..Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения:
так как ты отверг ведение,
то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною;
и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.
(Ос.4:6)..
так как ты отверг ведение,
то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною;
и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.
(Ос.4:6)..
Избавление от божественности
Эрик Пемент
Эд Сенеси вступил в Международное Общество Сознания Кришны (МОСК) в 1971, перед этим он с успехом закончил Университет Фарлей Дикинсон. Приняв индуистское имя Жаганат Сута, последующие девять лет он провёл с движением Харе Кришна. Со временем получил должность главного редактора ежемесячного журнала МОСК Возвращение к Божественности. Два с половиной года спустя, оставил это место и стал сотрудником отдела отношений с общественностью, после чего получил место главного менеджера редакции и художественного отдела Бхактиведанта Бук Траст, своеобразной армии печати МОСК.
Эд рассказывает о своей жизни среди кришнаитов и о том, что заставило его покинуть их.
Сначала я заинтересовался ведическими писаниями и восточной духовностью, примерно в это же время начал экспериментировать с различными видами наркотических веществ. Я знал из своего личного опыта, что более 90, а может быть и 99 процентов людей, с которыми я имел дело в МОСК, а я имел дело с тысячами людей, присоединились к обществу в то время, когда они употребляли ЛСД или другие наркотические вещества.
Я выбрал МОСК из-за той преданности, которую видел в его членах, их отрешенности от всего, чем я в то время жил, от материалистического мира, их полного погружения в жизнь, всецело посвященную Богу. Я не видел этого ни в духовенстве, ни в католической церкви, к которой принадлежал. По воспитанию я не был католиком. Я думал, что если только Бог открывает Себя кому-либо, то Он обязательно явит Себя этим людям, потому что они так Ему преданы.
Мне кажется, что от христианства, или от иудео-христианского богословия меня отвратила сильная вера в перевоплощение. Я размышлял: Каким жестоким должен быть Бог, чтобы обречь Своих возлюбленных детей на вечные страдания из-за ошибок, которые они совершили в течение одной жизни? и чувствовал, что такое наказание явно не соответствует совершённому преступлению. Будь Вы в своей земной жизни убийцей или прелюбодеем, или вором, это все же не стоит вечных страданий без малейшего шанса на избавление. Это совершенно не вязалось с тем, каким представлялся мне справедливый и милостивый Бог, поэтому я решил: Если Бог христианства такой, я не хочу иметь с ним ничего общего. Я увлекся философией и богословием восточной культуры, и это привело меня к движению Харе Кришна. Мной всё больше овладевала концепция кармы и перевоплощения. Меня не привлекали такие вещи, как Трансцендентальная Медитация, потому что я не хотел постигать технику медитации, которая пригодна лишь для того, чтобы облегчить работу или повысить Ваши результаты при игре в гольф, я хотел знать Бога, и я хотел познать Его совершенно.
Мне, католику, было трудно принять все то, что говорили кришнаиты, за исключением их представлений о перевоплощении и карме. Они жили хорошей, чистой жизнью, посвящённой Богу, не употребляли наркотиков, не посещали ночных клубов, или чего-либо подобного. Они не увлекались сексуальными связями и жили действительно чистой жизнью, о которой католики лишь говорили, но жить которой они не могли.
Кришнаиты говорили, что Христос был Сыном Божьим, что все мы дети Бога, и все можем возвыситься до уровня чистого сознания Бога. Я думаю, для моих родителей было облегчением то, что я выбрал чистый жизненный путь. Они были рады видеть, что я не собираюсь стать наркоманом или преступником.
Проведя в движении два года, я женился, и у меня родился ребёнок, кришнаиты решили, что это прекрасно. Меня не заставляли по десять или двенадцать часов собирать пожертвования на улице, как многих других. Я отвечал за издательскую работу в организации. Но вот он и занялся тем, для чего пошел учиться, думали мои родители. Я спрашивал своих стариков: Зачем вы еще больше наполняете мир насилием, проливая кровь животных? И я сумел убедить их стать вегетарианцами. Они видели мою преданность движению. Они не находили в этом никакого лицемерия, в том смысле, что мы действительно вставали в 4 часа утра и вели очень строгий образ жизни, посвятив ее Богу. Им поневоле приходилось с уважением относиться к этому. Мне кажется, что любой человек поневоле проникнется уважением к такой преданности до тех пор, пока не узнает о более серьезных сторонах жизни кришнаитов.
