Едва ли термин "Накба" широко известен русскоязычному читателю.
Так например, в Википедии на русском, Накба не упоминается вовсе. Между тем, слово "Накба", означающее в переводе с арабского "Катастрофа", определяет трагедию, которую пережили палестинские арабы, убитые или изгнанные со своей земли в 1948 году. Своим происхождением, термин "Аль-Накба"" обязан сирийскому историку Константину Зурейку, написавшему в 1948 году книгу "Манна аль Накба" (Значение Катастрофы), посвященной Холокосту палестинских арабов. Накба не закончилась в 1948 году . Она продолжается по сей день в виде строительства новых поселений только для евреев на землях, принадлежащих палестинцам.В продолжающейся оккупации, в бомбардировках палестинских и ливанских городов. Бой идет не только за земли, но и за историческую память. Десятилетиями сионистская пропаганда пыталась вырвать из истории страницы о Накбе, поскольку трагедия палестинского народа противоречит сионистским мифам . Согласно этим мифам, Палестина до образования государства Израиль, была пустующей, непригодной для жизни землей, которую возродили еврейские колонисты, а палестинские арабы по своей воле покинули собственные дома. Но факты говорят о другой истории. До прихода сионистов, в Палестине были процветающие города, довольно развитые по меркам того времени промышленность и сельское хозяйство. Большинство еврейских городов современного Израиля начинались либо как пригороды арабских городов, как например Тель-Авив, либо были заселены еврейскими эмигрантами после изгнания арабского населения, как это было в Лоде или Рамле. Арабские же города, процветавшие до 1948 года, такие как Яффа- один из крупнейших портов и торгово-промышленных центров Средиземноморья, либо пришли в запустенье, либо превратились в кварталы бедноты, населенные беднотой из числа еврейских эмигрантов-выходцев с Ближнего Востока и Восточной Европы. Власти Израиля пытались стереть память о Накбе ,разбивая на месте арабских домов красивые парки, или центры развлечений. Но палестинцы помнят свою историю и не намерены ее забывать. За 60 лет Накбы, собран обширный исторический материал о трагедии палестинского народа, которая началась в 1948 году и продолжается по сей день. Помнят о трагедии палестинского народа и те из израильтян, кому гражданский долг и веление собственной совести не позволяют предать Накбу забвению. Общественная организация "Зохрот" объединила израильтян осознающих свой исторический долг перед палестинским народом. Главная цель "Зохрот"- рассказать правду о Накбе израильскому обществу. Организация "Зохрот" публикует материалы на иврите и английском, проводит специальные экскурсии, выставки и семинары, для желающих знать правду о Накбе. Предлагаемая публикация является переводом материалов "Зохрот" с предисловием и отдельными дополнениями , необходимыми для лучшего восприятия текста русскоязычными читателями, сделанными переводчиком. Свидетельства очевидцев Примечание переводчика: Я почти не делал литературной обработки приводимых ниже свидетельств, потому что, по моему убеждению, именно в таком, необработанном виде, они наилучшим образом передают те чувства , которые испытывают рассказчики. Кое-где в скобках я вставил дополнения, дабы читателю легче было сориентироваться. Халима Накив- аль Ааджив "Ум Салим (Мама Селим)" До оккупации, Лод был очень красивым городом. Мой отец был фермером(фелахом) и продавал овощи. Каждый день он отправлял две машины с овощами всех сортов-одну в Яффо, другую в Хайфу. До войны, в Лоде было 56 тысяч жителей. Здание муниципалитета сохранилось до сих пор- его не разрушили. В Лоде было все, потому что это был торговый центр, где шла оживленная торговля. У моего отца было много земель. Например, в районе аэропорта (который построили британцы в 1936 году, ныне, аэропорт имени Бен-Гуриона), ему принадлежало 100 дунамов земли, а в районе новых кварталов- еще 30 дунамов оливковой рощи. В 1959 году мой отец обратился к адвокату, чтобы вернуть принадлежавшую ему землю. В конце концов, отцу вернули 77 дунам и сказали что остальные земли заняты(муфкаот). Мои братья поделили землю между собой и