НЕЗАКОННЫЙ УСТАВ,
или Кто и когда упразднил Поместный Собор?
(юридический анализ)
Взято с сайта:http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=32148
Одной из важнейших проблем современной церковной жизни является искажение ее соборных начал. Несмотря на официальное декларирование принципа соборности Церкви и на формальное существование соответствующих этому принципу церковно-управленческих институтов (Поместный и Архиерейский Соборы, епархиальные и приходские собрания, духовные соборы монастырей), реальные механизмы церковного управления жестко централизованы. Дошло до того, что в настоящее время некоторые считают, будто такой важнейший церковный орган, как Поместный Собор, уже упразднен и созываться больше не будет.
Так ли это? Если смотреть на дело с формальной точки зрения, то это, конечно, не так. Однако фактически Поместный Собор, как институт высшей церковной власти, можно сказать, ликвидирован. Чтобы убедиться в этом, взглянем на историю вопроса и проведем краткий сравнительный анализ церковно-правовых актов, определяющих устройство церковного управления.
Итак, в 1988 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Этот главный нормативный акт РПЦ гласил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда законодательная, исполнительная и судебная принадлежит Поместному Собору. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян» (пункты 1-2 раздела II Устава-1988).
Таким образом, согласно Уставу 1988 года Поместный Собор в Русской Православной Церкви обладает высшей властью во всех трех ее разновидностях: законодательной (вероучение), исполнительной (церковное управление) и судебной (как высшая церковно-судебная инстанция). Это и понятно: церковно-каноническое право не знает либерально-демократического принципа разделения властей, поэтому в компетенцию высшего церковного органа должен входить сразу весь комплекс властных полномочий.
Созываться, в соответствии с Уставом-1988, Поместный Собор должен по меньшей мере один раз в течение пяти лет. Однако, несмотря на эту вполне определенную церковно-правовую норму, вплоть до настоящего времени (а с тех пор прошло уже пятнадцать лет!) Поместные Соборы не созывались, если не считать того, который был проведен в 1990 году только как механизм для избрания нового предстоятеля Церкви взамен умершего Патриарха Пимена. В течение всего этого времени случались лишь Архиерейские Соборы, да и те не так уж часто (во всяком случае, реже, чем это было предусмотрено Уставом-1988). К тому же, сами Соборы проводились столь быстро, что содержательная дискуссия на них была невозможна. Присутствовавшим на них архиереям приходилось слушать многочасовые доклады «первых лиц» Церкви и голосовать за тщательно подготовленные загодя решения.
В 1997 году состоялся Архиерейский Собор, на котором, помимо прочего, было принято решение о передаче вопроса о канонизации Царской Семьи на рассмотрение Поместного Собора, который было решено созвать в 2000 году, т. е. в год празднования 2000-летия со дня Рождества Христова. Однако 18 июля 1999 года, когда до назначенного времени оставалось совсем немного, на заседании Священного Синода по неназванной причине было решено вместо Юбилейного Поместного Собора провести в 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор.
Напомним, что главное отличие Архиерейского Собора от Поместного заключается в том, что, как следует и из самих названий этих церковных органов, участниками первого могут быть только архиереи, а в деятельности второго принимают участие, помимо архиереев, священники, диаконы, монашествующие и миряне, - т. е. здесь представлена вся Поместная Церковь.
Спрашивается: разве 2000-летие Христианства меньший повод для созыва Поместного Собора, чем 1000-летие Крещения Руси? Да и предусмотренный действующим тогда церковным Уставом обязательный пятилетний срок давно истек: к тому времени Поместные Соборы не созывались целое десятилетие.
В чем же причина такой внезапной перемены решения о созыве Поместного Собора? Перемены не только внезапной, но к тому же еще и спорной с юридической точки зрения, ибо решение о проведении Поместного Собора принял Архиерейский Собор, а отменил это решение Священный Синод - орган нижестоящий по отношению к Архиерейскому Собору и подотчетный ему. Не в том ли причина, что на Поместном Соборе представители рядового духовенства, монашества и мирян в официальной обстановке могли бы высказать иерархам свое мнение о настоящем и будущем Церкви. Т. н. «церковной общественностью» со всей остротой могли быть поставлены многие насущные вопросы современного церковного бытия, а именно: целесообразность (точнее, нецелесообразность и даже абсурдность) дальнейшего участия Русской Православной Церкви в «экуменическом движении» (пребывание в составе Всемирного Совета Церквей и т. д.); отношение православных христиан к поголовному присвоению цифровых имен и соответствие этих процессов пророчествам Апокалипсиса; неообновленчество и модернизм внутри Церкви; прославление Святых Царственных Мучеников во главе сонма новомучеников и исповедников российских?