Стыд за желание уснуть
Все встают в 3 4 часа утра. Первое служение начинается в 4:30 утра и продолжается полчаса, за ним следуют 2 часа медитации и воспевания с чётками. После этого изучение индийских ведических писаний и, наконец, завтрак. Позавтракав, люди идут заниматься своим делом, кто чем кто собирать пожертвования на улице, кто на свечной завод, кто на кондитерскую фабрику или куда-нибудь ещё. Они возвращаются вечером; совершается вечернее служение. Служение сменяют занятия, потом все идут домой и ложатся спать.
Во время служения кришнаиты воспевают мантры с чётками и поклоняются статуям. На служениях присутствует пища, которая, по их словам, становится телом божества после того, как ее принесут в жертву. Служение наполнено песнопениями на иностранных языках, множеством ритуалов, благовоний и песен. Все это очень напоминало католическое прошлое. Мне казалось, что все это может быть просто восточной версией католицизма, за тем лишь исключением, что мы знали более полные ответы, потому что при помощи кармы и перевоплощения мы могли дать всему надлежащее философское объяснение. У нас был более высокий стиль жизни. Мы считали себя гораздо выше других.
Философия сводилась к тому, чтобы свести до минимума потребность в пище и сне. Чем меньше ты можешь есть, чем меньше ты можешь спать, и чем меньше ты можешь иметь половых отношений тем больше ты можешь посвятить себя Богу; все это было лишь плотской тратой времени. Поэтому все старались. Я помню, как думал, что могу спать по четыре часа в сутки, и какое-то время пробовал вести такой образ жизни, но, в конце концов, не смог спать менее шести часов в день. Но даже это вызывало во мне ощущение вины. Шесть часов в день я тратил, валяясь на полу в отключенном состоянии, а ведь я мог бы посвятить это время Богу. Я действительно чувствовал вину за свою потребность во сне.
Тем не менее, этот аскетизм вселял в нас изрядную долю презрения и неприязни к тем христианам, которые пытались говорить с нами. Мы не принимали их, хотя во всеуслышание утверждали, что принимаем всех, потому что все люди идут по одному пути возвращения к Богу. Христиане были мясоедами, а мы подчёркивали, что вегетарианство является Первым пунктом в духовной жизни. И если вы неспособны дойти до этого уровня, вас нельзя назвать даже просто человеком, не то что духовным человеком. Вы просто используете другие формы жизни в стремлении к плотским наслаждениям, тогда как человеческая жизнь предназначена для духовного служения Богу. Мы считали, что эти люди исповедуют поклонение Богу, служение Ему, но на самом деле нарушают Его законы. Мы говорили, что даже их собственная заповедь говорит: Не убивай, и в тоже время они убивают животных. Что же это за лицемерие, какие же это духовные люди?
Моя философия строилась на моем жизненном опыте. Прежде всего, МОСК учит, что, став вегетарианцем, вы обретете более полный мир. В вас будет меньше вибраций ярости, поскольку вы не питаетесь мясом жестоко умерщвленных животных. По правде говоря, я не вижу связи между вегетарианством и отсутствием жестокости. В движении я встречал людей, которые очень легко поддавались злобе и агрессивности. С другой стороны, я встречал таких людей, которые ели мясо, и все же были преданными Богу, очень спокойными и любящими людьми, и я не думаю, что это было как-то связано с их отношением к мясу.
Их постоянно ставило в тупик то, что они никогда не могли до конца объяснить, почему Христос ел рыбу. Они предлагали огромное количество абсолютно нелепых толкований, но так и не смогли дать этому факту удовлетворительного объяснения. Они не могут сказать, что Христос неважен, и Его поступки не имеют значения. Они отлично знают, что Он является очень важной духовной личностью. Чаще всего они рассуждают так: Ну, Он ел не совсем рыбу это всего лишь толкование греческого слова. Это были плоды рыбного дерева, или что-нибудь в этом роде. Учитель (Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель МОСК) говорил: Христос настолько духовен, Он так совершенен, что смог бы съесть весь мир. Я до сих пор не понимаю, что бы это могло означать. Но так сказал учитель. Не думайте, что вы на одном уровне с Иисусом Христом. Он проповедовал с учетом времени и обстоятельств. Он был в тех местах, где не росли овощи.
Однако, посетив Израиль, я увидел, что места, где учил Христос, в окрестностях Галилейского моря, Капернаума, были благословлены изобилием произрастающих там овощей. Эти места отнюдь не были пустыней; их жителям не приходилось питаться одной рыбой. Таким образом, эти доводы не выдерживают критики.
