Ученики чародеев: О чем молчат масоны?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Thyra
    Eccl.12

    • 16 March 2011
    • 3783

    #1

    Ученики чародеев: О чем молчат масоны?

    05.07.11 О «вольных каменщиках», мифических и реальных, рассказывает Алексей Иванович БОЛДЫРЕВ, доцент кафедры русской философии философского факультета МГУ.

    Хранители

    Для того чтобы разговор о масонстве был более-менее серьезным, надо попытаться дать определение, что это такое. Хотя бы в самом общем виде. Формально это не религия, и, вместе с тем, это нечто «религиозное», в особенности связанное с христианством; есть в масонстве представления и о Боге, об Абсолюте, об аскетике, о молитве Только все эти представления словно разбросаны на поле широкой религиозной свободы... В ряде случаев масон может быть и пантеистом, и деистом, и даже считать себя православным. Русские масоны XIX века, например, опирались в своих духовных исканиях на Библию, святоотеческие писания, а также некоторые обновленческие течения западного христианства и мыслителей, стоящих вне прямой церковной традиции.

    Масонов не назовешь клубом по интересам, поскольку они не ставили своей целью развлечься или просто обменяться мнениями. Это и не политическая организация в её чистом виде. По крайней мере, в русской масонерии до XX века эзотерическое всегда доминировало над политическим.

    Так, путем перебора разных понятий можно прийти к выводу, что масонство это особое религиозно-нравственное движение. Такое определение при всей его абстрактности вернее всего выражает как близость к мистике и эзотерике, так и стремление к нравственному совершенству масонов. Их цель самопознание, самосовершенствование, через приобщение к тайным знаниям о мире, Боге и человеке, но, главное, к специфической посвятительской практике (инициации). Брат масон должен быть просвещенным, добродетельным, духовно развитым гражданином не столько своей страны, сколько всего мира. И всех, достойных посвящения, он должен вести к просвещенности, добродетели и духовному развитию.

    Собственно, масонство в его современном виде и возникло на волне эпохи Просвещения, когда авторитет Церкви был по многим причинам не просто подвергнут сомнению, но в значительной степени утрачен. Вся Европа буквально в одночасье покрылась сетью тайных обществ. В России, например, в результате петровских реформ вестернизированное дворянство оказалось оторвано от Церкви, и без того ослабленной предшествующим расколом, а священник стал, по слову Пушкина, «не вхож в порядочное общество». И православная практика духовного устроения личности казалась нашим дворянам чем-то весьма архаичным, грубым и годным разве что для простонародья.

    Авторитетным для аристократов сделалось Знание с большой буквы, которое отнюдь не отвергает светские «науки, искусства и ремесла», и, вместе с тем, «спасает» от наскоков всяческого вольнодумства и атеизма все ещё драгоценные для многих истины о бытии Божьем и бессмертии души. Представления о происхождении этого Знания черпались из самых разнообразных источников, создавая духовную сумятицу и ничем не ограниченную самонадеянность. Ведь корни масонского знания тайны и сокровенны, а, значит, не всем доступны. К слову пришлись «мудрость египетских жрецов», христианских гностиков, традиции легендарных тамплиеров или, например, еврейское средневековое мистическое учение Каббала. Поддерживалась фантастическая концепция, что все эти тайны передавались из поколения в поколение и, в конечном счете, дошли до масонов. Для чего надо было выстраивать такую генеалогию масонских идей?

    Всякая, даже самая тайная организация нуждается в притоке свежей крови и в силу этого вынуждена как-то открываться миру. Поэтому масоны, рекрутируя в свои ряды, часто для вящей популярности подделывали древние акты, старинные рукописи, доказывая свое древнее происхождение: «Идите к нам, мы знаем то, что не знает никто, ибо в профанной культуре все это давно утрачено»! В конечном счете, в ряде организаций заявили, что они наследники еще Первоадама. Что якобы Адам в раю получил высшее знание от Бога, которое не было до конца забыто после грехопадения. И среди многочисленных адамовых потомков, рассеянных Богом по всему лицу земли после вавилонского столпотворения, это тайное знание по цепочке передавалось из поколения в поколение.

