Как вы считаете, отражает ли религиозный "пантеон" социальную структуру общества?
На эту мысль меня навело такое соображение.
В политеистических культах божества, видимо, соответствовали чаяниям различных социальных групп, каст или сословий. Например, у воинов был один покровитель, у земледельцев -- другой и так далее.
Монотеизм, возникший, видимо, правда, в Египте, но не удержавшийся там, перекочевав к иудеям, в сущности проецировал их социальную структуру пастухов, причем рекурсивно. Если в монотеизме мы принимаем модель "Бог-народ", или "жречество-народ", то она очень точно проецирует модель "пастух-стадо", некий архетип власти. Видимо, не случайно эта модель, уже в виде ислама распространилась наиболее широко среди бедуинов Ближнего Востока и Северной Африки. И до сих пор исламские государства и Израиль сохраняют эту модель в некоторой степени, поскольку только у них и осталась теократия
Далее идем к концепции христианской троицы.
Тут можно увидеть модель патриархата земледельческой культуры: Отец -- аристократия, светская власть, Святой Дух -- духовенство, Сын -- трудовой народ. При этом все слито в единстве государства
Причем, что интересно, в период реформации и либерализации общества, когда грани между сословиями стали размываться, а затем и вовсе исчезать, христианство начало уходить от троицы к иудейской концепции, догматы хоть и оставались, но оттеснялись на второй план, и тройственность размывалась
Все это, так или иначе, отражает представления о социальной структуре, иерархии и принципах власти
Как Вам такая гипотеза?
По-моему, определенная система тут есть. Или все слишком натянуто?
Если есть подобные примеры, выкладывайте их сюда, пожалуйста.
На эту мысль меня навело такое соображение.
В политеистических культах божества, видимо, соответствовали чаяниям различных социальных групп, каст или сословий. Например, у воинов был один покровитель, у земледельцев -- другой и так далее.
Монотеизм, возникший, видимо, правда, в Египте, но не удержавшийся там, перекочевав к иудеям, в сущности проецировал их социальную структуру пастухов, причем рекурсивно. Если в монотеизме мы принимаем модель "Бог-народ", или "жречество-народ", то она очень точно проецирует модель "пастух-стадо", некий архетип власти. Видимо, не случайно эта модель, уже в виде ислама распространилась наиболее широко среди бедуинов Ближнего Востока и Северной Африки. И до сих пор исламские государства и Израиль сохраняют эту модель в некоторой степени, поскольку только у них и осталась теократия
Далее идем к концепции христианской троицы.
Тут можно увидеть модель патриархата земледельческой культуры: Отец -- аристократия, светская власть, Святой Дух -- духовенство, Сын -- трудовой народ. При этом все слито в единстве государства
Причем, что интересно, в период реформации и либерализации общества, когда грани между сословиями стали размываться, а затем и вовсе исчезать, христианство начало уходить от троицы к иудейской концепции, догматы хоть и оставались, но оттеснялись на второй план, и тройственность размывалась
Все это, так или иначе, отражает представления о социальной структуре, иерархии и принципах власти
Как Вам такая гипотеза?
По-моему, определенная система тут есть. Или все слишком натянуто?
Если есть подобные примеры, выкладывайте их сюда, пожалуйста.
Комментарий