Интересная статья, выводы которой схожи с моими наблюдениями, которая определяет сектантство как болезнь, как деструктивное состояние души, при котором человек может как посещать некую религиозную группу, так и не принадлежать ни одной из них, выдумывая собственное вероучение, только ему понятное, и только им определяемое, как "учение Христа", "настоящее христианство", "все по Библии" и пр.
Свящ. Рональд Нокс предложил для такого умонастроения специальный термин - ультрасупернатурализм, то есть вера в явление неких конкретных и осязаемых признаков Божией благодати. Она характеризуется следующими качествами:
1) Особые стандарты поведения. Сектант будет уверять вас, что он грешник и никого не смеет судить - и тем не менее судит всех, кто не принадлежит к его секте, по высочайшему стандарту святости. Это качество порождается нарциссической потребностью выглядеть совершенным. Нарциссист ищет либо восхищения окружающих, либо возможности восхищаться чьим-то совершенством.
2) Формализм в соблюдении правил, особенно в отношении покаяния. Это качество следует из предыдущего. Сектанты убеждены, что их противники должны покаяться в своих заблуждениях, причем требования к покаянию таковы, что удовлетворить им навряд ли возможно. Например, сектанты обвиняют архиереев Русской Православной Церкви в сотрудничестве с властями, в экуменизме и даже в коммунизме, ожидая от них покаяния.
Сектантам незнакомо сострадание и понимание; в Церкви они видят не столько дверь к покаянию для грешников, сколько идеологически замкнутую организацию для избранных. Если бы они признали за другими возможность ошибки, им бы нечем было оправдать свой собственный уход из Церкви. Отсюда следует третье качество:
3) Исключительность. Сектант не потерпит никого, кто не соответствует его требованиям к "идейной чистоте" или формальному соблюдению правил. Уклоняющимся от него достается чувство вины и стыда, что достигается целым рядом путей и средств. Могу рекомендовать работу Маргарет Зингер "Культы посреди нас": там изложены подробности применяемых сектантами методов.
Диакон Иоанн Веселяк
Храм Всех святых в земле Российской просиявших
Денвер, Колорадо
Западно-Американская епархия
Русская Зарубежная Церковь
Секта как болезнь
Свящ. Рональд Нокс предложил для такого умонастроения специальный термин - ультрасупернатурализм, то есть вера в явление неких конкретных и осязаемых признаков Божией благодати. Она характеризуется следующими качествами:
1) Особые стандарты поведения. Сектант будет уверять вас, что он грешник и никого не смеет судить - и тем не менее судит всех, кто не принадлежит к его секте, по высочайшему стандарту святости. Это качество порождается нарциссической потребностью выглядеть совершенным. Нарциссист ищет либо восхищения окружающих, либо возможности восхищаться чьим-то совершенством.
2) Формализм в соблюдении правил, особенно в отношении покаяния. Это качество следует из предыдущего. Сектанты убеждены, что их противники должны покаяться в своих заблуждениях, причем требования к покаянию таковы, что удовлетворить им навряд ли возможно. Например, сектанты обвиняют архиереев Русской Православной Церкви в сотрудничестве с властями, в экуменизме и даже в коммунизме, ожидая от них покаяния.
Сектантам незнакомо сострадание и понимание; в Церкви они видят не столько дверь к покаянию для грешников, сколько идеологически замкнутую организацию для избранных. Если бы они признали за другими возможность ошибки, им бы нечем было оправдать свой собственный уход из Церкви. Отсюда следует третье качество:
3) Исключительность. Сектант не потерпит никого, кто не соответствует его требованиям к "идейной чистоте" или формальному соблюдению правил. Уклоняющимся от него достается чувство вины и стыда, что достигается целым рядом путей и средств. Могу рекомендовать работу Маргарет Зингер "Культы посреди нас": там изложены подробности применяемых сектантами методов.
Диакон Иоанн Веселяк
Храм Всех святых в земле Российской просиявших
Денвер, Колорадо
Западно-Американская епархия
Русская Зарубежная Церковь
Секта как болезнь
Комментарий