Священник убитый повстанцами Константин Прокопович служил настоятелем церкви заштатного города Суража Белостокского уезда Гродненской губернии. В дни восстания священника предупреждали, что повстанцы хотят убить его. Причиной было, по свидетельству его сына Льва, то, что отец Константин «принимал к себе войска, проходившие для стычек с мятежниками». За неделю до праздника Троицы, действовавший близ Суража повстанческий отряд разбила рота русских солдат, и после боя офицеры были радушно приняты и угощены в доме Прокоповича. После этого повстанцы, подстрекаемые ксендзами Крынским и Моравским, с ненавистью стали смотреть на священника Константина, посмевшего «принимать и угощать пшеклентых москалей». Ночью с 22 на 23 мая 1863 г. повстанцы через окно вторглись в дом Прокоповича и стали искать его, однако священник успел укрыться на конюшне. Бандиты «дубинами и прикладами» избили жену, 17-летнюю дочь и 16-летнего сына Льва ученика Литовской духовной семинарии, угрожая повесить. Перепуганный юноша с веревкой на шее причитал: «Боже мой! Боже мой!» Но повстанцы с насмешками и ругательствами издевались: «Какой твой Бог? Какая твоя вера? Твоя вера собачья, схизматическая Подлец, собачья твоя кровь».
Найдя отца Константина, повстанцы бросились к нему, вытащили на двор, «рвали волосы на голове и из бороды, нанесли более 100 ударов ружьями и кольями, толкали во все стороны, бросали на землю и топтали его ногами; потом один изверг выстрелом еще и ранил его в бок». Наконец, еле живого, окровавленного, истерзанного священника «повесили на тополе в пяти шагах от дома».
Когда перед смертью отец Константин просил дать ему помолиться, повстанцы с издевкой говорили: «Какой твой Бог? Вы ни что иное, как собаки, ваша вера тоже собачья, русская; ваш Бог русский». При этом его не переставали бить, не давая выговорить и слова, и все время кричали: «Молчи!» Уже с веревкой на шее страдалец успел лишь сказать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Палачи издевались над священником и после его смерти. Приведя сына к трупу отца, говорили: «Видишь, отец твой висит, как собака; то же и с тобой будет». Повстанцы избили юношу, затем ограбили дом и, уходя, стали выкрикивать: «Теперь у нас не будет схизматиков; теперь у нас настоящая Польша».
По свидетельству сына, главным вдохновителем убийства отца Константина был ксендз Моравский. А вообще в расправе участвовало около 100 человек, среди которых находились и жители Суража католики.
К сожалению, упоминается только малая часть казненных. Много написано о расправах над православным духовенством, и возможно эта публикация станет отправной точкой в деле канонизации православных мучеников, принявших смерть от рук польских мятежников. И первым среди канонизированных безусловно должен быть митрополит Иосиф Семашко, современник этих событий, благодаря трудам которого население Западной Руси было возвращено из унизительной унии с Римом в лоно православия".Зеленковский указал на "онтогенетическую связь между польскими мятежниками, которых кандидат исторических наук Александр Гронский считает протобольшевиками, и коммунистами, а также белорусскими нацдемами", отметив: "Белорусские нацдемы сформировались из той части мелкой польской шляхты, которая после подавления восстания 1863-1864 г.г. вязла на вооружение "белорусскую" по форме, а на деле "литвинскую" идею".
Найдя отца Константина, повстанцы бросились к нему, вытащили на двор, «рвали волосы на голове и из бороды, нанесли более 100 ударов ружьями и кольями, толкали во все стороны, бросали на землю и топтали его ногами; потом один изверг выстрелом еще и ранил его в бок». Наконец, еле живого, окровавленного, истерзанного священника «повесили на тополе в пяти шагах от дома».
Когда перед смертью отец Константин просил дать ему помолиться, повстанцы с издевкой говорили: «Какой твой Бог? Вы ни что иное, как собаки, ваша вера тоже собачья, русская; ваш Бог русский». При этом его не переставали бить, не давая выговорить и слова, и все время кричали: «Молчи!» Уже с веревкой на шее страдалец успел лишь сказать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Палачи издевались над священником и после его смерти. Приведя сына к трупу отца, говорили: «Видишь, отец твой висит, как собака; то же и с тобой будет». Повстанцы избили юношу, затем ограбили дом и, уходя, стали выкрикивать: «Теперь у нас не будет схизматиков; теперь у нас настоящая Польша».
По свидетельству сына, главным вдохновителем убийства отца Константина был ксендз Моравский. А вообще в расправе участвовало около 100 человек, среди которых находились и жители Суража католики.
К сожалению, упоминается только малая часть казненных. Много написано о расправах над православным духовенством, и возможно эта публикация станет отправной точкой в деле канонизации православных мучеников, принявших смерть от рук польских мятежников. И первым среди канонизированных безусловно должен быть митрополит Иосиф Семашко, современник этих событий, благодаря трудам которого население Западной Руси было возвращено из унизительной унии с Римом в лоно православия".Зеленковский указал на "онтогенетическую связь между польскими мятежниками, которых кандидат исторических наук Александр Гронский считает протобольшевиками, и коммунистами, а также белорусскими нацдемами", отметив: "Белорусские нацдемы сформировались из той части мелкой польской шляхты, которая после подавления восстания 1863-1864 г.г. вязла на вооружение "белорусскую" по форме, а на деле "литвинскую" идею".

Комментарий