Взлёты и падения
Находясь в группе, вы постоянно распеваете мантры и можете даже достичь некоего состояния эйфории, какого-то блаженства или радости, взлёта; но я понял, что все это не обязательно исходит от Бога. Став христианином, я убедился, что это было явно не от Господа, потому что подобные переживания давали организации возможность влиять на вас и управлять вами. Влияние организации формирует ваше мышление таким образом, что вы начинаете делить окружающее на нас и их. Тем самым, вы отделяете себя от общества. Мы поем Харе Кришна. Мы вегетарианцы. Именно мы даём обет безбрачия. Мы единственные духовные люди на всей земле. Мы единственные просвещённые. Мы должны привести других людей на эту ступень просвещённости. Конечно, у меня были друзья и вне организации, но в глубине моей души всегда зрело чувство некоторого презрения к этим людям, потому что я видел в них греховных мясоедов.
Тем шоком, который заставил меня по-новому посмотреть на вещи после четырёх с половиной лет жизни в МОСК, были мои отношения с родителями. Движимый фанатизмом, о котором я уже говорил, я ругался с родителями из-за того, что они ели мясо. В какой-то момент, когда у меня родился первый ребёнок, я даже не позволял им прикасаться к ребёнку, боясь их кармических вибраций. Они не были чистыми последователями и хотели прикоснуться к ребёнку. Я очень резко вел себя по отношению к родителям, но в то же время никогда не отказывался взять у них денег.
Другое событие, с которого во мне начались настоящие перемены, произошло примерно тогда же в 1975 или 1976 году. (Мне было 27 лет.) Стратегия организации изменилась с тех пор, как я стал ее членом. В 1971 году все наше мышление сводилось к тому, чтобы идти и петь на улицах, воспевая имя Бога, и тогда весь мир должен был прийти к пониманию того, что все мы братья в едином Боге. В мире наступит единство, которое мы возвестим, наполнив мир духовными вибрациями. Среди людей воцарится мир и гармония. Мы действительно верили в это и были исполнены желания проповедовать об этом.
Но в 1975 1976 начали происходить изменения. Учитель стал говорить: Отлично, это поклонение на улицах по-прежнему имеет большое значение, но по-настоящему важно то, что люди страдают из-за незнания закона Божьего. Они совершают грех. Вследствие этого греха они страдают от последствий кармы. Единственный путь избавления от страданий перестать грешить. Единственный путь перестать грешить научить людей знанию Бога и Его законов. Знание Бога и Его законов в моих книгах. Итак, единственный способ прекратить страдания в мире распространять эти книги, чтобы наставлять и просвещать мир и помочь людям настолько вознестись духом, чтобы они уже не нарушали Божьи законы. Им не придётся страдать. Итак, если вы хотите удалить из этого мира страдания, вы должны вынести это знание в мир.
Единственная проблема состояла в том, что никто не хотел читать про синего Бога из Индии, который играет с коровами и забавляется с подругами. Этот образ был совершенно чужд американскому мышлению. Поэтому нам приходилось каким-то образом вуалировать и маскировать то, что мы преподносили людям. Мы даже не говорили ни слова о Кришне. Мы говорили: Вы слышали о медитации и йоге? Так вот, эта книга как раз о медитации и йоге. Но люди все равно с большой неохотой расставались со своими кровными пятью долларами. Затем кришнаиты начали изобретать еще более хитрые подходы. Они говорили: Мы будущие учителя и работаем с детьми. Можете ли вы помочь нам какой-то суммой денег? А, кстати, вот вам в подарок книга. Или же они давали каждому человеку по книге со словами: Мы работаем по всему миру. Занимаемся с детьми и помогаем людям. Почему бы вам не помочь нам деньгами, а себе вы можете оставить книгу.
Применяли они и метод размена купюр, который пользовался особенной популярностью в аэропорту ОХара. Этот метод появился на свет в Лос-Анджелесе, и его суть состоит в том, что кришнаит подходит к человеку с просьбой: Послушайте, у меня есть двадцать однодолларовых купюр, и я хотел бы избавиться от мелочи. Видите ли, я работаю с детьми, и у нас есть прекрасная программа вовлечения людей; мы предлагаем Вам оказать помощь нашим детским программам. У меня есть пачка однодолларовых купюр. Не найдется ли у Вас двадцатки, чтобы разменять мне эту мелочь? Когда человек протянет ему двадцать долларов, член МОСК отделяет от пачки две долларовые бумажки и говорит: Послушайте, почему бы Вам не оставить нам этот остаток, ведь мы работаем с детьми и делаем очень хорошее дело.
Человек, только что давший двадцать долларов, как правило, смущается от такого вопроса. Он топчется посреди оживлённого прохода в аэропорту. Возможно, он уже опаздывает, спешит на самолёт. Большинство людей торопятся уйти, чтобы только поскорее отвязаться.
...

Комментарий