    Масон Иван Перфильевич Елагин, статс-секретарь императрицы Екатерины Великой писал, что знание масонства «та самая премудрость, которая от начала мира у патриархов и от них преданная, в тайне священной хранилась в храмах халдейских, египетских, персидских, финикийских, иудейских, греческих и римских и во всех мистериях или посвящениях еллинских». Далее перечисляются почти все известные к тому времени духовные традиции человечества. Таким образом, масоны высказали претензии на обладание универсальным подлинно эзотерическим знанием. Именно масоны, дескать, владеют эффективными технологиями преображения падшей природы человека.

    Но почему религиозно-нравственное движение, проповедующее всем известные христианские добродетели, филантропию вдруг тайное? Есть объяснения социально-исторические, психологические, есть и метафизические. Но, апеллируя к здравому смыслу, можно утверждать: человеку всегда нравилось таинственное. И вот создаются разные группы эзотерической направленности, на знамени которых написано: чудо, авторитет, тайна. Своего рода ролевая игра в сокровенную истину. Не случайно масоны так внимательно относятся к ритуальной стороне своей деятельности, которая и составляет их основной секрет. Тайные знаки, тайные обряды Князю Ивану Лопухину, сенатору и приближенному лицу императора Павла I было мало чисто масонской таинственности. Разрабатывая ритуалы в своей ложе, он даже старался соединить их с таинствами православной литургии.

    Есть еще версия, что тайные эзотерические общества возникают как результат неустранимого духовного неравенства. Люди незаурядные ищут общения с себе подобными, по возможности изолируясь от всех прочих. Как писал Уильям Блейк (который также имел отношение к эзотерическим обществам):

    «Общаться благородные умы должны бы лишь друг с другом
    Ибо где он, тот, стойкость чью нельзя поколебать?».

    Каменщики

    Масоны с самого момента своего возникновения довольно жестко конкурировали между собой. Но все они имеют, судя по всему, общее происхождение.

    Одна из наиболее авторитетных версий гласит, что масоны в действительности родились из братства вольных каменщиков организации строителей, которая по всей Европе строила католические храмы. Откуда, собственно, и название: масон значит каменщик. Оттуда же и весь их строительный символизм. Масонские цеховые организации были закрытыми, секреты мастерства не передавались просто так, человеку со стороны. У вольных каменщиков тоже были свои ритуалы посвящения, символы принадлежности к ремеслу и цеху.

    Предполагают также, что в эпоху Просвещения в цеховые организации каменщиков стали проникать люди с идеями эзотерическими, чтобы придать этим идеям весомость и организационную оформленность с помощью почтенного и авторитетного сообщества. Так реальное, т.е. оперативное масонство наполнилось специфическим духовным смыслом, превратившись в масонство спекулятивное (умозрительное). Обычно называют дату рождения масонского движения 1721 год. Это официальный съезд в Лондоне всех масонских организаций данного типа. Почему это все происходило в Англии и почему там зародилось масонство, сказать сложно, в литературе на эту тему отчетливых высказываний нет. Возможно, так сложилось потому, что Англия менее всего испытывала влияние Римского престола и в силу этого располагала большей религиозной свободой.

    Ученики

    Есть легенда о том, что Петр I привез идеи вольных каменщиков из своего путешествия в Европу. Но это ничем не подтверждено. Наиболее достоверные сведения сообщают о капитане Джоне Филипсе, который основал ложу в России в 1731 году, принимавшую в свои ряды только иностранцев живших в России. Со временем стали появляться и другие ложи, прельщая новомодной аристократической забавой и отечественное дворянство.

    На протяжении десятилетий европейские масоны разрешали своим русским братьям работы в ложах только на первых трех степенях посвящения: «Ученик», «Товарищ», «Мастер». Работами называлась деятельность по самосовершенствованию и постижению масонских истин, воспитание в себе нового, по представлениям масонов, человека, и распространение масонских идеалов.