потом застроили ее. В Лоде были бани. Их называли Бани царицы. Елена... Елена христианка... царица Палестины(так ее называли). У нее был дворец в Лоде, дворец занятый потом муниципалитетом. Дворец был красивый, украшеный мозаикой и на первом, и на втором, и на третьем этажах. Перед дворцом была гостинница и при ней бани. Я мылась в бане , когда была маленькая... Ходила туда с бабушкой. Баня была открыта один день для мужчин и один день для женщин, как в турецких банях. Над баней был купол из красного, желтого и зеленого стекла. Израиль все разрушил. Рядом находился дворец Накиба, который принадлежал нашему деду. Его тоже разрушили. Семья Накиб была богатой. У нее было много земель в районе "Нешер"... В Лоде было много археологических памятников- древних и красивых... Разрушили и их... На месте, где сейчас находится культурный центр (Матнас) было здание суда, построенное турками. В здании было три кресла из красного камня ... Евреи разрушили Лод в 1951 году из-за сильного сопротивления, которое было в городе (в 1948 году). Война началась с Саламе, Яффо и Менашие. Евреи выгоняли из этих селений людей и люди шли в Лод и селились здесь. Они оставались тут два года с 1945 по 1947 , а потом начали сопротивление. Евреи захватили аэропорт и стали стрелять по нам из пушек. Еврейская армия обстреливала нас. Стреляли и стреляли....Арабы восстали, но не могли ответить им (израильтянам) тем же, потому что у арабов не было оружия. А без оружия, как победишь? Каждый, у кого было несколько палестинских лир, купил себе ружье, чтобы было ему чем защитить своих детей. Так же, как и палестинцы сегодня. Есть у них оружие? Ни танков, ни самолетов! То же самое было и в 1948. А евреям англичане дали оружие и они стали стрелять по нам. Они атаковали Лод. В Лоде было сильное сопротивление в западной части города, а евреи атаковали с востока и вошли в город. Первое, что они сделали- устроили резню в мечети Дахамш. Девяносто семь человек было убито в мечети . Это кроме убитых возле Бир Альзибак. Люди бежали.... Когда идет война , все бегут. Танки стреляли во все стороны ..... (Израильтяне) Резали людей, выгоняли их, лишали всего.... Армия сказала людям:"Йялла(ну, давай), к Абдалле(король Иордании до 1951 года) . Абдалла вас примет.... Люди уходили из своих домов и бежали.... Одна женщина мыла ребенка в тазу. Прямо так бросила его и убежала..... Они (израильтяне), забрали парней в лагерь для пленных.... Пришли и забрали моего брата - Абд Аль Хамида и другого моего брата- Ахмада(Да будет благословенна его память!). Их забрали в лагерь для военнопленных и они были заключены там два года. Абд Аль Хамиду было девятнадцать, или двадцать лет, а Ахмаду - двадцать два, или двадцать три. Забрали их в Сарфанд, а потом- в Атлит, что возле дороги на Хайфу (Дерех Хейфа). Это было еще до 1948 года... Они ничего не сделали. Их спросили (израильтяне), были ли они в палестинской армии? Они ответили: "Нет". Им не поверили и забрали их. Забрали и двух сыновей моего дяди. Отец сказал: -"Я из Лода никуда не уйду. Я хочу остаться здесь. ..." Они казали ему: "Ну, Хадж, уходи." -"Я не хочу идти ни к Абдалле , ни к Фаруку(королю Египта)... Я останусь здесь, в Лоде. Я не намерен уходить". И мы остались. Солдаты приходили и забирали людей. В конце концов, осталось лишь считанное количество людей в городе. Из тех, что остались, большинство были пожилыми, или старыми. Беженцам приходилось нелегко... Под каждым деревом стояла палатка. И как есть Господь, я не лгу... Я знаю всех, кто живет в Лоде. Беженцы приходили на участок моего отца.... Вода в нашем доме лилась днем и ночью, моя мать находилась у печи целый день- пекла и готовила. Воду и хлеб привозили беженцам из Саламе и Бейт Даджан (Бейт Даган сегодня) Я и сегодня знаю, кто и когда пришел в Лод жить здесь, знаю откуда. Этот из Сарфанда... Этот- из Бейт Даджана... Этот из АльСафрии... Этот- из Кфар Аана... Этот- из Кирьят Оно... Я всех знаю, потому что все они приходили к нам за водой и лепешками. Беженцы, которые пришли в Лод до резни, оставались здесь два года. Сожгли трупы тех , кто погибли во время войны и похоронили их на