Почти 40 лет спустя Джоунстаун остается примером опасной демагогии
19 ноября 1978 года странствующий проповедник, целитель и борец за гражданские права по имени Джим Джоунс вместе с девятью сотнями своих последователей покончил с собой в поселке Джоунстаун в джунглях Гайаны, выпив отравленный цианистым калием лимонад. Прошло 40 лет, но вопросы по поводу резни в Джонстауне и ее вдохновителя остаются.
Журналист Джефф Гуинн в своей новой книге The Road to Jonestown («Дорога к Джоунстауну») подробно рассказывает, чем Джоунс завлекал своих последователей. Он называет Джоунса «потрясающим артистом» с «классическими чертами демагога». По словам Гуинна, Джоунс, основатель секты «Народный храм», преувеличивал значение событий в мире, чтобы внушить людям чувство страха и тревоги. Он увел своих последователей в Гайану, убедив их, что в Америке вот-вот будет введено военное положение, появятся концлагеря и начнется ядерная война.
После того, как достоянием гласности стали факты насилия в Джоунстауне, калифорнийский конгрессмен от Демократической партии Лео Райан прилетел в Гайану, чтобы провести расследование. Некоторые обитатели Джоунстауна захотели вернуться вместе с Райаном в США, но другие открыли по делегации огонь, убив конгрессмена и еще четырех человек. За этим последовало массовое самоубийство.
Гуинн говорит, что уроки Джоунстана сегодня по-прежнему актуальны: «Джим Джоунс это воплощение худшего, что может случиться, когда мы позволяем одному человеку решать, что нам слышать и во что верить, говорит он. Мы сможем измениться, лишь если усвоим уроки прошлого и попытаемся применить их к настоящему».
Об идеализме «Народного храма»
Поначалу, в конце 1940-х начале 1950-х, созданный Джимом Джоунсом в Индианаполисе «Народный храм» располагался в обычном помещении, напоминавшем лавку. Это была одна из первых общин без расовой сегрегации в той части США, и Джоунс сыграл важную роль в изменении климата в Индианаполисе, который тогда был одним из самых расово нетерпимых американских городов. Потом он с последователями перебрался в Калифорнию.
Заявленной целью «Народного храма» было кормить голодных, одевать нуждающихся и помогать всем, от кого отвернулось общество. Однако в частном порядке, внутри организации, на собрания не допускались посторонние. Они также говорили о том, что хотят создать «пример социализма», где ко всем относятся одинаково, где ни раса, ни деньги, ни что-либо иное не имеет значение. Главным было человеческое достоинство.
О том, как Джоунс завлекал людей, играя на их стремлении к социальной справедливости
Он инстинктивно понимал, как нужно вести себя перед толпой, чтобы не только привлечь, но и удержать их внимание, и чтобы его запомнили Он делал вид, что может словом удалять рак из тела человека, хотя на самом деле доставал заранее припасенные гнилые куски курятины.
Но даже когда Джоунс с помощью этих «чудес» собрал вокруг себя довольно много последователей, у него было несколько приверженцев, которые прекрасно понимали, что все это ловкость рук. Но они говорили себе, что Джим делает то, что нужно сделать, чтобы привлечь людей в группу ради их собственного блага. Хотя он обманывает их, при этом он борется с расовой сегрегацией, за гражданские права, за права женщин, и оправдывает свои поступки таким образом: «Я должен сделать все, что необходимо, чтобы вовлечь людей в наше дело. После этого мы все сможем добиться многого».
О том, как Джоунс целенаправленно искал последователей среди малоимущих
Идея заключалась в том, чтобы распространять эти листовки не в благополучных районах города; они ходили в трущобы, в социальное жилье, где жили люди, не имевшие ровным счетом ничего. Джоунс понимал, что, когда ты убежден в полной безнадежности жизни, ты готов ухватиться за любое чудо, которое может тебе помочь...
Последователи Джима Джоунса, многие из них, были разумными, социально активными, готовыми усердно трудиться, чтобы сделать мир лучше, и в конечном счете он принес их в жертву собственному эго и собственной вере в себе. Это непростительно.
О том, как Джоунс организовал массовое самоубийство своих последователей
К концу 1978 года отношение Джоунса к своим последователям изменилось. В начале своего служения, когда они делали действительно много хорошего, он воспринимал себя как пастыря, защищающего свое стадо. Но со временем, по мере того, как усиливалась его паранойя, и он принимал все больше наркотиков, Джоунс начал считать, что находится в состоянии войны едва ли не против всех во внешнем мире против правительства США, против всевозможных секретных служб и т. п.
Под конец он уже воспринимал себя как генерала, а своих последователей как свои войска и Джоунс принял решение, что должен сделать какой-то широкий жест, чтобы его имя вошло в историю и что этот жест должен быть связан со смертью его последователей.
