Одна из лучших формулировок смысла жизни, что я встречал, принадлежит Достоевскому: «Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества».
Сотрудничество с Богом! Сотрудничество осмысленное, с пониманием, зачем оно делается, к какой цели ведет, какое намерение раскрывает относительно меня, тебя и всего человечества. Такое сотрудничество с Творцом на благо всей вселенной возвышает человека, делает его жизнь не просто осмысленной, а возвышенной, «горней», вторя словам из Кол. 3:2: «О горнем помышляйте, а не о земном».
Что еще по большому счету отличает человека от животных, если не сотрудничество с Богом, в чем бы оно ни состояло в конкретный момент истории плодиться и размножаться, именовать животных, строить ковчег, заселять определенную страну, казнить нечестивых или рассказывать ближнему о Христе? Воля Бога может отличаться от эпохи к эпохе, но исполнять ее всегда радостно и плодотворно, даже если мы порой не видим быстрых результатов.
Эта формулировка активна, она делает акцент на действии, деятельности, а не пассивном получении удовольствия. Лежать под пальмой и есть банан может и приятно, но в этом ли настоящий смысл? С другой стороны, активная деятельность ради высокой цели совсем другое дело. Это осмысление веры как активной деятельности, как жажды деятельности во благо ближним, обществу, Богу и всему мирозданию. Такая деятельность и наделяет жизнь подлинным смыслом. И что важно, она всегда в правильном направлении, потому что согласуется с замыслом Творца.
Достоевский правильно называет корень всех бед человечества. Если мы не сотрудничаем с Богом, а враждуем с ним или равнодушно игнорируем, если не проводим в жизнь его замысел, а боремся с ним, только тогда у нас проблемы. Иначе мы бы не имели ни социальных, ни экономических, ни многих других проблем, к которым мы привыкли.
Эта формулировка изящно объединяет сегодняшний мир с будущим, в котором будет «обитать правда» (2 Пет. 3:13). Порой мы склонны думать, что сегодня смысл жизни один, а тогда он будет другим. На самом деле он всегда один и тот же участвовать в великом Замысле.
Здесь гениально отражена и связь между верой и делами, без которой вера «мертва», как пишет Иаков (2:26). Ведь если мы верим в Бога, то почему не сотрудничаем с ним? Можно ли сказать, что мы действительно верим? А если сотрудничаем, то удостоены великой чести. Ради этой чести и стоит жить, и жить вечно столько, сколько длится Замысел.
Сотрудничество с Богом! Сотрудничество осмысленное, с пониманием, зачем оно делается, к какой цели ведет, какое намерение раскрывает относительно меня, тебя и всего человечества. Такое сотрудничество с Творцом на благо всей вселенной возвышает человека, делает его жизнь не просто осмысленной, а возвышенной, «горней», вторя словам из Кол. 3:2: «О горнем помышляйте, а не о земном».
Что еще по большому счету отличает человека от животных, если не сотрудничество с Богом, в чем бы оно ни состояло в конкретный момент истории плодиться и размножаться, именовать животных, строить ковчег, заселять определенную страну, казнить нечестивых или рассказывать ближнему о Христе? Воля Бога может отличаться от эпохи к эпохе, но исполнять ее всегда радостно и плодотворно, даже если мы порой не видим быстрых результатов.
Эта формулировка активна, она делает акцент на действии, деятельности, а не пассивном получении удовольствия. Лежать под пальмой и есть банан может и приятно, но в этом ли настоящий смысл? С другой стороны, активная деятельность ради высокой цели совсем другое дело. Это осмысление веры как активной деятельности, как жажды деятельности во благо ближним, обществу, Богу и всему мирозданию. Такая деятельность и наделяет жизнь подлинным смыслом. И что важно, она всегда в правильном направлении, потому что согласуется с замыслом Творца.
Достоевский правильно называет корень всех бед человечества. Если мы не сотрудничаем с Богом, а враждуем с ним или равнодушно игнорируем, если не проводим в жизнь его замысел, а боремся с ним, только тогда у нас проблемы. Иначе мы бы не имели ни социальных, ни экономических, ни многих других проблем, к которым мы привыкли.
Эта формулировка изящно объединяет сегодняшний мир с будущим, в котором будет «обитать правда» (2 Пет. 3:13). Порой мы склонны думать, что сегодня смысл жизни один, а тогда он будет другим. На самом деле он всегда один и тот же участвовать в великом Замысле.
Здесь гениально отражена и связь между верой и делами, без которой вера «мертва», как пишет Иаков (2:26). Ведь если мы верим в Бога, то почему не сотрудничаем с ним? Можно ли сказать, что мы действительно верим? А если сотрудничаем, то удостоены великой чести. Ради этой чести и стоит жить, и жить вечно столько, сколько длится Замысел.
Комментарий