными делами; если, наконец, оставивши Церковь, в которой сделался исповедником, и расторгнувши союз единства, прежнюю веру заменит последующим вероломством, то таковой из-за исповедничества не может обольщать себя тем, будто он избран для славной награды; напротив, из-за того самого он заслужил тем большее наказание.» ТО есть иными словами ни один исповедник не имеет право спросить своего церковного начальника, дескать, где ты был, когда мне и товарищам выбивали зубы, выкалывали глаза, отрезали уши, нос и половые органы? Объясни родной, почему ты не инвалид? За какие такие заслуги тебя не арестовывали и не калечили? А не стукач ли ты, родной?
Ситуация с донатистами повторяется из века в век. Далеко за примерами ходить не надо. В годы Советской власти многие священники и монахи подвергались преследованиям, пыткам, унижениям, гонениям. Многие из этих людей до сих пор живы. Спрашивается, чем вознаградила Церковь преданность этих людей себе? Много ли среди наших сегодняшних епископов Московской Патриархии лиц, сидевших по тюрьмам в Советское время? Правда такова, что многие из исповедников советских времен сейчас ВНЕ ограды МП (скорее находились многие уже умерли): РПЦЗ, РПАЦ, Истинно-Православная Церковь, Апостольская Церковь. Причины называются разные. Но одна из человеческих такова «почему передо мной не извинились и не попросили прощения те люди, которые написали на меня донос в КГБ? Почему мне в Московской Патриархии предложили место службы гораздо хуже того, чем то, которое занимает человек, писавший на меня доносы в КГБ?»
Аналогичные чувства униженности и озлобленности присущи и старообрядцам. Собор 1971 года, уравнявший в правах дониконовские обряды с никонианскими, почему-то не принес извинений за политику госудаственной церкви: за унижения, поношения, оскорбления. Почему-то замалчивается факт существования государственной православной инквизиции в 18 веке, которая была не слаще католической. Если верующие Московской Патриархии о ней не знают, то в старообрядчестве хранят память о православных палачах в священническом и епископском сане.
Сходные проблемы существовали и в других церквях. Произошел раскол протестантов баптистов и пятидесятников. Образовалось две структуры: один союз христиан ХВЕ ЕХБ официально признался властями, другой был подпольным.
Августин Гиппонский, который не признается православными за вполне своего человека, был епископов того же самого города что и Киприан, только столетие спустя. НО при этом он не православный, хотя жил еще задолго до раскола церкви в 11 веке, признан святым на Западе, имел дело с тем же самым расколом, что и Киприан, и, что интересно, своими действиями способствовал тому, что хотя бы часть донатистов в церковь вернулась. Но он не именуется святым, а только блаженным в лучшем случае, его имени нет в православных святцах. Почему? Тайна сия велика
Комментарий