Если бы Лео Райан, конгрессмен, не прилетел в Джоунстаун, произошло бы что-нибудь другое, что стало бы сигналом к исполнению отданного Джоунсом приказа совершить «революционный акт», как он это называл. Он попытался убедить своих последователей, что это не было самоубийство, что это было нечто гораздо большее.
О попытках понять, как 900 человек согласились покончить с собой
Одна из вещей, которую нам сейчас, почти 40 лет спустя, труднее всего понять, это как почти 900 человека могли послушаться совершенно нелепого приказа убить себя, исходящего от явного демагога. Но все гораздо сложнее.
Прежде всего, не все в Джоунстауне в тот день умерли добровольно, выпили яд Из 900 с лишним человек у 300, многие из которых были младенцами, не было выбора. Родители приняли решение за них.
Потом, примерно треть из них, пожилые и нездоровые люди, остались бы одни посреди самых глухих, самых плотных и самых опасных джунглей в мире, если бы они не выполнили приказ Джоунса. Они, по сути, стояли перед выбором: умереть быстро или умереть медленно и мучительно.
Оставшуюся треть составляли взрослые и относительно молодые люди, но даже среди них не было единодушия. Одни верили, что Джим Джоунс Бог, или человек приближенный к Богу, они поклонялись ему, и выполнили бы любой его приказ. Другие не верили в божественность Джоунса, но верили в правоту своего дела и находились под впечатлением от его проповедей о том, что остальной мир ополчился на них.
О том дне, когда гайанские войска прибыли в Джоунстаун и увидели, что случилось
Гайанские военные, которые прибыли туда на следующее утро, ожидали встретить вооруженных революционеров. Они полагали, что в Джоунстауне их ждут 100 или больше мужчин с винтовками, поэтому осторожно приближались через джунгли.
В Гайане в это время года жарко. Накануне шел проливной дождь, и с земли поднимался пар. Все было практически в тумане. И они приближаются к периметру Джоунстауна, ожидая нападения в любую минуту. Они держат оружие наготове, но пар, туман ограничивает видимость.
Внезапно они начинают спотыкаться и думают, что революционеры разбросали по земле бревна, и что вот-вот начнется огонь из засады, а потом туман немного рассеивается, солдаты смотрят под ноги и начинают кричать, потому что повсюду разбросаны тела, больше, чем они могут сосчитать, и они в ужасе.
Почти 40 лет спустя Джоунстаун остается примером опасной демагогии
19 ноября 1978 года странствующий проповедник, целитель и борец за гражданские права по имени Джим Джоунс вместе с девятью сотнями своих последователей покончил с собой в поселке Джоунстаун в джунглях Гайаны, выпив отравленный цианистым калием лимонад. Прошло 40 лет, но вопросы по поводу резни в Джонстауне и ее вдохновителя остаются.
Журналист Джефф Гуинн в своей новой книге The Road to Jonestown («Дорога к Джоунстауну») подробно рассказывает, чем Джоунс завлекал своих последователей. Он называет Джоунса «потрясающим артистом» с «классическими чертами демагога». По словам Гуинна, Джоунс, основатель секты «Народный храм», преувеличивал значение событий в мире, чтобы внушить людям чувство страха и тревоги. Он увел своих последователей в Гайану, убедив их, что в Америке вот-вот будет введено военное положение, появятся концлагеря и начнется ядерная война.
После того, как достоянием гласности стали факты насилия в Джоунстауне, калифорнийский конгрессмен от Демократической партии Лео Райан прилетел в Гайану, чтобы провести расследование. Некоторые обитатели Джоунстауна захотели вернуться вместе с Райаном в США, но другие открыли по делегации огонь, убив конгрессмена и еще четырех человек. За этим последовало массовое самоубийство.
Гуинн говорит, что уроки Джоунстана сегодня по-прежнему актуальны: «Джим Джоунс это воплощение худшего, что может случиться, когда мы позволяем одному человеку решать, что нам слышать и во что верить, говорит он. Мы сможем измениться, лишь если усвоим уроки прошлого и попытаемся применить их к настоящему».
Об идеализме «Народного храма»
Поначалу, в конце 1940-х начале 1950-х, созданный Джимом Джоунсом в Индианаполисе «Народный храм» располагался в обычном помещении, напоминавшем лавку. Это была одна из первых общин без расовой сегрегации в той части США, и Джоунс сыграл важную роль в изменении климата в Индианаполисе, который тогда был одним из самых расово нетерпимых американских городов. Потом он с последователями перебрался в Калифорнию.
Заявленной целью «Народного храма» было кормить голодных, одевать нуждающихся и помогать всем, от кого отвернулось общество. Однако в частном порядке, внутри организации, на собрания не допускались посторонние. Они также говорили о том, что хотят создать «пример социализма», где ко всем относятся одинаково, где ни раса, ни деньги, ни что-либо иное не имеет значение. Главным было человеческое достоинство.