кладбище. Правительство сожгло их . Собрали тела из мечети и из Бир-Альзибак. Примерно 200-300 трупов. Сложили их во дворе кладбища и сожгли... Много людей погибло... Страшная трагедия была. Среди погибших были не только жители Лода, были среди убитых и беженцы. Нас атаковали со стороны Вади Аль Хайяр и Сарфанда и мы оборонялись... Люди собрались в мечети, чтобы там обороняться. Когда они увидели танки, то думали, что в мечети будет надежнее. Не все из убитых были участниками сопротивления. Было среди убитых много семей.... Была одна семья... Мать с сыном и дочкой, ее муж и братья . Они вышли все вместе и пытались спастись бегством. И тогда вышел один(солдат) и расстрелял их всех из пулемета... Многие были убиты... Правда, очень многие. Из всех городов больше всего было убито в Лоде и Рамле... И в Лоде было убито больше(чем в Рамле)!! В Рамле армия напала на семью Альарбауи... Они жили там, где сейчас стоит заправочная , по дороге на Сарфанд. Солдаты напали на них ночью и убили около двадцати человек из этой семьи. Шесть дней спустя после резни в Альзибаке , пришли евреи и сказали: "Мы хотим, чтобы вы забрали трупы подальше...", потому что мертвые тела распухли и от них шел трупный запах... Был один, по имени Али Альхалили... Из Лода... У него были телега и лошадь. (Солдаты) сказали ему: -Приедешь с телегой и соберешь трупы... Он приехал, стал собирать тела убитых и отвозить их на кладбище, где их сжигали... И увидел ребенка 8-9 месяцев отроду, мать которого была убита.Ребенок ползал по земле, возле убитой матери... Хотел материнского молока.... Семь дней сосал молоко своей мертвой матери. Халиль, у которого не было детей, взял ребенка.... А солдат, находившийся с ним сказал Халилю: -"Отдай его мне"... С Халилем находились тогда двое солдат... Никто (из арабов) не ходил в одиночку, только под конвоем... Халиль сказал солдату: -"Богом клянусь, у меня нет детей... Оставь мне ребенка"... -"Нет",- ответил солдат,- "Отдай его мне"... Солдат взял ребенка, положил его на землю и выстрелил в него. Халиль заплакал, положил ребенка рядом с его матерью и похоронил обоих. Жизнь во время резни была тяжелой. Люди запасались продовольствием. На нашем участке мы выращивали овощи: помидоры, огурцы... чего только нет! Мы все это ели и беженцы что остались, собирали и ели. Было у нас масло, были куры и голуби... Каждый, кто хотел выйти наружу, подвергал свою жизнь опасности. Кого (из арабов) замечали идущим по улице, тут же стреляли .... Армия отличалась жестокостью. (Солдаты) стреляли без всякой жалости. Сопротивление в Лоде было странным. Король Абдалла послал своих солдат , чтобы помочь палестинцам!! Клянусь Господом, он хотел помочь израильской армии! Иорданские солдаты вместо того, чтобы надеть армейские ботинки, ходили в домашних тапочках, полуодетые...Расхрыстанные...Ходили закинув оружие как-будто они пастухи. Бродили бесцельно и когда видели араба или еврея, стреляли в них, забирали его оружие и потом продавали. Балаган, Балаган... Потом евреи окружили нас и сказали нам, чтобы мы шли в "гетто"... Мы находились в гетто в течение двух лет, в районе поликлинники , где церковь и мечеть. Собрали нас там и со всех сторон огородили забором из проволоки. Никто не осмеливался приблизиться к забору, граница которого проходила за поликлиникой, в том месте, где сегодня стоит дом Абу Райяда. Иными словами, согнали нас в район церкви- мечети - монастыря и окружили со всех сторон забором... Не знаю, сколько осталось из жителей города- тысяча, полторы, две... Из коренных жителей Лода осталось не много, после войны. Наша семья... Из коренных жителей города не осталось почти никого. Из моей семьи остались мой отец, дядя и их семьи. А вот например, из семей Мими и Альхасуни никого не осталось... Например, из семьи Накиб, большинство бежали в 1948... Хассан Абу Аджав "Абу Салим" Я собственными глазами видел раздувшиеся трупы людей на улице. В то время мы бродили по улицам и искали еду в домах, где жили люди. В домах мы видели мертвых стариков, тела которых раздулись... Мой брат- Абу Саид случайно наступил на живот одного из убитых , когда искал еду, и живот лопнул... Вздулся и лопнул. И в Бир Альзибаке , уже по дороге домой, мы видели много трупов.