Письмо Бориса Березовского писательнице Юлии Ивановой (автору идеи «Изания»).
Да, жизнь в Советском Союзе это целый период, ровный, яркий, счастливый. Я был абсолютно счастлив в Советском Союзе, рос в классической советской семье. Отец инженер-строитель. Мать, когда я был маленький домохозяйка, а потом лаборантка в институте. Сначала один институт, потом университет, потом аспирантура, потом диссертация кандидатская, диссертация докторская, член-корреспондент Российской Академии наук. Повторяю, был абсолютно счастлив, потому что занимался любимым делом. А потом эта жизнь закончилась, в 89-м году, когда в институте перестали платить зарплату, и я почувствовал, что повисла в воздухе какая-то неопределенность, угроза, и жить стало неуютно Никакой зарплаты, никакой социальной помощи. Я тоже был членом компартии, и, в отличие от некоторых, свой билет никогда не рвал, не сжигал. Так и лежит у меня в сейфе в институте, где я до сих пор на общественных началах заведую лабораторией. Кстати, эту лабораторию создал я и никогда не прекращал с ней связь, до сих пор общаюсь с моими коллегами. Победа над хаосом, - вот что движет человеком. И вне себя и внутри я пытаюсь бороться с хаосом. Внутри себя сложнее, чем вовне. И для себя внутреннее преодоление хаоса это стремление к свободе. Воспитание себя как свободного человека. Для меня, человека верующего, православного, свобода означает жизнь с соблюдением ограничений, которые сформулировал Иисус Христос в Нагорной проповеди. А до него в Ветхом Завете Моисей, который услышал эти заповеди от Бога. Вот это для меня и есть свобода. Свобода как система внутренних ограничений. И вот, выстраивая в течение всей моей жизни систему внутренних ограничений, которая противоречит хаосу внутри моей души, я ощущаю свою внутреннюю жизнь как нечто целое, неразрывное, не подлежащее делению на периоды. Я не прерывал этого движения ни в советское время, ни тогда, когда занимался бизнесом. Хотя искушения были огромные. В бизнесе сначала хотелось просто заработать миллион. Потом не миллион, а 10 миллионов. Потом понимаешь: ну, стоп! Всего заработанного не прожить, но хочется, чтобы были такие автомобили, которых никто никогда не делал. Приступаешь к реализации, не получается. Может быть, сумасбродная идея, не оформлена рационально. Потом понимаешь, что она вообще недостижима, если не будешь защищен в своих идеях, не будет защищен твой бизнес. И ты начинаешь заниматься политикой. Конечно же, я ощущаю колоссальный комплекс вины. И не только за те деяния, когда я ошибался, и эти ошибки принесли страдания миллионам людей. Но даже за ошибки моих предков, если их деяния, их прегрешения, вольные и невольные, приносили несчастья. Знаете вы или нет когда был съезд партии «Либеральная Россия», была выпущена декларация. Я участвовал в написание этой декларации. Первым пунктом я призывал покаяться за то, что произошло в России, за грехи и беды людские. Мне было дико, что люди, считавшие себя либералами, полагают, что им не в чем каяться. Главный смысл христианства именно в свободе. Но не в свободе как вседозволенности, не в свободе как «воле вольной», а в свободном умении себя ограничивать. Невозможно жить иначе, кроме как каяться за то, то совершил. У нас, в Советском Союзе, были такие, кому абсолютно не нравилась советская система, и они идеализировали Запад. Я никогда не был диссидентом, никогда активно не выступал против системы, хотя это не значит, что я был конформистом. Я был членом партии, активно работал, принимал участие в общественной жизни. Я общественно активный человек с детства. Тем не менее, у меня были фантастические иллюзии относительно Запада в цело. Относительно демократии как способа управления страной. Заблуждения относительно того, где витрина, а де истинный интерес. И, по мере того, как я узнавал Запад, происходили, если не прозрение, то постоянная переоценка и, к сожалению, я не обнаруживал дополнительных плюсов демократии, но все больше минусов. Одновременно происходило колоссальное переосмысление современного мироустройства в целом. В 15 сантиметрах от меня оторвало голову моему водителю, а должны были оторвать голову мне взорвалась машина. После этого я посмотрел на мою жизнь по-другому. Я понял, что жизнь это подарок Всевышнего, и относиться теперь к этому нужно, как к подарку. Появилась вера в судьбу, в промысел, а это своеобразное бесстрашие. Вообще это иллюзия, что народ выбирает. Эта иллюзия особенно сильна в России. Традиционно в России вопрос о власти решается элитой. Точно так же, как в большинстве других стран мира, например, в Америке. Когда Америка выбирает такого президента, как Буш, понятно, что это не может быть выбор в чистом виде. На самом деле народу этот выбор навязан. Если говорит точно, этот выбор навязываются капиталом. Теперь хочу ответить на вопрос, в чем же моя главная ошибка. Она состояла в том, что с 91-го года, сначала робко в моем сознании, потом все отчетливее, я считал, что главной преградой на пути развития России являются коммунисты. В 96-м году я действительно пытался построить конструкцию, которая противостояла коммунистам. Но уже тогда у меня зародилось сомнение. У этой зловещей, антиконституционной конструкции, были свои архитекторы. В ночь с 16 на 17 марта в Завидове они уговаривали Ельцина подписать эти бумаги. Чубайс тогда воскликнул: «Вбит последний гвоздь в гроб коммунизма», не понимая вообще, что такое коммунизм. Это идея, в которую вбить гвоздь невозможно 2002 г.
