Тексты дореформенной Церкви

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • allexster
    Завсегдатай

    • 01 January 2018
    • 706

    #16
    Сообщение от tamplquest
    Можно ли где то почитать достоверные источники, памятники дониконовской Православной Церкви?

    Дело в том, что я начал копать эту тему, и понял, что она, видимо, за семью печатями.

    Можно посмотреть тексты староверов, но это движение, видимо, неоднородно, и непонятно, действительно ли то что у староверов является наследием старой Церкви, или это уже другие, заимствованные откуда-то тексты.
    В частности, насколько я понял, у них много апокрифических текстов. Могли ли у старорусской Церкви апокрифы быть канонической литературой, как Вы считаете?

    В чем, вообще основное различие между Старой и Новой Церковью, в контексте богословия?

    Складывается такое впечатление, что власти после реформы тщательно старались свести все исключительно к ритуалу, даже был, по моему указ, чтобы называть староверов "старообрядцами", с чем последние были не согласны. Это, вероятно было сделано специально, чтобы акцентировать внимание на внешней стороне реформы, и завуалировать внутреннюю
    Есть информация, что Никон заменил все тексты старой церкви на новые, под предлогом "накопившихся при переписываниях неточностей". Думаю, если бы там было дело в незначительных неточностях, он бы не пошел на это.
    В то же время, образец был взят греческий, а греческое православие на тот момент, по некоторым данным, значительно латинизировалось.

    В общем, мутная история, там много недосказанности, Хотелось бы докопаться до сути этой реформы
    Греческая церковь основана на книжной версии, которую можно в любой момент подкорректировать, византийская же вера старого обряда основана на устном предании, которое передается в поколениях и мало подвержено указам из Синода. Говорить людям не запретишь.
    Протопоп Аввакума, Иоанн Неронов, священник Лазарь и др. никогда не имели отношения к книжной справе, являясь представителями устной проповеди.
    власти после реформы тщательно старались свести все исключительно к ритуалу по простой причине :
    Никон главную задачу, смысл и, так сказать, душу своего патриаршества видел и поставлял вовсе не в книжных и обрядовых исправлениях, а в том, чтобы освободить церковь, в лице патриарха, от подавляющей ее всецелой зависимости от государства, чтобы сделать патриарха, как духовного главу церкви, не только независимым от государя, но и поставить его рядом с царем, как другого великого государя, подчинить его контролю, не только церковную, но и всю государственную и общественную жизнь, поскольку последние должны быть проявлением всегда и для всех обязательных божественных заповедей и законов. Никон верил и учил, что священство выше царства, и всячески старался осуществить эту идею во время своего патриаршества
    Последний раз редактировалось allexster; 07 February 2018, 03:20 AM.

    Комментарий

    • alexgrey
      Ветер, наполни мои паруса

      • 10 April 2013
      • 8717

      #17
      Сообщение от саша 71
      Для Руси дораскольных времен систематическое богословие может и не характерно, но вообще богословие было. Достаточно назвать имена Илариона Киевского и Иосифа Волоцкого.
      Иосиф Волоцкий написал "Просветителя" - труд сомнительный с точки зрения серьёзного богословия, особенно красуется цитата на Златоуста: "когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. ...
      Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан".

      Такое богословие нам ни за какие коврижки не надобно.

      Иларион Киевский по сути ничего интересного не написал, лишь "Cлово о законе и благодати", где больше славословий, чем рассуждений на слово Бога.
      У меня одна тема на форуме может вмещать больше богословия, чем эти мужи написали за свою жизнь.

      Комментарий

      • tamplquest
        Отключен

        • 08 November 2017
        • 971

        #18
        Сообщение от alexgrey
        У меня одна тема на форуме может вмещать больше богословия, чем эти мужи написали за свою жизнь.
        У Вас неимоверная гордыня.
        А что, после Никона Церковь стала толерантна к еретикам? Если да то почему?