    Первичная ячейка масонской организации могла называться еще «ателье» или «мастерская», и такие названия восходят к временам, собственно, каменщиков, которые собирались на отдых после работы в недостроенное помещение храма «ателье». В разных системах, в разных «ателье» масонства было свое особое деление на «градусы» восхождения к совершенству, но, как правило, первые три степени посвящения это первичное масонство, называемое «иоанновским». Оно еще не выражает глубинной сути всего движения в целом.

    «Иоанновское» оно потому, что святой Иоанн Богослов был в центре их интересов, возможно в силу того, что в текстах апостола (Евангелие от Иоанна, Откровение) много таинственных и мистических моментов, которые представляют определенные трудности для толкования. Для масонов святой Иоанн Богослов был наиболее «эзотерическим».

    Некоторые русские масоны лишь в 1781 году сумели добиться статуса независимой провинции и права быть допущенными к высшим степеням посвящения. Это значило, что русские масоны становились не просто терпеливыми путешественники по предложенным путям самосовершенствования, но и со-творцами этих самых путей. Вскоре была создана сиентифическая (то есть научная) ложа «Гармония». Это был проект воспитания светски образованного и вместе с тем отрешенного от страстей мудреца, добравшегося до тайн мироздания, перед которым открыт путь не только восстановления утраченной природы райского человека, но и прямого отождествления с Богом. Участник ложи «Гармония», упомянутый нами князь Иван Лопухин писал, что человек может «центрально слиться с высшим солнцем чистого света». Религиозный перфекционизм расцветал в масонских ложах пышным цветом. Православие оставалось всего лишь «внешней Церковью», равно как и все «историческое христианство».

    Товарищи

    Общеизвестно, что архитекторы В.И. Баженов и М. Ф. Казаков были масонами. В их проектах как-то отражается масонское мировоззрение: размах и устремленность вверх колоннад, их расположение, особенная строгость классицизма. Вообще архитекторы-масоны оставили заметный след в русской культуре. Непривычная взгляду псевдоготика Владимирской церкви в Быково, которую проектировал и строил В. И Баженов, предположительно его же дом Пашкова. М. Ф. Казаков был архитектором Казанского собора в Санкт-Петербурге. На фронтоне собора треугольник с изображением солнца. Солнце универсальный символ связи масонства с дохристианской традицией и намек на то самое слияние, про которое писал И. Лопухин.

    Екатерина II всякого причастного к тайному обществу не любила, прекрасно понимая, что существование тайных обществ это возможность утечки, как сейчас сказали бы, стратегически важной информации дипломатического, военного характера, тем более что все акты признания русские масоны получали из-за границы. Из-за нерасположения к нему «матушки-императрицы» Баженов не смог осуществить строительство царицынского дворца, а потом и вовсе был отстранен от дел.

    После 1789 года, когда в России появились первые беженцы из Франции, заявлявшие, что «всю эту смуту» (Великую Французскую революцию) устроили масоны, понятия «масон» и «вольнодумец» окончательно слились в сознании образованного общества. В результате по указу от 1 августа 1792 г. масонские ложи были запрещены. Потом, после периода благоволения Павла I, масонство запрещалось высочайшим рескриптом Александра I в 1822 году, а при восшествии на престол царя Николая I запрет на тайные общества был воспроизведен. Это было тем более актуально после декабристского бунта, хотя вопрос о принадлежности декабристов к масонам не решен до сих пор.
    Вообще, идея колебать троны земных царей вполне в духе европейского левого масонства. Само слово «конституция» первоначально получило широкое хождение в масонской среде. Идея Соединенной Европы тоже масонская. Слово «товарищ» пришло оттуда же. Есть мнение, что принцип «Свобода, равенство, братство» позаимствован у масонов-радикалов. А вот правые масоны, к которым принадлежал Лопухин, как раз критиковали «пагубную систему мнимой вольности», чтили иерархию и революционному действию противопоставляли духовное деяние.

