В условиях «холодной войны» одной из важнейших сфер деятельности КГБ было так называемое «ватиканское направление».
В мае 1964 г. заместитель председателя КГБ С. Банников информировал ЦК КПСС о новой тактике Ватикана курсе папы римского Иоанна XXIII, суть которого, по мнению руководства Комитета, заключалась в поиске «новых методов деятельности католической церкви с целью сохранения и расширения ее влияния на массы». Деятельность Ватикана расценивалась как политика сближения с протестантской и другими церквами с целью «создания единого фронта против стран социалистического лагеря и коммунистического движения во всем мире». Банников подчеркивал: «Папа Павел VI, избранный в 1963 г., выступает за гибкие, замаскированные методы борьбы с коммунизмом».
В начале 1971 г. КГБ сообщал в ЦК КПСС, что Ватикан готовит «решающее наступление на атеизм» и реализацию так называемого «плана церковной политики расшатывания Советского Союза», который его Госсекретариат разработал еще в 1968 году. План предусматривал выделение трех зон (Москва, Прибалтика и Кавказ) и основных групп населения (верующие, интеллигенция и студенчество), на которые предполагалось оказывать идеологическое воздействие в первую очередь, а также распространение религиозной пропагандистской литературы и ее засылку в СССР с целью «возбуждения недоверия у советских людей к партийному и административному аппарату».
КГБ ожидал приезда в СССР эмиссаров Ватикана под видом интуристов. В 1969 г. в московских и ленинградских вузах было выявлено несколько иезуитов, прибывших в СССР в качестве стажеров. Целями их пребывания являлись: установление контактов с духовенством, представителями интеллигенции и молодежи, «непосредственное изучение и обработка отдельных руководителей РПЦ», сбор политической информации о преследовании верующих в СССР, миссионерская деятельность. Начальник V управления КГБ Бобков подчеркивал: «Особый интерес представляет стремление Ватикана и ордена иезуитов к альянсу с РПЦ. Они стремятся достичь с нею единства действий, положить конец верноподданническому характеру этой церкви и превратить ее снова в политический фактор противопоставления Советской власти».
В связи с этим КГБ сфокусировал свое внимание на антилояльной части католического и униатского духовенства. Особую тревогу спецслужб вызывала пропаганда националистических взглядов на Украине: «Униаты проводят мысль об особом значении своей церкви в жизни украинского народа». Униатское духовенство пыталось убедить сограждан, что униатская церковь имеет самостоятельную историю, независимую от русской церкви. КГБ считал, что целью распространения этих идей была легализация греко-католической церкви на Украине.
КГБ отмечал, что униатское духовенство провоцирует верующих на различные выступления: письма в разные инстанции, захват закрытых ранее, но не освоенных под хозяйственные нужды церковных зданий, попытки создания нелегальных монастырей и курсов по подготовке священников. Поэтому внутри страны КГБ основное внимание уделял выявлению и пресечению деятельности «реакционно-настроенного католического и униатского духовенства и монашествующих элементов», которая рассматривалась как антиобщественная и антинародная.
На основании материалов Комитета прокуратурой привлекались к уголовной ответственности руководители униатского духовенства, наказывались в административном порядке активные униаты. Полученные при этом материалы были использованы для компроментации униатской церкви и ее руководителей. Эти мероприятия резко ограничили деятельность «униатского подполья».
Констатируя усиление антисоветской пропаганды со стороны Ватикана и противозаконных действий «главарей бывшей униатской церкви», КГБ в 1969 г. разработал план мероприятий по противодействию и пресечению этой деятельности. Уже в августе 1970 г. КГБ информировал ЦК, что «в ходе выполнения данных мероприятий агентуре органов госбезопасности удалось заиметь личные подходы к папе Павлу VI и его ближайшему окружению». На них оказывалось «выгодное воздействие», и «продвигались» специально подготовленные материалы, в которых подчеркивалась мысль о том, что враждебные акции со стороны Ватикана и его центров (особенно эмигрантских) против СССР усугубляют положение верующих и духовенства в стране и мешают, в частности, установлению более тесных взаимоотношений между РПЦ и католической церковью.
Ватиканская операция КГБ включала публикацию статьи в декабре 1969 г. в «Литературной газете» под названием «Не упоминайте имя Христово всуе», цель которой разоблачение подрывных акций Ватикана. Статья имела резонанс в итальянской прессе, которая ее активно комментировала. После этого, по мнению КГБ, Ватикан ввел контроль за содержанием своих радиопередач на языках социалистических стран и запретил включать в них политические комментарии.
Маслова Ирина Ивановна кандидат исторических наук, докторант Московского педагогического государственного университета.