В это время мы ходили к семье Аджуйя на окраине Лода. Все это время, почти месяц, мы жили на сельскохозяйственном участке, без работы, без муки, без зерна... Ничего не было. Мы ходили по домам, жители которых были изгнаны или бежали от войны, искали еду , и собирали овощи, которые оставили хозяева. В один из дней появился патруль израильской армии. Мать обняла нас и один из солдат подошел к нам и сказал, что хочет нас застрелить. Но офицер сказал ему: -Не стреляй в них, я знаю Абу Аль Абда. А самому Абу Аль Абду офицер сказал: Слушай, вам нельзя находиться здесь... Если придет другой патруль они вас расстреляют. В ответ, Абу Аль Абд сказал офицеру: -Мы хотим вернуться в наш город- в Лод. -В Лод нельзя,-сказал офицер,-Там идет бой. .. Большая резня в мечети и там солдаты... Если вы туда вернетесь, вас убьют. Идите в Рамле... Собирайтесь, завтра утром я приеду со своим подразделением, чтобы забрать вас в Рамле. На следующее утро приехали солдаты. Нас отправили в Рамле и там оставили на площади возле монастыря. Через несколько дней вернулись. ... Армия стала распределять нас по квартирам и огораживать заборами.... Военный режим... Нет входа и нет выхода... Мы нашли большую квартиру и поселились в ней. Через какое-то время объявили нам через громкоговорители, что все жители (гетто) должны собраться в определенном месте по решению суда... Мы собрались и стали ждать там, чтобы нам дали удостоверения личности... Мы ждали с утра до вечера. День был очень жаркий ... Мы сидели... Тот , кто мучился от жажды и хотел пить, у него не было воды. А у того, кто хотел есть, не было еды... Несчастные. Так мы сидели весь день. Днем приехали еврейские солдаты и стали записывать нас - Ты, чей ты сын? Сколько тебе лет?... Нам сказали, кто хочет обрабатывать землю, пусть найдет себе участок земли и работает на нем. Земля не принадлежала нам, но правительство дало каждому несколько дунамов, чтобы мы работали на ней. .. Военный комендант выдал нам разрешение на сев и обработку земли.
Так например, в Википедии на русском, Накба не упоминается вовсе. Между тем, слово "Накба", означающее в переводе с арабского "Катастрофа", определяет трагедию, которую пережили палестинские арабы, убитые или изгнанные со своей земли в 1948 году. Своим происхождением, термин "Аль-Накба"" обязан сирийскому историку Константину Зурейку, написавшему в 1948 году книгу "Манна аль Накба" (Значение Катастрофы), посвященной Холокосту палестинских арабов. Накба не закончилась в 1948 году . Она продолжается по сей день в виде строительства новых поселений только для евреев на землях, принадлежащих палестинцам.В продолжающейся оккупации, в бомбардировках палестинских и ливанских городов. Бой идет не только за земли, но и за историческую память. Десятилетиями сионистская пропаганда пыталась вырвать из истории страницы о Накбе, поскольку трагедия палестинского народа противоречит сионистским мифам . Согласно этим мифам, Палестина до образования государства Израиль, была пустующей, непригодной для жизни землей, которую возродили еврейские колонисты, а палестинские арабы по своей воле покинули собственные дома. Но факты говорят о другой истории. До прихода сионистов, в Палестине были процветающие города, довольно развитые по меркам того времени промышленность и сельское хозяйство. Большинство еврейских городов современного Израиля начинались либо как пригороды арабских городов, как например Тель-Авив, либо были заселены еврейскими эмигрантами после изгнания арабского населения, как это было в Лоде или Рамле. Арабские же города, процветавшие до 1948 года, такие как Яффа- один из крупнейших портов и торгово-промышленных центров Средиземноморья, либо пришли в запустенье, либо превратились в кварталы бедноты, населенные беднотой из числа еврейских эмигрантов-выходцев с Ближнего Востока и Восточной Европы. Власти Израиля пытались стереть память о Накбе ,разбивая на месте арабских домов красивые парки, или центры развлечений. Но палестинцы помнят свою историю и не намерены ее забывать. За 60 лет Накбы, собран