Царь Николай II и члены его Семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе все же были прославлены (под давлением православного народа снизу), но только «половинчато» и лукаво - не как мученики или великомученики, а лишь как страстотерпцы, чем в угоду иудеям подчеркивается отрицание ритуального характера цареубийства, совершенного иноверцами - жидами. Не только в деяниях Собора, но и в разъяснениях церковных руководителей Государь Николай II рассматривается как страстотерпец, пострадавший от своих единоверцев и кротко перенесший с семьей страдания, «подобно миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке» - без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига. Тем самым остался необъясненным и духовный всемирный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового Мiрового Порядка антихриста.
На этом же Соборе был незаконно отменен Устав 1988 года, принятый, напомним, не Архиерейским, а Поместным Собором. Получается, что опять нижестоящий орган отменил решение органа вышестоящего, что противоречит элементарной юридической логике. Архиерейский Собор не имел права отменять Устав, а мог только вносить поправки к нему, да и те «с последующим утверждением Поместным Собором» (п. XV.3 Устава-1988).
Взамен отмененного Устава на Архиерейском Соборе 16 августа 2000 года был принят другой документ «Устав Русской Православной Церкви», который определил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения (о церковном управлении и церковном суде, т. е. о высшей исполнительной и судебной власти теперь уже не говорится! Г. А.) принадлежит Поместному Собору» (п. II.1 Устава-2000).
Общий юридический анализ положений Устава-2000 показывает, что Архиерейский Собор по своим полномочиям поставлен на место Поместного Собора (и, в каком-то смысле, на место Патриарха). Поместному Собору новый Устав оставил решение только вопросов «вероучения и канонического устроения» (что, в общем-то, и так давно уже определено и сформулировано и не требует особого властного урегулирования), все остальные вопросы (реальной) церковной власти отнесены к компетенции Архиерейского Собора.
Устав-2000 называет Архиерейский Собор «высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви» (п. III.1), чего не было в Уставе-1988. Т. е., по сути, Устав-2000 объявил Архиерейский Собор носителем высшей исполнительной церковной власти, разве что понятие «высшее церковное управление» в тексте нового Устава лукаво заменено на понятие «высшее иерархическое управление». Возможно, по логике его разработчиков «иерархическое управление» это «церковное управление» минус «каноническое устроение». В любом случае, поскольку в отношении Поместного Собора уже не говорится о «высшем церковном управлении», делаем вывод о передаче этого вида власти Архиерейскому Собору.
или Кто и когда упразднил Поместный Собор?
(юридический анализ)
Взято с сайта:http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=32148
Одной из важнейших проблем современной церковной жизни является искажение ее соборных начал. Несмотря на официальное декларирование принципа соборности Церкви и на формальное существование соответствующих этому принципу церковно-управленческих институтов (Поместный и Архиерейский Соборы, епархиальные и приходские собрания, духовные соборы монастырей), реальные механизмы церковного управления жестко централизованы. Дошло до того, что в настоящее время некоторые считают, будто такой важнейший церковный орган, как Поместный Собор, уже упразднен и созываться больше не будет.
Так ли это? Если смотреть на дело с формальной точки зрения, то это, конечно, не так. Однако фактически Поместный Собор, как институт высшей церковной власти, можно сказать, ликвидирован. Чтобы убедиться в этом, взглянем на историю вопроса и проведем краткий сравнительный анализ церковно-правовых актов, определяющих устройство церковного управления.
Итак, в 1988 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Этот главный нормативный акт РПЦ гласил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда законодательная, исполнительная и судебная принадлежит Поместному Собору. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян» (пункты 1-2 раздела II Устава-1988).
Таким образом, согласно Уставу 1988 года Поместный Собор в Русской Православной Церкви обладает высшей властью во всех трех ее разновидностях: законодательной (вероучение), исполнительной (церковное управление) и судебной (как высшая церковно-судебная инстанция). Это и понятно: церковно-каноническое право не знает либерально-демократического принципа разделения властей, поэтому в компетенцию высшего церковного органа должен входить сразу весь комплекс властных полномочий.
Созываться, в соответствии с Уставом-1988, Поместный Собор должен по меньшей мере один раз в течение пяти лет. Однако, несмотря на эту вполне определенную церковно-правовую норму, вплоть до настоящего времени (а с тех пор прошло уже пятнадцать лет!) Поместные Соборы не созывались, если не считать того, который был проведен в 1990 году только как механизм для избрания нового предстоятеля Церкви взамен умершего Патриарха Пимена. В течение всего этого времени случались лишь Архиерейские Соборы, да и те не так уж часто (во всяком случае, реже, чем это было предусмотрено Уставом-1988). К тому же, сами Соборы проводились столь быстро, что содержательная дискуссия на них была невозможна. Присутствовавшим на них архиереям приходилось слушать многочасовые доклады «первых лиц» Церкви и голосовать за тщательно подготовленные загодя решения.