    Cовременники

    Архитектура, религиозно-философские и художественные тексты, некоторые идеалы ПросвещенияЧто еще оставили масоны прошлого в культурной и социальной жизни современности? Сегодня феномен масонства и его идейное содержание изучают в курсах гражданской истории, культурологи и истории философии, на спецкурсах по мистическим учениям. В Москве проводятся тематические экскурсии, связанные с масонской историей и архитектурой. Общеизвестна взаимовыручка в среде масонских братьев. Масоны стали героями кинофильмов.

    Но история масонства еще не закончилась. По крайней мере, набрав в поисковике нужные слова, вы легко войдете на сайты современных лож, красочно оформленных и нацеленных на удовлетворение всяческого любопытства.

    Например, на сайте Великой Ложи России вы прочтете, что она «упорядочивает совместную работу, направленную на раскрытие высшего духовного начала в человеке и познание универсальных принципов бытия». Члены этой ложи верят в «Высшую Силу» под именем Великого Архитектора, идут вместе по «трудной дороге самопознания», политикой и миссионерством не занимаются. А еще: «Ведущим в Ордене является ритуал. Прохождение ритуала индивидуальный опыт каждого из братьев. Ритуал это аллегория, система символов в действии. Он не может быть полностью выражен иными способам. В строгом следовании ритуалу и принципам регулярности находит свое выражение верность традициям Ордена». Все это очень напоминает ролевую игру. А интерфейс сайта как будто позаимствован у компьютерной игры в жанре стратегии.

    Читаем, как стать масоном. Для этого нужно: быть старше 21 года, иметь «добрый нрав» (то есть высокие моральные качества) и располагать ощутимым капиталом. Последнее связано с благотворительностью, которой занимаются масоны, и с регулярными денежными взносами. Кандидат должен «верить в Бога, бессмертие души и в высшее предназначение Человека во Вселенной».

    Почему масоны, позиционирующие себя как тайная организация, так открыто о себе заявляют, можно объяснить словами Ф. Ницше: «Я научился не выдавать себя молчанием». Поэтому все, что написано о масонах, надо рассматривать с осторожностью. Они многое придумывают о себе, может быть, даже и разоблачения самих себя.


    Всем читать: http://www.evangelie.ru/forum/t118121.html
  • Ольгерд
    Ветеран

    • 16 October 2008
    • 2450

    #2
    Сообщение от Thyra
    кафедры русской философии философского факультета МГУ.
    Ради справедливости - кафедра истории русской философии.

    Сообщение от Thyra
    В ряде случаев масон может быть и пантеистом, и деистом, и даже считать себя православным.
    Атеистов не упомянули.

    Сообщение от Thyra
    Так, путем перебора разных понятий можно прийти к выводу, что масонство это особое религиозно-нравственное движение.
    Нравственно-этическое, если быть точным.

    Сообщение от Thyra
    К слову пришлись «мудрость египетских жрецов», христианских гностиков, традиции легендарных тамплиеров или, например, еврейское средневековое мистическое учение Каббала.
    Правильнее будет сказать - неоплатонизм.

    Сообщение от Thyra
    В конечном счете, в ряде организаций заявили, что они наследники еще Первоадама.
    Мей би. Но к масонству, как таковому, это не имеет отношения.

    Сообщение от Thyra
    Именно масоны, дескать, владеют эффективными технологиями преображения падшей природы человека.
    Без "дескать".

    Сообщение от Thyra
    Но почему религиозно-нравственное движение, проповедующее всем известные христианские добродетели, филантропию вдруг тайное?
    Инстинкт самосохранения, если хотите.

    Сообщение от Thyra
    Не случайно масоны так внимательно относятся к ритуальной стороне своей деятельности, которая и составляет их основной секрет.
    Секрет полишенеля.