из двухтомника «Дверь в потолке», т.2 издательство «ГИС» Москва 2005, стр.163
Да, жизнь в Советском Союзе это целый период, ровный, яркий, счастливый. Я был абсолютно счастлив в Советском Союзе, рос в классической советской семье. Отец инженер-строитель. Мать, когда я был маленький домохозяйка, а потом лаборантка в институте. Сначала один институт, потом университет, потом аспирантура, потом диссертация кандидатская, диссертация докторская, член-корреспондент Российской Академии наук. Повторяю, был абсолютно счастлив, потому что занимался любимым делом. А потом эта жизнь закончилась, в 89-м году, когда в институте перестали платить зарплату, и я почувствовал, что повисла в воздухе какая-то неопределенность, угроза, и жить стало неуютно Никакой зарплаты, никакой социальной помощи. Я тоже был членом компартии, и, в отличие от некоторых, свой билет никогда не рвал, не сжигал. Так и лежит у меня в сейфе в институте, где я до сих пор на общественных началах заведую лабораторией. Кстати, эту лабораторию создал я и никогда не прекращал с ней связь, до сих пор общаюсь с моими коллегами. Победа над хаосом, - вот что движет человеком. И вне себя и внутри я пытаюсь бороться с хаосом. Внутри себя сложнее, чем вовне. И для себя внутреннее преодоление хаоса это стремление к свободе. Воспитание себя как свободного человека. Для меня, человека верующего, православного, свобода означает жизнь с соблюдением ограничений, которые сформулировал Иисус Христос в Нагорной проповеди. А до него в Ветхом Завете Моисей, который услышал эти заповеди от Бога. Вот это для меня и есть свобода. Свобода как система внутренних ограничений. И вот, выстраивая в течение всей моей жизни систему внутренних ограничений, которая противоречит хаосу внутри моей души, я ощущаю свою внутреннюю жизнь как нечто целое, неразрывное, не подлежащее делению на периоды. Я не прерывал этого движения ни в советское время, ни тогда, когда занимался бизнесом. Хотя искушения были огромные. В бизнесе сначала хотелось просто заработать миллион. Потом не миллион, а 10 миллионов. Потом понимаешь: ну, стоп! Всего заработанного не прожить, но хочется, чтобы были такие автомобили, которых никто никогда не делал. Приступаешь к реализации, не получается. Может быть, сумасбродная идея, не оформлена рационально. Потом понимаешь, что она вообще недостижима, если не будешь защищен в своих идеях, не будет защищен твой бизнес. И ты начинаешь заниматься политикой. Конечно же, я ощущаю колоссальный комплекс вины. И не только за те деяния, когда я ошибался, и эти ошибки принесли страдания миллионам людей. Но даже за ошибки моих предков, если их деяния, их прегрешения, вольные и невольные, приносили несчастья. Знаете вы или нет когда был съезд партии «Либеральная Россия», была выпущена декларация. Я участвовал в написание этой декларации. Первым пунктом я призывал покаяться за то, что произошло в России, за грехи и беды людские. Мне было дико, что люди, считавшие себя либералами, полагают, что им не в чем каяться. Главный смысл христианства именно в свободе. Но не в свободе как вседозволенности, не в свободе как «воле вольной», а в свободном умении себя ограничивать. Невозможно жить иначе, кроме как каяться за то, то совершил. У нас, в Советском Союзе, были такие, кому абсолютно не нравилась советская система, и они идеализировали Запад. Я никогда не был диссидентом, никогда активно не выступал против системы, хотя это не значит, что я был конформистом. Я был членом партии, активно работал, принимал участие в общественной жизни. Я общественно активный человек с детства. Тем не менее, у меня были фантастические иллюзии относительно Запада в цело. Относительно демократии как способа управления страной. Заблуждения относительно того, где витрина, а де истинный интерес. И, по мере того, как я узнавал Запад, происходили, если не прозрение, то постоянная переоценка и, к сожалению, я не обнаруживал дополнительных плюсов демократии, но все больше минусов. Одновременно происходило колоссальное переосмысление современного мироустройства в целом. В 15 сантиметрах от меня оторвало голову моему водителю, а должны были оторвать голову мне взорвалась машина. После этого я посмотрел на мою жизнь по-другому. Я понял, что жизнь это подарок Всевышнего, и относиться теперь к этому нужно, как к подарку. Появилась вера в судьбу, в промысел, а это своеобразное бесстрашие. Вообще это иллюзия, что народ выбирает. Эта иллюзия особенно сильна в России. Традиционно в России вопрос о власти решается элитой. Точно так же, как в большинстве других стран мира, например, в Америке. Когда Америка выбирает такого президента, как Буш, понятно, что это не может быть выбор в чистом виде. На самом деле народу этот выбор навязан. Если говорит точно, этот выбор навязываются капиталом. Теперь хочу ответить на вопрос, в чем же моя главная ошибка. Она состояла в том, что с 91-го года, сначала робко в моем сознании, потом все отчетливее, я считал, что главной преградой на пути развития России являются коммунисты. В 96-м году я действительно пытался построить конструкцию, которая противостояла коммунистам. Но уже тогда у меня зародилось сомнение. У этой зловещей, антиконституционной конструкции, были свои архитекторы. В ночь с 16 на 17 марта в Завидове они уговаривали Ельцина подписать эти бумаги. Чубайс тогда воскликнул: «Вбит последний гвоздь в гроб коммунизма», не понимая вообще, что такое коммунизм. Это идея, в которую вбить гвоздь невозможно 2002 г.
из двухтомника «Дверь в потолке», т.2 издательство «ГИС» Москва 2005, стр.163
Комментарий