| МОНИТОРИНГ СМИ: «Мы можем преобразить смерть». Презентация книги Эрика Метаксаса «Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха» состоялась в Москве |
|||||||
По словам редактора издания Андрея Богословского ("Эксмо"), Дитриха Бонхёффера называют "единственным христианином ХХ века, которого уважают даже атеисты". Поэтому как сочинения Бонхёффера, так и биографическую книгу о нем можно считать своеобразным "напутствием от ХХ века веку ХХI". Переводчик книги Ольга Сумм говорила об особой духовной чуткости Бонхёффера, который "начал сопротивляться Гитлеру, когда еще никто не сопротивлялся". Несомненную и страшную угрозу он почувствовал уже тогда, когда немецкая Лютеранская Церковь решила, что выкресты не могут быть священниками и предложила евреям-христианам молиться отдельно. "Никто еще не знал, что будет потом, но Бонхёффер сказал: нет, христиане не могут допустить разделения Церкви", -- отметила переводчица. Она полагает, что сопротивление Бонхёффера наступающему нацизму было, с одной стороны, "естественным" ("как человек живет, так и сопротивляется"); с другой стороны, очень болезненным, потому что речь шла о "любимой Германии". По ее словам, суть его сопротивления состояла в следующем: "Мы спасаем настоящую Германию Германию христианскую, Германию совести". "Такого человека нам очень не хватает понимающего, какое искажение несет эта система, которую потом назовут "тоталитарной" (сначала это слово было вполне хвалебным и означало цельность)" -- отметила поэт, филолог Ольга Седакова. Она обратила внимание на то, что в это "ужасное время" торжествующего нацизма Бонхёффер был не один. "Появились мученики-свидетели, которые вдруг начали по-особому переживать апостольскую новизну христианского послания". Таких людей немного, но к их числу О.Седакова относит мать Марию (Скобцову), а выступившая следом Анна Шмаина-Великанова ставит в этот ряд еще и имя Симоны Вейль. Говоря о приметах жизни, "преображенной новизной христианства", О.Седакова отметила, прежде всего, отсутствие "разделения на жизнь на храмовую и профанную", в отличие от "религиозного" (как называл это Бонхёффер) отношения, когда для Бога выделяется лишь определенное время и место. Она говорила также о Д.Бонхёффере как о создателе "новой" христианской этики, определяющей критерии поведения христианина в условиях нового, побеждающего зла ХХ в. При этом Бонхёффер считал, что у этики и христианства нет ничего общего что он имел в виду? Сказано: "И последние станут первыми", а предпоследние? Это было важно сформулировать Бонхёфферу. Кого вообще можно считать "хорошим человеком"? Может ли христианин участвовать в политическом сопротивлении диктатуре? В чем состоит "готовность", которой поверяются этические принципы человека? На эти вопросы Бонхёффер отвечает в своей книге "Этика", которая совсем скоро выйдет в издательстве Библейско-богословского института св.апостола Андрея, о чем было объявлено на вечере. Библеист и переводчик Анна Шмаина-Великанова видит несомненные параллели в жизни и текстах Д.Бонхёффера, матери Марии (Скобцовой) и Симоны Вейль все они погибли в фашистских застенках. По ее словам, общим для лютеранского пастора и православной монахини является понимание Церкви как "Церкви для других", Церкви служения, а не "Церкви для себя", озабоченной собственным выживанием (или процветанием, в мирное время). "Неужели мы не понимаем: арийский параграф уничтожает не евреев, он уничтожает христианство", -- приведя эти слова Д.Бонхёффера, А.Шмаина отметила, что в то время в Европе эти слова "подхватил только один человек мать Мария", которая, как известно, поплатилась жизнью за спасение евреев. Выступавшие говорили также о том, что наследие Бонхёффера воспринимается христианами всех конфессий. По словам О.Седаковой, католики включают его молитвы в свои молитвословы. Анна Шмаина свидетельствовала о почитании Бонхеффера в тех православных семьях Германии, где ей доводилось бывать. Огромный интерес в России, в православной среде начался к Бонхёфферу еще с 1970-х гг, во многом -- благодаря о.Александру Меню. "В 1970-е гг. мы начали читать его и воспринимали как святого. Но тогда казалось, что наша церковная ситуация не имеет никакого отношения к тому, о чем он писал. А сейчас то, что Бонхёффер пишет о Церкви, укорененной в государстве, мы читаем как пророческие слова", -- отметила А.Шмаина. Представленная книга является первой полномасштабной биографией Дитриха Бонхёффера за 40 лет. Она основана на множестве неизвестных прежде документов это дневники, письма, личные свидетельства. В издании содержится развернутое описание общественной жизни в Германии накануне Второй мировой войны, представлены бесценные свидетельства об отношениях Церкви и Третьего Рейха.В заключение -- два фрагмента из новой книги. Врач лагеря Флоссенбург, засвидетельствовавший смерть казненного Дитриха Бонхёффера, писал: "За без малого полвека медицинской работы я не видел, чтобы человек шел на смерть со столь безусловной покорностью воле Божьей". А сам Бонхёффер однажды сказал в проповеди: "Тот, кто уверовал в Бога и Его Царство, кто узнал о Царстве, где пребывают воскресшие, не может с этой минуты не испытывать ностальгии: он с радостным упованием ждет того часа, когда будет освобожден от телесного существования Смерть это ад, холод и тьма, если наша вера не преобразит ее, но в том-то и чудо, что мы можем преобразить смерть". Юлия Зайцева, "БЛАГОВЕСТ-ИНФО", 28 ноября 2012 г. |
|||||||
Презентация книги Э.Метаксаса:Дитрих Бонхёффер.Праведник мира против Третьего Рейха
Свернуть
X
-
Презентация книги Э.Метаксаса:Дитрих Бонхёффер.Праведник мира против Третьего Рейха
Книга пророка Осии. Глава 10. Стих 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
www.cnl.tvМетки: Нет -
Мы ничего не можем, без Господа !
5 ... ибо без Меня не можете делать ничего.(Иоан.15:5)
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.(Матф.19:26)
Очередная наглая ЛОЖЬ ничего общего с Христианством не имеющая ! Отец лжи сатана. Делайте выводы ! -
"Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)Комментарий


Представленная книга является первой полномасштабной биографией Дитриха Бонхёффера за 40 лет. Она основана на множестве неизвестных прежде документов это дневники, письма, личные свидетельства. В издании содержится развернутое описание общественной жизни в Германии накануне Второй мировой войны, представлены бесценные свидетельства об отношениях Церкви и Третьего Рейха.
Комментарий