О том, как Джоунс завлекал людей, играя на их стремлении к социальной справедливости
Он инстинктивно понимал, как нужно вести себя перед толпой, чтобы не только привлечь, но и удержать их внимание, и чтобы его запомнили Он делал вид, что может словом удалять рак из тела человека, хотя на самом деле доставал заранее припасенные гнилые куски курятины.
Но даже когда Джоунс с помощью этих «чудес» собрал вокруг себя довольно много последователей, у него было несколько приверженцев, которые прекрасно понимали, что все это ловкость рук. Но они говорили себе, что Джим делает то, что нужно сделать, чтобы привлечь людей в группу ради их собственного блага. Хотя он обманывает их, при этом он борется с расовой сегрегацией, за гражданские права, за права женщин, и оправдывает свои поступки таким образом: «Я должен сделать все, что необходимо, чтобы вовлечь людей в наше дело. После этого мы все сможем добиться многого».
О том, как Джоунс целенаправленно искал последователей среди малоимущих
Идея заключалась в том, чтобы распространять эти листовки не в благополучных районах города; они ходили в трущобы, в социальное жилье, где жили люди, не имевшие ровным счетом ничего. Джоунс понимал, что, когда ты убежден в полной безнадежности жизни, ты готов ухватиться за любое чудо, которое может тебе помочь...
Последователи Джима Джоунса, многие из них, были разумными, социально активными, готовыми усердно трудиться, чтобы сделать мир лучше, и в конечном счете он принес их в жертву собственному эго и собственной вере в себе. Это непростительно.
О том, как Джоунс организовал массовое самоубийство своих последователей
К концу 1978 года отношение Джоунса к своим последователям изменилось. В начале своего служения, когда они делали действительно много хорошего, он воспринимал себя как пастыря, защищающего свое стадо. Но со временем, по мере того, как усиливалась его паранойя, и он принимал все больше наркотиков, Джоунс начал считать, что находится в состоянии войны едва ли не против всех во внешнем мире против правительства США, против всевозможных секретных служб и т. п.
Под конец он уже воспринимал себя как генерала, а своих последователей как свои войска и Джоунс принял решение, что должен сделать какой-то широкий жест, чтобы его имя вошло в историю и что этот жест должен быть связан со смертью его последователей.
Если бы Лео Райан, конгрессмен, не прилетел в Джоунстаун, произошло бы что-нибудь другое, что стало бы сигналом к исполнению отданного Джоунсом приказа совершить «революционный акт», как он это называл. Он попытался убедить своих последователей, что это не было самоубийство, что это было нечто гораздо большее.
О попытках понять, как 900 человек согласились покончить с собой
Одна из вещей, которую нам сейчас, почти 40 лет спустя, труднее всего понять, это как почти 900 человека могли послушаться совершенно нелепого приказа убить себя, исходящего от явного демагога. Но все гораздо сложнее.
Прежде всего, не все в Джоунстауне в тот день умерли добровольно, выпили яд Из 900 с лишним человек у 300, многие из которых были младенцами, не было выбора. Родители приняли решение за них.
Потом, примерно треть из них, пожилые и нездоровые люди, остались бы одни посреди самых глухих, самых плотных и самых опасных джунглей в мире, если бы они не выполнили приказ Джоунса. Они, по сути, стояли перед выбором: умереть быстро или умереть медленно и мучительно.
Оставшуюся треть составляли взрослые и относительно молодые люди, но даже среди них не было единодушия. Одни верили, что Джим Джоунс Бог, или человек приближенный к Богу, они поклонялись ему, и выполнили бы любой его приказ. Другие не верили в божественность Джоунса, но верили в правоту своего дела и находились под впечатлением от его проповедей о том, что остальной мир ополчился на них.
О том дне, когда гайанские войска прибыли в Джоунстаун и увидели, что случилось
Гайанские военные, которые прибыли туда на следующее утро, ожидали встретить вооруженных революционеров. Они полагали, что в Джоунстауне их ждут 100 или больше мужчин с винтовками, поэтому осторожно приближались через джунгли.
В Гайане в это время года жарко. Накануне шел проливной дождь, и с земли поднимался пар. Все было практически в тумане. И они приближаются к периметру Джоунстауна, ожидая нападения в любую минуту. Они держат оружие наготове, но пар, туман ограничивает видимость.
Внезапно они начинают спотыкаться и думают, что революционеры разбросали по земле бревна, и что вот-вот начнется огонь из засады, а потом туман немного рассеивается, солдаты смотрят под ноги и начинают кричать, потому что повсюду разбросаны тела, больше, чем они могут сосчитать, и они в ужасе.
Почти 40 лет спустя Джоунстаун остается примером опасной демагогии
Комментарий