    Сообщение от Thyra
    Например, на сайте Великой Ложи России вы прочтете, что она «упорядочивает совместную работу, направленную на раскрытие высшего духовного начала в человеке и познание универсальных принципов бытия». Члены этой ложи верят в «Высшую Силу» под именем Великого Архитектора, идут вместе по «трудной дороге самопознания», политикой и миссионерством не занимаются. А еще: «Ведущим в Ордене является ритуал. Прохождение ритуала индивидуальный опыт каждого из братьев. Ритуал это аллегория, система символов в действии. Он не может быть полностью выражен иными способам. В строгом следовании ритуалу и принципам регулярности находит свое выражение верность традициям Ордена».
    ВЛР под завязку забита новокомовцами (новыми комсомольцами). Ребята таким образом пытались войти в западный истеблишмент. Получилось неважно. Так что воспринимать эту структуру, как масонскую, всерьез не стоит.

    Сообщение от Thyra
    Все это очень напоминает ролевую игру.
    А интерфейс сайта как будто позаимствован у компьютерной игры в жанре стратегии.
    А это скорее - ОВЛР. Но этот сайт не воспринимается всерьез большинством самих ОВЛРовцев. Как говорится - чем бы дитя не тешилось.

    Сообщение от Thyra
    Читаем, как стать масоном. Для этого нужно: быть старше 21 года, иметь «добрый нрав» (то есть высокие моральные качества) и располагать ощутимым капиталом.
    Это ВЛР. Имидж всё.
    «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

    Комментарий

    • Thyra
      Eccl.12

      • 16 March 2011
      • 3783

      #3
      Сообщение от Ольгерд
      Ради справедливости
      Спасибо за Ваши замечания. Я их переправлю г-ну Дайбову, если не возражаете
      Это его статья. Я только убрал явную православную редактурку, и то только потому, что знаков было сверх лимита. Кстати, он наверняка уже получил от Алексея Ивановича.
      Всем читать: http://www.evangelie.ru/forum/t118121.html

      Комментарий

      • Ольгерд
        Ветеран

        • 16 October 2008
        • 2450

        #4
        Сообщение от Thyra
        Спасибо за Ваши замечания.
        Да, вообщем то, не за что.

        Сообщение от Thyra
        Я их переправлю г-ну Дайбову, если не возражаете
        Ради бога. Но лучше дать ему совет почитать исследования А.Серкова. Это единственный, из ныне живущих, авторитетных исследователей истории российского масонства.

        Что касается нынешнего российского масонства, то делать на этом негодном материале обощающие выводы, абсурд. Это всё равно, что судить о яблоках, попробовав только дичку.

        Сообщение от Thyra
        Кстати, он наверняка уже получил от Алексея Ивановича.
        А кто такой Алексей Иванович?
        «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

        Комментарий

        • Thyra
          Eccl.12

          • 16 March 2011
          • 3783

          #5
          Сообщение от Ольгерд
          А кто такой Алексей Иванович?
          Интервьюируемый
          Всем читать: http://www.evangelie.ru/forum/t118121.html

          Комментарий

          • Ольгерд
            Ветеран

            • 16 October 2008
            • 2450

            #6
            Сообщение от Thyra
            Интервьюируемый
            Простите за мою невнимательность, я подумал, что он интервьюер. А кто такой Дайбов?
            «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

            Комментарий

            • Thyra
              Eccl.12

              • 16 March 2011
              • 3783

              #7
              Сообщение от Ольгерд
              А кто такой Дайбов?
              А Дайбов, видимо, нескучный садовник из Нескучного Сада
              Всем читать: http://www.evangelie.ru/forum/t118121.html

              Комментарий

              • Ольгерд
                Ветеран

                • 16 October 2008
                • 2450

                #8
                Сообщение от Thyra
                А Дайбов, видимо, нескучный садовник из Нескучного Сада
                Понятно. Простите, а цель вашей копипасты из этого сада, какова? Чисто потрендеть?
                «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