В 1997 году состоялся Архиерейский Собор, на котором, помимо прочего, было принято решение о передаче вопроса о канонизации Царской Семьи на рассмотрение Поместного Собора, который было решено созвать в 2000 году, т. е. в год празднования 2000-летия со дня Рождества Христова. Однако 18 июля 1999 года, когда до назначенного времени оставалось совсем немного, на заседании Священного Синода по неназванной причине было решено вместо Юбилейного Поместного Собора провести в 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор.
Напомним, что главное отличие Архиерейского Собора от Поместного заключается в том, что, как следует и из самих названий этих церковных органов, участниками первого могут быть только архиереи, а в деятельности второго принимают участие, помимо архиереев, священники, диаконы, монашествующие и миряне, - т. е. здесь представлена вся Поместная Церковь.
Спрашивается: разве 2000-летие Христианства меньший повод для созыва Поместного Собора, чем 1000-летие Крещения Руси? Да и предусмотренный действующим тогда церковным Уставом обязательный пятилетний срок давно истек: к тому времени Поместные Соборы не созывались целое десятилетие.
В чем же причина такой внезапной перемены решения о созыве Поместного Собора? Перемены не только внезапной, но к тому же еще и спорной с юридической точки зрения, ибо решение о проведении Поместного Собора принял Архиерейский Собор, а отменил это решение Священный Синод - орган нижестоящий по отношению к Архиерейскому Собору и подотчетный ему. Не в том ли причина, что на Поместном Соборе представители рядового духовенства, монашества и мирян в официальной обстановке могли бы высказать иерархам свое мнение о настоящем и будущем Церкви. Т. н. «церковной общественностью» со всей остротой могли быть поставлены многие насущные вопросы современного церковного бытия, а именно: целесообразность (точнее, нецелесообразность и даже абсурдность) дальнейшего участия Русской Православной Церкви в «экуменическом движении» (пребывание в составе Всемирного Совета Церквей и т. д.); отношение православных христиан к поголовному присвоению цифровых имен и соответствие этих процессов пророчествам Апокалипсиса; неообновленчество и модернизм внутри Церкви; прославление Святых Царственных Мучеников во главе сонма новомучеников и исповедников российских?
Царь Николай II и члены его Семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе все же были прославлены (под давлением православного народа снизу), но только «половинчато» и лукаво - не как мученики или великомученики, а лишь как страстотерпцы, чем в угоду иудеям подчеркивается отрицание ритуального характера цареубийства, совершенного иноверцами - жидами. Не только в деяниях Собора, но и в разъяснениях церковных руководителей Государь Николай II рассматривается как страстотерпец, пострадавший от своих единоверцев и кротко перенесший с семьей страдания, «подобно миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке» - без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига. Тем самым остался необъясненным и духовный всемирный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового Мiрового Порядка антихриста.
На этом же Соборе был незаконно отменен Устав 1988 года, принятый, напомним, не Архиерейским, а Поместным Собором. Получается, что опять нижестоящий орган отменил решение органа вышестоящего, что противоречит элементарной юридической логике. Архиерейский Собор не имел права отменять Устав, а мог только вносить поправки к нему, да и те «с последующим утверждением Поместным Собором» (п. XV.3 Устава-1988).
Взамен отмененного Устава на Архиерейском Соборе 16 августа 2000 года был принят другой документ «Устав Русской Православной Церкви», который определил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения (о церковном управлении и церковном суде, т. е. о высшей исполнительной и судебной власти теперь уже не говорится! Г. А.) принадлежит Поместному Собору» (п. II.1 Устава-2000).
Общий юридический анализ положений Устава-2000 показывает, что Архиерейский Собор по своим полномочиям поставлен на место Поместного Собора (и, в каком-то смысле, на место Патриарха). Поместному Собору новый Устав оставил решение только вопросов «вероучения и канонического устроения» (что, в общем-то, и так давно уже определено и сформулировано и не требует особого властного урегулирования), все остальные вопросы (реальной) церковной власти отнесены к компетенции Архиерейского Собора.
Устав-2000 называет Архиерейский Собор «высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви» (п. III.1), чего не было в Уставе-1988. Т. е., по сути, Устав-2000 объявил Архиерейский Собор носителем высшей исполнительной церковной власти, разве что понятие «высшее церковное управление» в тексте нового Устава лукаво заменено на понятие «высшее иерархическое управление». Возможно, по логике его разработчиков «иерархическое управление» это «церковное управление» минус «каноническое устроение». В любом случае, поскольку в отношении Поместного Собора уже не говорится о «высшем церковном управлении», делаем вывод о передаче этого вида власти Архиерейскому Собору.

Комментарий