Маслова И.И. * Русская православная церковь и КГБ * Статья | РАБКРИН
В мае 1964 г. заместитель председателя КГБ С. Банников информировал ЦК КПСС о новой тактике Ватикана курсе папы римского Иоанна XXIII, суть которого, по мнению руководства Комитета, заключалась в поиске «новых методов деятельности католической церкви с целью сохранения и расширения ее влияния на массы». Деятельность Ватикана расценивалась как политика сближения с протестантской и другими церквами с целью «создания единого фронта против стран социалистического лагеря и коммунистического движения во всем мире». Банников подчеркивал: «Папа Павел VI, избранный в 1963 г., выступает за гибкие, замаскированные методы борьбы с коммунизмом».
В начале 1971 г. КГБ сообщал в ЦК КПСС, что Ватикан готовит «решающее наступление на атеизм» и реализацию так называемого «плана церковной политики расшатывания Советского Союза», который его Госсекретариат разработал еще в 1968 году. План предусматривал выделение трех зон (Москва, Прибалтика и Кавказ) и основных групп населения (верующие, интеллигенция и студенчество), на которые предполагалось оказывать идеологическое воздействие в первую очередь, а также распространение религиозной пропагандистской литературы и ее засылку в СССР с целью «возбуждения недоверия у советских людей к партийному и административному аппарату».
КГБ ожидал приезда в СССР эмиссаров Ватикана под видом интуристов. В 1969 г. в московских и ленинградских вузах было выявлено несколько иезуитов, прибывших в СССР в качестве стажеров. Целями их пребывания являлись: установление контактов с духовенством, представителями интеллигенции и молодежи, «непосредственное изучение и обработка отдельных руководителей РПЦ», сбор политической информации о преследовании верующих в СССР, миссионерская деятельность. Начальник V управления КГБ Бобков подчеркивал: «Особый интерес представляет стремление Ватикана и ордена иезуитов к альянсу с РПЦ. Они стремятся достичь с нею единства действий, положить конец верноподданническому характеру этой церкви и превратить ее снова в политический фактор противопоставления Советской власти».
В связи с этим КГБ сфокусировал свое внимание на антилояльной части католического и униатского духовенства. Особую тревогу спецслужб вызывала пропаганда националистических взглядов на Украине: «Униаты проводят мысль об особом значении своей церкви в жизни украинского народа». Униатское духовенство пыталось убедить сограждан, что униатская церковь имеет самостоятельную историю, независимую от русской церкви. КГБ считал, что целью распространения этих идей была легализация греко-католической церкви на Украине.
КГБ отмечал, что униатское духовенство провоцирует верующих на различные выступления: письма в разные инстанции, захват закрытых ранее, но не освоенных под хозяйственные нужды церковных зданий, попытки создания нелегальных монастырей и курсов по подготовке священников. Поэтому внутри страны КГБ основное внимание уделял выявлению и пресечению деятельности «реакционно-настроенного католического и униатского духовенства и монашествующих элементов», которая рассматривалась как антиобщественная и антинародная.
На основании материалов Комитета прокуратурой привлекались к уголовной ответственности руководители униатского духовенства, наказывались в административном порядке активные униаты. Полученные при этом материалы были использованы для компроментации униатской церкви и ее руководителей. Эти мероприятия резко ограничили деятельность «униатского подполья».
Констатируя усиление антисоветской пропаганды со стороны Ватикана и противозаконных действий «главарей бывшей униатской церкви», КГБ в 1969 г. разработал план мероприятий по противодействию и пресечению этой деятельности. Уже в августе 1970 г. КГБ информировал ЦК, что «в ходе выполнения данных мероприятий агентуре органов госбезопасности удалось заиметь личные подходы к папе Павлу VI и его ближайшему окружению». На них оказывалось «выгодное воздействие», и «продвигались» специально подготовленные материалы, в которых подчеркивалась мысль о том, что враждебные акции со стороны Ватикана и его центров (особенно эмигрантских) против СССР усугубляют положение верующих и духовенства в стране и мешают, в частности, установлению более тесных взаимоотношений между РПЦ и католической церковью.
Ватиканская операция КГБ включала публикацию статьи в декабре 1969 г. в «Литературной газете» под названием «Не упоминайте имя Христово всуе», цель которой разоблачение подрывных акций Ватикана. Статья имела резонанс в итальянской прессе, которая ее активно комментировала. После этого, по мнению КГБ, Ватикан ввел контроль за содержанием своих радиопередач на языках социалистических стран и запретил включать в них политические комментарии.
Маслова Ирина Ивановна кандидат исторических наук, докторант Московского педагогического государственного университета.
Маслова И.И. * Русская православная церковь и КГБ * Статья | РАБКРИН
Комментарий