Уже давно для многих профессионалов и любителей, которые работают и освещают проблемы, связанные с историей Древнего Египта не является неожиданным мнение об удивительной схожести двух религиозных культур: христианства и религии Древнего Египта. Не секрет и то, что цивилизации, в которых зародились эти культуры, находились на достаточно близком в географическом отношении расстоянии. Египет находится на северо-востоке Африки, а Израиль на западе Азии, северо-восток Египтаграничит с Израилем в районе, расположенном рядом с Синайским полуостровом. Но одно из них к моменту начала формирования другого уже было полноценным государством со сложившейся и устоявшейся культурой, проверенной не одним тысячелетием. Это цивилизация Древнего Египта. Государство Израиль появилось в XI в.. Таким образом, Израиль, как государство, на два тысячелетия моложе Египта.
Прямая встреча культур произошла во времена Римского господствования, при правлении императора Нерона. По библейским источникам именно в этот период апостол Марк начал проповедовать в Египте. Тогда в истории цивилизации произошёл конфликт. Умирающая древнеегипетская культура не смогла противостоять новым христианским мировоззрениям.
Христианский и языческий мир вступили в противостояние. Время от времени Римские власти усматривали в Христианстве угрозу и устраивали гонения на последователей веры. Время от времени они покровительствовали внедрению новшеств в массы. Тем самым, ужесточая борьбу между двумя мирами. Так, например с 303-304 гг. император Диоклетиан организовал массовые гонения на христиан. Он стремился совершенно искоренить христианство. И, конечно же, не обошла эта политика и Египет. В 315 году император Константин признал Христианство равноправным, по сравнению с другими религиями, Римской империи. Император Юлиан, взошедший на престол в 361 году, стал ярым союзником язычества. Он запретил христианам преподавание в каких-либо школах, приказал вернуть язычеству принадлежащие христианству земли и вообще всячески поддерживал язычество. Поэтому он и получил у христиан прозвище отступника. Поскольку политика Юлиана Отступника была обращена в прошлое, особого распространения она не получила и, после его смерти, христианство без труда вернуло свои позиции. В 381 году был созван Второй вселенский собор, на котором христианство было объявлено государственной религией. С этого момента начались гонения на язычников. В 385 году в Александрии разгромлен храм Сераписа и сожжена часть Александрийской библиотеки. Во времена правления императора Феодосия в Александрии была растерзана толпой монахов знаменитая Ипатия, учёный и философ, представительница языческой интеллигенции. Во всех этих событиях участвовал Александрийский епископ Кирилл. Последним оплотом язычества стал храм Изиды на острове Филе. Туда стекались сотни паломников культа богини, но во время правления императора Юстиниана храм был ликвидирован, а идолы богов доставлены в Константинополь.
Но именно в этот злосчастный период христианство впитало в себя очень многое из древнеегипетских традиций. Христианство распространялось в особой среде. Оно должно было воздействовать на уже существующие социальные связи. И не могло ограничиваться только их разрушением. Вот поэтому, в этот период истории, в представлении многих людей культуры сливаются, не разграничиваясь чёткой линией. В качестве подтверждения можно представить папирусы, написанные во времена правления греческой династии, в которых о христианстве и язычестве говорится с помощью одних и тех же терминов. Еще пример, в коптском музее в Каире хранится две иконы с изображенным на них святым, который здесь показан с головой шакала. Изображение это похоже на образ бога Анубиса. Скореевсего, икона была скопирована с его статуэтки. По преданию же, Святой Христофор был так красив, что, став служителем бога, попросил его дать ему звериную голову.
Изида так же одно время была покровительницей Лютеции, современного Парижа. Здесь сохранились даже развалины её храма. Статуя богини Изиды стояла долгое время на южной стене аббатства Сен Жермен де Прэ до 1514 года. Эти факты тоже объясняются тем, что в период становления христианства и образ Богоматери, и её прообраз не разграничивались в сознании людей и пользовались одинаковым почетом.
Прямая встреча культур произошла во времена Римского господствования, при правлении императора Нерона. По библейским источникам именно в этот период апостол Марк начал проповедовать в Египте. Тогда в истории цивилизации произошёл конфликт. Умирающая древнеегипетская культура не смогла противостоять новым христианским мировоззрениям.
Христианский и языческий мир вступили в противостояние. Время от времени Римские власти усматривали в Христианстве угрозу и устраивали гонения на последователей веры. Время от времени они покровительствовали внедрению новшеств в массы. Тем самым, ужесточая борьбу между двумя мирами. Так, например с 303-304 гг. император Диоклетиан организовал массовые гонения на христиан. Он стремился совершенно искоренить христианство. И, конечно же, не обошла эта политика и Египет. В 315 году император Константин признал Христианство равноправным, по сравнению с другими религиями, Римской империи. Император Юлиан, взошедший на престол в 361 году, стал ярым союзником язычества. Он запретил христианам преподавание в каких-либо школах, приказал вернуть язычеству принадлежащие христианству земли и вообще всячески поддерживал язычество. Поэтому он и получил у христиан прозвище отступника. Поскольку политика Юлиана Отступника была обращена в прошлое, особого распространения она не получила и, после его смерти, христианство без труда вернуло свои позиции. В 381 году был созван Второй вселенский собор, на котором христианство было объявлено государственной религией. С этого момента начались гонения на язычников. В 385 году в Александрии разгромлен храм Сераписа и сожжена часть Александрийской библиотеки. Во времена правления императора Феодосия в Александрии была растерзана толпой монахов знаменитая Ипатия, учёный и философ, представительница языческой интеллигенции. Во всех этих событиях участвовал Александрийский епископ Кирилл. Последним оплотом язычества стал храм Изиды на острове Филе. Туда стекались сотни паломников культа богини, но во время правления императора Юстиниана храм был ликвидирован, а идолы богов доставлены в Константинополь.
Но именно в этот злосчастный период христианство впитало в себя очень многое из древнеегипетских традиций. Христианство распространялось в особой среде. Оно должно было воздействовать на уже существующие социальные связи. И не могло ограничиваться только их разрушением. Вот поэтому, в этот период истории, в представлении многих людей культуры сливаются, не разграничиваясь чёткой линией. В качестве подтверждения можно представить папирусы, написанные во времена правления греческой династии, в которых о христианстве и язычестве говорится с помощью одних и тех же терминов. Еще пример, в коптском музее в Каире хранится две иконы с изображенным на них святым, который здесь показан с головой шакала. Изображение это похоже на образ бога Анубиса. Скореевсего, икона была скопирована с его статуэтки. По преданию же, Святой Христофор был так красив, что, став служителем бога, попросил его дать ему звериную голову.
Изида так же одно время была покровительницей Лютеции, современного Парижа. Здесь сохранились даже развалины её храма. Статуя богини Изиды стояла долгое время на южной стене аббатства Сен Жермен де Прэ до 1514 года. Эти факты тоже объясняются тем, что в период становления христианства и образ Богоматери, и её прообраз не разграничивались в сознании людей и пользовались одинаковым почетом.
Комментарий