обширный исторический материал о трагедии палестинского народа, которая началась в 1948 году и продолжается по сей день. Помнят о трагедии палестинского народа и те из израильтян, кому гражданский долг и веление собственной совести не позволяют предать Накбу забвению. Общественная организация "Зохрот" объединила израильтян осознающих свой исторический долг перед палестинским народом. Главная цель "Зохрот"- рассказать правду о Накбе израильскому обществу. Организация "Зохрот" публикует материалы на иврите и английском, проводит специальные экскурсии, выставки и семинары, для желающих знать правду о Накбе. Предлагаемая публикация является переводом материалов "Зохрот" с предисловием и отдельными дополнениями , необходимыми для лучшего восприятия текста русскоязычными читателями, сделанными переводчиком. Свидетельства очевидцев Примечание переводчика: Я почти не делал литературной обработки приводимых ниже свидетельств, потому что, по моему убеждению, именно в таком, необработанном виде, они наилучшим образом передают те чувства , которые испытывают рассказчики. Кое-где в скобках я вставил дополнения, дабы читателю легче было сориентироваться. Халима Накив- аль Ааджив "Ум Салим (Мама Селим)" До оккупации, Лод был очень красивым городом. Мой отец был фермером(фелахом) и продавал овощи. Каждый день он отправлял две машины с овощами всех сортов-одну в Яффо, другую в Хайфу. До войны, в Лоде было 56 тысяч жителей. Здание муниципалитета сохранилось до сих пор- его не разрушили. В Лоде было все, потому что это был торговый центр, где шла оживленная торговля. У моего отца было много земель. Например, в районе аэропорта (который построили британцы в 1936 году, ныне, аэропорт имени Бен-Гуриона), ему принадлежало 100 дунамов земли, а в районе новых кварталов- еще 30 дунамов оливковой рощи. В 1959 году мой отец обратился к адвокату, чтобы вернуть принадлежавшую ему землю. В конце концов, отцу вернули 77 дунам и сказали что остальные земли заняты(муфкаот). Мои братья поделили землю между собой и потом застроили ее. В Лоде были бани. Их называли Бани царицы. Елена... Елена христианка... царица Палестины(так ее называли). У нее был дворец в Лоде, дворец занятый потом муниципалитетом. Дворец был красивый, украшеный мозаикой и на первом, и на втором, и на третьем этажах. Перед дворцом была гостинница и при ней бани. Я мылась в бане , когда была маленькая... Ходила туда с бабушкой. Баня была открыта один день для мужчин и один день для женщин, как в турецких банях. Над баней был купол из красного, желтого и зеленого стекла. Израиль все разрушил. Рядом находился дворец Накиба, который принадлежал нашему деду. Его тоже разрушили. Семья Накиб была богатой. У нее было много земель в районе "Нешер"... В Лоде было много археологических памятников- древних и красивых... Разрушили и их... На месте, где сейчас находится культурный центр (Матнас) было здание суда, построенное турками. В здании было три кресла из красного камня ... Евреи разрушили Лод в 1951 году из-за сильного сопротивления, которое было в городе (в 1948 году). Война началась с Саламе, Яффо и Менашие. Евреи выгоняли из этих селений людей и люди шли в Лод и селились здесь. Они оставались тут два года с 1945 по 1947 , а потом начали сопротивление. Евреи захватили аэропорт и стали стрелять по нам из пушек. Еврейская армия обстреливала нас. Стреляли и стреляли....Арабы восстали, но не могли ответить им (израильтянам) тем же, потому что у арабов не было оружия. А без оружия, как победишь? Каждый, у кого было несколько палестинских лир, купил себе ружье, чтобы было ему чем защитить своих детей. Так же, как и палестинцы сегодня. Есть у них оружие? Ни танков, ни самолетов! То же самое было и в 1948. А евреям англичане дали оружие и они стали стрелять по нам. Они атаковали Лод. В Лоде было сильное сопротивление в западной части города, а евреи атаковали с востока и вошли в город. Первое, что они сделали- устроили резню в мечети Дахамш. Девяносто семь человек было убито в мечети . Это кроме убитых возле Бир Альзибак. Люди бежали.... Когда идет война , все бегут. Танки стреляли во все стороны ..... (Израильтяне) Резали людей, выгоняли их, лишали всего.... Армия сказала людям:"Йялла(ну, давай), к Абдалле(король Иордании до 1951 года) . Абдалла вас примет.... Люди уходили из своих домов и бежали.... Одна женщина мыла ребенка в тазу. Прямо так бросила его и убежала..... Они (израильтяне), забрали парней в лагерь для пленных.... Пришли и забрали моего брата - Абд Аль Хамида и другого моего брата- Ахмада(Да будет благословенна его память!). Их забрали в лагерь для военнопленных и они были заключены там два года. Абд Аль Хамиду было девятнадцать, или двадцать лет, а Ахмаду - двадцать два, или двадцать три. Забрали их в Сарфанд, а потом- в Атлит, что возле дороги на Хайфу (Дерех Хейфа). Это было еще до 1948 года... Они ничего не сделали. Их спросили (израильтяне), были ли они в палестинской армии? Они ответили: "Нет". Им не поверили и забрали их. Забрали и двух сыновей моего дяди. Отец сказал: -"Я из Лода никуда не уйду. Я хочу остаться здесь. ..." Они казали ему: "Ну, Хадж, уходи." -"Я не хочу идти ни к Абдалле , ни к Фаруку(королю Египта)... Я останусь здесь, в Лоде. Я не намерен уходить". И мы остались. Солдаты приходили и забирали людей. В конце концов, осталось лишь считанное количество людей в городе. Из тех, что остались, большинство были пожилыми, или старыми. Беженцам приходилось нелегко... Под каждым деревом стояла палатка. И как есть Господь, я не лгу... Я знаю всех, кто живет в Лоде. Беженцы приходили на участок моего отца.... Вода в нашем доме лилась днем и ночью, моя мать находилась у печи целый день- пекла и готовила. Воду и хлеб привозили беженцам из Саламе и Бейт Даджан (Бейт Даган сегодня) Я и сегодня знаю, кто и когда пришел в Лод жить здесь, знаю откуда. Этот из Сарфанда... Этот- из Бейт Даджана... Этот из АльСафрии... Этот- из Кфар Аана... Этот- из Кирьят Оно... Я всех знаю, потому что все они приходили к нам за водой и лепешками. Беженцы, которые пришли в Лод до резни, оставались здесь два года. Сожгли трупы тех , кто погибли во время войны и похоронили их на кладбище. Правительство сожгло их . Собрали тела из мечети и из Бир-Альзибак. Примерно 200-300 трупов. Сложили их во дворе кладбища и сожгли... Много людей погибло... Страшная трагедия была. Среди погибших были не только жители Лода, были среди убитых и беженцы. Нас атаковали со стороны Вади Аль Хайяр и Сарфанда и мы оборонялись... Люди собрались в мечети, чтобы там обороняться. Когда они увидели танки, то думали, что в мечети будет надежнее. Не все из убитых были участниками сопротивления. Было среди убитых много семей.... Была одна семья... Мать с сыном и дочкой, ее муж и братья . Они вышли все вместе и пытались спастись бегством. И тогда вышел один(солдат) и расстрелял их всех из пулемета... Многие были убиты... Правда, очень многие. Из всех городов больше всего было убито в Лоде и Рамле... И в Лоде было убито больше(чем в Рамле)!! В Рамле армия напала на семью Альарбауи... Они жили там, где сейчас стоит заправочная , по дороге на Сарфанд. Солдаты напали на них ночью и убили около двадцати человек из этой семьи. Шесть дней спустя после резни в Альзибаке , пришли евреи и сказали: "Мы хотим, чтобы вы забрали трупы подальше...", потому что мертвые тела распухли и от них шел трупный запах... Был один, по имени Али Альхалили... Из Лода... У него были телега и лошадь. (Солдаты) сказали ему: -Приедешь с телегой и соберешь трупы... Он приехал, стал собирать тела убитых и отвозить их на кладбище, где их сжигали... И увидел ребенка 8-9 месяцев отроду, мать которого была убита.