                Комментарий

                • Thyra
                  Eccl.12

                  • 16 March 2011
                  • 3783

                  #9
                  Сообщение от Ольгерд
                  цель вашей копипасты
                  Нет. Чисто, точка зрения интервьюируемого -- не истерическая, для разнообразия.
                  Всем читать: http://www.evangelie.ru/forum/t118121.html

                  Комментарий

                  • Ольгерд
                    Ветеран

                    • 16 October 2008
                    • 2450

                    #10
                    Сообщение от Thyra
                    Нет. Чисто, точка зрения интервьюируемого -- не истерическая, для разнообразия.
                    Одним словом, типа - пускай тут полежит. Понятно. Ну чтож, будут вопросы про масонов, обращайтесь.
                    «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

                    Комментарий

                    • Thyra
                      Eccl.12

                      • 16 March 2011
                      • 3783

                      #11
                      Сообщение от Ольгерд
                      будут вопросы про масонов, обращайтесь.
                      А Вы здесь специалист по масонам?
                      Буду знать, к кому обращаться
                      Всем читать: http://www.evangelie.ru/forum/t118121.html

                      Комментарий

                      • Ольгерд
                        Ветеран

                        • 16 October 2008
                        • 2450

                        #12
                        Сообщение от Thyra
                        А Вы здесь специалист по масонам?
                        Это правильно, что вы не воспринимаете светский треп всерьез. А здесь специалист по масонам - уважаемый Maurerfreude.
                        «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

                        Комментарий

                        • Maurerfreude
                          Отключен

                          • 23 October 2008
                          • 8110

                          #13
                          Сообщение от Ольгерд
                          Атеистов не упомянули.
                          Но ведь это только в континентальном масонстве.

                          Сообщение от Ольгерд
                          Это ВЛР. Имидж всё.
                          А ОВЛР нет, что ли? У ОВЛР взносы-то побольше ВЛРовских будут. Хотя, конечно, тенденция на элитаризацию есть. Но мне думается, она, во-первых, не от хорошей жизни, а, во-вторых, является "генеральной линией" "там" на Западе. Похоже, ДМы наигрались в социализм и снова захотели вернуться в нишу, ныне занятую Rotary (слава Полу Харрису!) и Lions.

                          Ну в конце концов, имущественный ценз это не так уж и плохо.

                          Впрочем, ко мне это всё, слава Богу, не имеет отношения.

                          Комментарий

                          • Maurerfreude
                            Отключен

                            • 23 October 2008
                            • 8110

                            #14
                            Сообщение от Ольгерд
                            Это правильно, что вы не воспринимаете светский треп всерьез. А здесь специалист по масонам - уважаемый Maurerfreude.
                            Упаси меня Бог считаться "специалистом по масонам". Я так, всего лишь что-то читал, всего лишь с кем-то тусовался (и то не из России). Специалисты это Кондаков, Пятигорский, Щукин, Карпачев и Серков. А я так примус починяю.

                            Комментарий

                            • Ольгерд
                              Ветеран

                              • 16 October 2008
                              • 2450

                              #15
                              Сообщение от Maurerfreude
                              Но ведь это только в континентальном масонстве.
                              Ну, как говорится, на Островах свет клином не сошелся.

                              Сообщение от Maurerfreude
                              А ОВЛР нет, что ли?
                              Не без того, но ИМХО - куда в меньшей степени.

                              Сообщение от Maurerfreude
                              У ОВЛР взносы-то побольше ВЛРовских будут.
                              Я скорее о другом. Мне как-то довелось понаблюдать за пикировкой идеологический бойцов из ВЛР и ОВЛР, так первые напирали на крутые тачки и прочий профанский имиджевый набор, а вторые - больше на духовное развитие напирали. Отсюда и.

                              Сообщение от Maurerfreude
                              Хотя, конечно, тенденция на элитаризацию есть.
                              Человек тщеславен.
                              «Я должен раз и навсегда запомнить, что каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других.»

                              Комментарий

                              Обработка...