В НЗ Иисус Христос Бог и страдал ибо был и человек.
Но не страдал ли Бог, бог Иегова уже в ВЗ.
Ведь в ВЗ разрушался храм Иеговы
От этого сталали ни только иудеи но и сам Бог
Но не страдал ли Бог, бог Иегова уже в ВЗ.
Ведь в ВЗ разрушался храм Иеговы
От этого сталали ни только иудеи но и сам Бог
Иез 24:21
скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей, а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча
скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей, а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча
Исаия 63:9 — «Во всех скорбях их Он был скорбен» — намёк на то, что Бог сопереживает Израилю.
Осия 11:8 — «Сердце Моё обратилось во Мне, возгорелась вся жалость Моя» — почти язык внутренней боли.
Иеремия 12:7 — Бог говорит: «Я оставил дом Мой, оставил наследие Моё, отдал его в руки врагов» — как личная утрата.
Осия 11:8 — «Сердце Моё обратилось во Мне, возгорелась вся жалость Моя» — почти язык внутренней боли.
Иеремия 12:7 — Бог говорит: «Я оставил дом Мой, оставил наследие Моё, отдал его в руки врагов» — как личная утрата.
📚 В раввинистической традиции
В Талмуде (Мегила 29а, Брахот 3а) есть яркое представление: когда Израиль в изгнании, Шехина (Божественное присутствие) тоже «в изгнании» и «плачет» у Стены Плача.
При разрушении Храма, по Мидрашу (Эйха Рабба, вступление), Бог «рыдал» и говорил ангелам: «Горе Мне! Что Я сделал — Мой дом разрушен, дети Мои в плену».
Это не буквальное страдание как у людей, а образ для передачи глубокой духовной связи Бога с народом.
В Талмуде (Мегила 29а, Брахот 3а) есть яркое представление: когда Израиль в изгнании, Шехина (Божественное присутствие) тоже «в изгнании» и «плачет» у Стены Плача.
При разрушении Храма, по Мидрашу (Эйха Рабба, вступление), Бог «рыдал» и говорил ангелам: «Горе Мне! Что Я сделал — Мой дом разрушен, дети Мои в плену».
Это не буквальное страдание как у людей, а образ для передачи глубокой духовной связи Бога с народом.
⚖ Отличие от христианства
В христианстве страдание Бога в Иисусе — телесное и историческое событие.
В иудаизме — это метафора духовной скорби, а не физическая боль; Бог не уязвим в человеческом смысле, но сопереживает Своему народу.
В христианстве страдание Бога в Иисусе — телесное и историческое событие.
В иудаизме — это метафора духовной скорби, а не физическая боль; Бог не уязвим в человеческом смысле, но сопереживает Своему народу.
Вот несколько раввинистических текстов, где прямо говорится, что Бог «плачет» из-за разрушения Храма и бедствий Израиля.
📜 1. Мидраш Эйха Рабба (вступление, §24)
📜 2. Талмуд, Брахот 3а
📜 3. Мидраш Песикта Раббати (§26)
📜 4. Мидраш Ваикра Рабба (гл. 29:2)
Здесь Бог не просто «наказывает» — Он как бы разделяет боль изгнания. Это то, что в иудаизме называют Цаар ха-Шехина («скорбь Шехины»).
📜 1. Мидраш Эйха Рабба (вступление, §24)
В тот час, когда был разрушен Храм, вошёл Святой, благословен Он, и нашёл ангела-служителя, по имени Метатрон, сидящим и пишущим дела Израиля.
Сказал Он ему: «Метатрон, что ты делаешь?»
Ответил тот: «Пишу дела Израиля».
Сказал Он: «Оставь их. Вместо этого пойди и приведи Мне Авраама, Исаака и Яакова и Моисея…»
Пришли они, и Он сказал им: «Что делают ваши дети?»
Они сказали: «Владыка мира, не знаем».
Сказал Он: «Приходите и увидьте, что сделали ваши дети — за грехи их разрушен Мой дом, сожжён Мой Храм, и Я изгнан из Своей обители».
И начали они плакать вместе с Ним.
Сказал Он ему: «Метатрон, что ты делаешь?»
Ответил тот: «Пишу дела Израиля».
Сказал Он: «Оставь их. Вместо этого пойди и приведи Мне Авраама, Исаака и Яакова и Моисея…»
Пришли они, и Он сказал им: «Что делают ваши дети?»
Они сказали: «Владыка мира, не знаем».
Сказал Он: «Приходите и увидьте, что сделали ваши дети — за грехи их разрушен Мой дом, сожжён Мой Храм, и Я изгнан из Своей обители».
И начали они плакать вместе с Ним.
📜 2. Талмуд, Брахот 3а
Раби Йоси сказал: однажды я вошёл в одну из развалин Иерусалима помолиться и услышал голос, стонущий, как голос женщины, стонущей перед мужем своим.
Он сказал: «Горе Мне, что Я разрушил Мой дом, сжёг Мой Храм и изгнал сынов Моих среди народов».
Он сказал: «Горе Мне, что Я разрушил Мой дом, сжёг Мой Храм и изгнал сынов Моих среди народов».
📜 3. Мидраш Песикта Раббати (§26)
В тот день, когда был разрушен Храм, сказал Святой, благословен Он:
«Как царь, у которого умерла жена в день свадьбы сына, и он остался один, так и Я остался один — Мой дом разрушен, Мои дети в изгнании, а Я, словно в трауре».
«Как царь, у которого умерла жена в день свадьбы сына, и он остался один, так и Я остался один — Мой дом разрушен, Мои дети в изгнании, а Я, словно в трауре».
📜 4. Мидраш Ваикра Рабба (гл. 29:2)
Сказал Раби Аба: в тот час, когда был разрушен Храм, вошёл Святой, благословен Он, и сказал:
«Горе Мне за Мой дом, горе Мне за Моих сынов, что их изгнали».
И каждую ночь Шехина выходит и рыдает у стены, говоря: «Горе Мне, что изгнали сынов Моих».
«Горе Мне за Мой дом, горе Мне за Моих сынов, что их изгнали».
И каждую ночь Шехина выходит и рыдает у стены, говоря: «Горе Мне, что изгнали сынов Моих».
Здесь Бог не просто «наказывает» — Он как бы разделяет боль изгнания. Это то, что в иудаизме называют Цаар ха-Шехина («скорбь Шехины»).
Комментарий