У слов много разных функций, одна из которых декларативная. Когда мы произносим что-то, мы объявляем, или декларируем, нашу убежденность в каком-либо факте. Эта роль слов особенно важна в области религии. Можно называть Библию памятником дреевнееврейской литературы, а можно Словом Бога. Иисуса можно называть религиозным мыслителем, пророком или сыном Бога. А еще Христом.
Многие удивляются, когда узнают, что Христос это не второе имя и не фамилия Иисуса из Назарета. Павел «доказывал Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деяния 18:28). Никто не сомневался, что был такой человек по имени Иисус, и даже его религиозные оппоненты. Однако необходимо было признать, что он «есть Христос». Христос это титул, или должность. Это греческое слово переводится как «помазанник». Кто такой помазанник? Это монарх, которого помазали на царство. В средние века и в новое время на царство коронуют, а в древнем мире помазывали благовонным маслом. Отсюда и такое слово.
Если мы верим, что «Иисус есть Христос», мы выражаем убежденность в том, что он является царем и преемником Давида, которого ждали евреи. Пророчествами об этом царе изобилует Ветхий завет. Несколько примеров:
Именно помазанника, именно царя ждали евреи, именно царскую функцию вкладывали в еврейское слово «машиах», арамейское «месиха» (от которого произошло русское «мессия») и греческое «христос». Евреи еще плохо представляли (или вообще не представляли) функции Христа как спасителя и примирителя с Богом, но они хорошо знали, что он станет царем по праву наследника Давида. Именно это объявляет ангел Гавриил Марии:
Это замечательное место, объединяющее Ветхий и Новый заветы в одно целое вера в Иисуса как преемника Давида на престоле. Это мостик между двумя священными текстами и двумя религиями, показывающий, что на самом деле это не две религии, а одна. Очень важно, что Новый завет начинается с напоминания о древней вере евреев в Божьего помазанника. Важно и то, что эту веру объявляет божественный посланник, как бы подтверждая и обновляя ее. Именно эта вера будет определять все последующие события.
Веру в Иисуса как царя демонстрируют жители Иерусалима, встречая его пальмовыми ветвями при въезде в Иерусалим на ослице:
И это не что иное, как исполнение пророчества из Захарии 9:9, 10:
Об Иисусе как царе говорит Петр в своей программной речи о сущности христианской веры, обращенной к еврейским прозелитам:
Вера в Иисуса как царя и наследника Давида это смысловой стержень христианства. Мы чтим не эфемерного духа, не страдальца на золотом крестике, не участника таинственной триады, а реального царя реального царства как минимум столь же реального, каким было царство Давида. Мы ждем этого царства, мы готовимся к нему, благовествуем о нем. Нас не смущает, что после ухода Царя минуло две тысячи лет мы уверены в его возвращении так же, как в том, что после ночи будет утро. Все это заключено в слове «Христос», и когда мы его произносим, мы озвучиваем этот манифест, показывая, что исповедуем именно такую веру в Иисуса, а не какую-то другую.
В следующий раз, когда вы назовете Иисуса Христом, вспомните о важном значении этого царского титула. Мы не просто называем чье-то имя, а выражаем свою веру в Божьего царя и его славное царство. Подобно жителям Иерусалима, мы расстилаем перед ним пальмовые ветви и восклицаем: «Осанна сыну Давидову!» В этом коротком греческом слове вся Библия. Еврейские писания содержат прообразы великого будущего Царства, Евангелия раскрывают личность его царя, письма апостолов учат готовиться к нему, Откровение Иоанна пророчески показывает его славную кульминацию. Произнося это слово, мы показываем, что вера и любовь к этим истинам определяют нашу жизнь, наши привычки, наш круг общения.
Многие удивляются, когда узнают, что Христос это не второе имя и не фамилия Иисуса из Назарета. Павел «доказывал Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деяния 18:28). Никто не сомневался, что был такой человек по имени Иисус, и даже его религиозные оппоненты. Однако необходимо было признать, что он «есть Христос». Христос это титул, или должность. Это греческое слово переводится как «помазанник». Кто такой помазанник? Это монарх, которого помазали на царство. В средние века и в новое время на царство коронуют, а в древнем мире помазывали благовонным маслом. Отсюда и такое слово.
Если мы верим, что «Иисус есть Христос», мы выражаем убежденность в том, что он является царем и преемником Давида, которого ждали евреи. Пророчествами об этом царе изобилует Ветхий завет. Несколько примеров:
Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника Будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его (Псалом 71).
И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Даниил 2:44).
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Даниил 7:13, 14).
И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Даниил 2:44).
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Даниил 7:13, 14).
Именно помазанника, именно царя ждали евреи, именно царскую функцию вкладывали в еврейское слово «машиах», арамейское «месиха» (от которого произошло русское «мессия») и греческое «христос». Евреи еще плохо представляли (или вообще не представляли) функции Христа как спасителя и примирителя с Богом, но они хорошо знали, что он станет царем по праву наследника Давида. Именно это объявляет ангел Гавриил Марии:
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Луки 1:32, 33).
Это замечательное место, объединяющее Ветхий и Новый заветы в одно целое вера в Иисуса как преемника Давида на престоле. Это мостик между двумя священными текстами и двумя религиями, показывающий, что на самом деле это не две религии, а одна. Очень важно, что Новый завет начинается с напоминания о древней вере евреев в Божьего помазанника. Важно и то, что эту веру объявляет божественный посланник, как бы подтверждая и обновляя ее. Именно эта вера будет определять все последующие события.
Веру в Иисуса как царя демонстрируют жители Иерусалима, встречая его пальмовыми ветвями при въезде в Иерусалим на ослице:
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Матфея 21:8, 9)
И это не что иное, как исполнение пророчества из Захарии 9:9, 10:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
Об Иисусе как царе говорит Петр в своей программной речи о сущности христианской веры, обращенной к еврейским прозелитам:
Бог с клятвою обещал ему [Давиду] от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его (Деяния 2:30).
Вера в Иисуса как царя и наследника Давида это смысловой стержень христианства. Мы чтим не эфемерного духа, не страдальца на золотом крестике, не участника таинственной триады, а реального царя реального царства как минимум столь же реального, каким было царство Давида. Мы ждем этого царства, мы готовимся к нему, благовествуем о нем. Нас не смущает, что после ухода Царя минуло две тысячи лет мы уверены в его возвращении так же, как в том, что после ночи будет утро. Все это заключено в слове «Христос», и когда мы его произносим, мы озвучиваем этот манифест, показывая, что исповедуем именно такую веру в Иисуса, а не какую-то другую.
В следующий раз, когда вы назовете Иисуса Христом, вспомните о важном значении этого царского титула. Мы не просто называем чье-то имя, а выражаем свою веру в Божьего царя и его славное царство. Подобно жителям Иерусалима, мы расстилаем перед ним пальмовые ветви и восклицаем: «Осанна сыну Давидову!» В этом коротком греческом слове вся Библия. Еврейские писания содержат прообразы великого будущего Царства, Евангелия раскрывают личность его царя, письма апостолов учат готовиться к нему, Откровение Иоанна пророчески показывает его славную кульминацию. Произнося это слово, мы показываем, что вера и любовь к этим истинам определяют нашу жизнь, наши привычки, наш круг общения.