Ребенок ползал по земле, возле убитой матери... Хотел материнского молока.... Семь дней сосал молоко своей мертвой матери. Халиль, у которого не было детей, взял ребенка.... А солдат, находившийся с ним сказал Халилю: -"Отдай его мне"... С Халилем находились тогда двое солдат... Никто (из арабов) не ходил в одиночку, только под конвоем... Халиль сказал солдату: -"Богом клянусь, у меня нет детей... Оставь мне ребенка"... -"Нет",- ответил солдат,- "Отдай его мне"... Солдат взял ребенка, положил его на землю и выстрелил в него. Халиль заплакал, положил ребенка рядом с его матерью и похоронил обоих. Жизнь во время резни была тяжелой. Люди запасались продовольствием. На нашем участке мы выращивали овощи: помидоры, огурцы... чего только нет! Мы все это ели и беженцы что остались, собирали и ели. Было у нас масло, были куры и голуби... Каждый, кто хотел выйти наружу, подвергал свою жизнь опасности. Кого (из арабов) замечали идущим по улице, тут же стреляли .... Армия отличалась жестокостью. (Солдаты) стреляли без всякой жалости. Сопротивление в Лоде было странным. Король Абдалла послал своих солдат , чтобы помочь палестинцам!! Клянусь Господом, он хотел помочь израильской армии! Иорданские солдаты вместо того, чтобы надеть армейские ботинки, ходили в домашних тапочках, полуодетые...Расхрыстанные...Ходили закинув оружие как-будто они пастухи. Бродили бесцельно и когда видели араба или еврея, стреляли в них, забирали его оружие и потом продавали. Балаган, Балаган... Потом евреи окружили нас и сказали нам, чтобы мы шли в "гетто"... Мы находились в гетто в течение двух лет, в районе поликлинники , где церковь и мечеть. Собрали нас там и со всех сторон огородили забором из проволоки. Никто не осмеливался приблизиться к забору, граница которого проходила за поликлиникой, в том месте, где сегодня стоит дом Абу Райяда. Иными словами, согнали нас в район церкви- мечети - монастыря и окружили со всех сторон забором... Не знаю, сколько осталось из жителей города- тысяча, полторы, две... Из коренных жителей Лода осталось не много, после войны. Наша семья... Из коренных жителей города не осталось почти никого. Из моей семьи остались мой отец, дядя и их семьи. А вот например, из семей Мими и Альхасуни никого не осталось... Например, из семьи Накиб, большинство бежали в 1948... Хассан Абу Аджав "Абу Салим" Я собственными глазами видел раздувшиеся трупы людей на улице. В то время мы бродили по улицам и искали еду в домах, где жили люди. В домах мы видели мертвых стариков, тела которых раздулись... Мой брат- Абу Саид случайно наступил на живот одного из убитых , когда искал еду, и живот лопнул... Вздулся и лопнул. И в Бир Альзибаке , уже по дороге домой, мы видели много трупов.В это время мы ходили к семье Аджуйя на окраине Лода. Все это время, почти месяц, мы жили на сельскохозяйственном участке, без работы, без муки, без зерна... Ничего не было. Мы ходили по домам, жители которых были изгнаны или бежали от войны, искали еду , и собирали овощи, которые оставили хозяева. В один из дней появился патруль израильской армии. Мать обняла нас и один из солдат подошел к нам и сказал, что хочет нас застрелить. Но офицер сказал ему: -Не стреляй в них, я знаю Абу Аль Абда. А самому Абу Аль Абду офицер сказал: Слушай, вам нельзя находиться здесь... Если придет другой патруль они вас расстреляют. В ответ, Абу Аль Абд сказал офицеру: -Мы хотим вернуться в наш город- в Лод. -В Лод нельзя,-сказал офицер,-Там идет бой. .. Большая резня в мечети и там солдаты... Если вы туда вернетесь, вас убьют. Идите в Рамле... Собирайтесь, завтра утром я приеду со своим подразделением, чтобы забрать вас в Рамле. На следующее утро приехали солдаты. Нас отправили в Рамле и там оставили на площади возле монастыря. Через несколько дней вернулись. ... Армия стала распределять нас по квартирам и огораживать заборами.... Военный режим... Нет входа и нет выхода... Мы нашли большую квартиру и поселились в ней. Через какое-то время объявили нам через громкоговорители, что все жители (гетто) должны собраться в определенном месте по решению суда... Мы собрались и стали ждать там, чтобы нам дали удостоверения личности... Мы ждали с утра до вечера. День был очень жаркий ... Мы сидели... Тот , кто мучился от жажды и хотел пить, у него не было воды. А у того, кто хотел есть, не было еды... Несчастные. Так мы сидели весь день. Днем приехали еврейские солдаты и стали записывать нас - Ты, чей ты сын? Сколько тебе лет?... Нам сказали, кто хочет обрабатывать землю, пусть найдет себе участок земли и работает на нем. Земля не принадлежала нам, но правительство дало каждому несколько дунамов, чтобы мы работали на ней. .. Военный комендант выдал нам разрешение на сев и обработку земли.
Комментарий