        Комментарий

        • alexgrey
          Ветер, наполни мои паруса

          • 10 April 2013
          • 8717

          #19
          Сообщение от tamplquest
          У Вас неимоверная гордыня.
          Или просто честность. Дело в том, что я сейчас читаю предания, католические и православные, и просто поражаюсь скудности их богословского мышления. У нас на форуме есть ещё люди, которые могут писать лучше, чем все эти древние учителя.

          А что, после Никона Церковь стала толерантна к еретикам? Если да то почему?
          Со времён падения инквизиции и расцвета европейского гуманизма наметилась тенденция на всеобщий либерализм и толерантность, ко всему. Так что "еретики" вздохнули свободней и теперь их самих стало больше, чем ортодоксов. Время требует...

          Комментарий

          • tamplquest
            Отключен

            • 08 November 2017
            • 971

            #20
            Сообщение от alexgrey
            Или просто честность.
            Разумеется, Вы честно признались, что Вы круче всех этих Отцов. Это где-то даже скромность и смирение.
            Со времён падения инквизиции и расцвета европейского гуманизма наметилась тенденция на всеобщий либерализм и толерантность, ко всему. Так что "еретики" вздохнули свободней и теперь их самих стало больше, чем ортодоксов. Время требует...
            Кстати, немного читанул вчера насчет инквизиции, и удивился. Получается, что инквизиция в наибольшей степени, и наиболее жестоко проявила себя уже после средневековья, или в конце его, как раз в период становления либерализма, где то с 15-го века. До этого она по-большей части занималась лишь цензурой и борьбой с еретиками, причем довольно сдержанно, а именно во время становления либерализма начались охоты на ведьм
            То есть инквизиция ужесточалась и "безумела" по мере прихода либерализма
            Ну, это по википедии, во всяком случае.

            - - - Добавлено - - -

            Сообщение от alexgrey
            Время требует...
            Ну так как именно оно требовало? Как это проявлялось, какие механизмы стояли за этим?
            По-вашему, какой то дядя пришел, и сказал, что надо быть толерантными, и церковники его послушались, так что-ли было?

            Комментарий

            • alexgrey
              Ветер, наполни мои паруса

              • 10 April 2013
              • 8717

              #21
              Сообщение от tamplquest
              Разумеется, Вы честно признались, что Вы круче всех этих Отцов. Это где-то даже скромность и смирение.
              Если вы покажете мне самый крутой богословский текст (на ваш взгляд) из тех, что принадлежит "отцам", то я вам буду очень признателен и разберу этот текст на форуме.

              Ну так как именно оно требовало? Как это проявлялось, какие механизмы стояли за этим?
              По-вашему, какой то дядя пришел, и сказал, что надо быть толерантными, и церковники его послушались, так что-ли было?
              Тут я тоже буду честным и признаюсь, что не настолько хорошо ещё знаю историю, чтобы ответить, как, когда и почему это пошло. Я только понимаю общие тенденции, а детали меня интересуют только тогда, когда это применимо к моей работе.

              Но мне непонятно, почему вы так резко перескочили на этот вопрос, если тема изначально не об этом. Вы бы рассказали, почему у вас к этому интерес.

              Комментарий

              • саша 71
                Ветеран

                • 21 January 2012
                • 15180

                #22


                - - - Добавлено - - -

                Сообщение от alexgrey
                Иосиф Волоцкий
                Что, увидели знакомое имя ?
                Которое для вас как красная тряпка для быка !

                - - - Добавлено - - -

                Сообщение от alexgrey
                "Cлово о законе и благодати"
                Замечательная, кстати, книга.
                При весьма скромном объеме выражает те же мысли, что и лекции Мартина Лютера по посланию к Галатам.
                "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." ( Галатам 1:6-7).

                Комментарий

                • tamplquest
                  Отключен

                  • 08 November 2017
                  • 971

                  #23
                  Сообщение от саша 71
                  толерантность это...
                  Между прочим очень точная аналогия с государством. Толерантность позволяет чужеродным или деструктивным элементам, как вирусам и паразитам, разрушать государство изнутри, или подчинять его своим нуждам. Именно это и происходило в либеральную эпоху. Толерантность -- есть ни что иное, как потеря государственного иммунитета, она ведет к болезни и смерти

                  Комментарий

                  Обработка...