Книга о неформальном верующем

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • studik
    Участник

    • 02 November 2010
    • 39

    #1

    Книга о неформальном верующем

    КНИГА О НЕФОРМАЛЬНОМ ВЕРУЮЩЕМ


    К великому сожалению, в т.н. «христианских» книжных магазинах бывшего СССР довольно трудно найти, действительно, душеполезные книги на русском языке. Даже если таковые и есть, то их попросту не видно среди навязчивого глянца переведенных заокеанских «нетленок», созданных столпами однополярной эрзац-культуры. Разве что иногда промелькнут эпигон-опусы местного разлива, принадлежащие неумелому перу раболепствующих аборигенов.
    И, тем не менее, на этом, казалось бы, безысходно-рутинном фоне возникают необходимые верующему русскоязычному читателю глубокие, воистину духовные и высоко профессиональные произведения. Изданные, как правило, скромными тиражами, они способны вдохновить на самоотверженное христианское делание и даже - на подвижничество в условиях отечественного пост-модерна.
    К этим книгам вполне можно отнести сборник «Sandr Riga. Nonfiction», вышедший в начале текущего года в Латвии и посвященный лидеру неформального экуменического движения в СССР, узнику совести, прозаику и поэту, художнику и философу Сандру Риге.


    Сандр Рига настоящий властитель дум, внимательный собеседник о. Александра Меня и Иоанна-Павла II, Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. Он подлинный ценитель прекрасного во всех его проявлениях и одновременно - аскет, далекий от ханжества и «благочестивого» словоблудия. Официальщина, пафос, раздувание щек, выпячивание губ что так популярно нынче, например, у российских христианских вожаков - чужды Сандру, как таковые. Искренность, честность, принципиальность и прочие добродетели выстраданы им в многолетнем духовном борении, в том числе и с самим собой, они вымолены им у Всевышнего Творца и укреплены в застенках, они прошли через горнило разочарований, расставаний, смиренного созерцания и умного делания.
    По его биографии вполне можно изучать историю современного христианства, причем, в нюансах, которые неизвестны даже маститым авторам популярных учебников, предназначенных студентам богословско-миссионерских вузов.
    В сборнике «Sandr Riga. Nonfiction» содержатся некоторые документы, связанные с гонениями, которые Сандр Рига претерпел от советской власти в 80-е годы минувшего века, а также статьи тех людей, которые пытаются осмыслить его воистину уникальный духовный путь, путь осознания усмотренного Богом Церковного Вселенства. Многие из авторов - довольно хорошо известны в христианских кругах современной России. Все они в той или иной мере пробуют рассказать об искреннем исповедничестве Сандра, которое вряд ли возможно изложить в традиционно-сусальном житийном стиле. Ибо С. Рига - живой символ прибалтийской богемы 60-х и одновременно один из первых московских неформалов (не ряженных, а настоящих!). Даже сегодня не взирая на уже почтенный возраст его вряд ли можно назвать «героем вчерашних дней». В 2001 году, будучи в столице независимой Латвии, я услышал присказку:
    - «Что делает Сандр?
    - «Он украшает Ригу!»
    Этот каламбур построен на псевдониме Сандра, идентичном имени его родного города. Любопытно, что со временем псевдоним стал фамилией.
    На правах человека, который лично знает Сандра, смею заметить, что он украшает не только древний город на Даугаве, но и современное христианство. Да, «неформатный»! Да, не «святоша», поучающий каждого встречного и поперечного направо и налево! Да, взыскующий Истины и Красоты тогда, когда многие уже все нашли и закоснели в тупой самодостаточности.
    Не случайно о. Всеволод Чаплин назвал Сандра РЫЦАРЕМ, который посвятил себя «одной единственной цели следовать за Христом, общаться с близкими по вере и духу людьми, молиться вместе с ними и проповедовать о Боге»[1] Наталья Трауберг, размышляя о его экуменическом сообществе, заметила: «Дух, царивший у Сандра, был именно тот, по которому узнают учеников. Люди радовались друг другу, в Боге радовались. Однако писать такие вещи опасно, они мгновенно покрываются сахаром. Поэтому писать о них не стану».[2]
    На излете брежневского «застоя» христианская община, созданная С. Ригой и объединяющая верующих самых разных деноминаций, подверглась репрессиям. Особую обеспокоенность власть имущих вызывал Сандр, проповедовавший о необходимости единства всех христиан. «и тогда, - как пишет Ирина Языкова, - блюстители порядка решили, что безопасности ради следует объявить его сумасшедшим и отправить на БЕССРОЧНОЕ лечение в спецпсихбольницу»[3] (в этом контексте стоит заметить, что нынешние ревнители «церковной чистоты» и борцы с «экуменией» чем-то поразительно напоминают бдительных дяденек с Лубянки Прим. Авт.). В «доме скорби» Сандр сумел по милости Божией сохранить и свои убеждения, и здоровье, которые подвергались изуверским воздействиям советской карательной психиатрии. В 1987 году - благодаря международной христианской солидарности - Сандр вышел из застенков. Его служение продолжилось. Опубликовано уже несколько изданий исповедальной книги С. Риги «Призыв», которая пользуется огромным успехом у мыслящих христиан. В известной степени, «Призыв» может быть дополнен и сборником «Sandr Riga. Nonfiction».


    [1] Sandr Riga. Nonfiction. R., 2011. C. 131.
    [2] Там же. С
    . 80.
    [3] Там же. С.46.



    Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР)
  • Клантао
    Отключен

    • 14 April 2009
    • 19823

    #2
    Сандр Рига. Основной призыв

    Мы проповедуем всеобщее примирение во Христе. Наша цель экуменизация, либерализация, евангелизация мира* с вытекающим отсюда правилом - в главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь. Мы молимся всехристианской молитвой:
    Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
    Мы исповедуем общехристианский символ веры:
    Верую в Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, Который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен, сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придет судить живых и мертвых. Верую и в Духа Святого, Святую Вселен скую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.
    Мы проявляем большую терпимость в вопросе выбора верующими своих сакраментально-литургических обязанностей перед Богом, стараясь служить друг другу, каждый тем даром какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1Петр 4, 10). Мы можем объединяться в общины, но мы раз и навсегда отказываемся от раскольнического обособления, признавая раздробленность соборной Церкви лишь как внешнюю необходимость при стремлении к внутреннему единству.
    Мы с уважением относимся к богослужению всех церквей и охотно, если есть возможность, участвуем в нем. Приходящие к нам христиане сами определяют степень своей вовлеченности в религиозную жизнь экуменов. Жаждущим у нас доступно крещение, причащение и иные требы. Мы не отлучаем уходящих от нас братьев и сестер, а молимся за них, чтобы все перемены в их судьбе пошли на пользу им, во славу Господа. Мы не создаем новую церковь, мы хотим быть миротворцами в существующей Церкви Христовой, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф 1,23). Мы приветствуем всех людей доброй воли.
    Наше главное богослужение: агапе братская трапеза с молитвами, чтением Священного Писания, пением и т.п. (1Kop 14,26).
    В торжественных случаях (например, праздники, прием, проводы) духовное причащение, где после поучения (1Kop 11, 2329) все желающие (крещеные) передают друг другу по кругу слово: Маранафа** (1Kop 16 22), подразумевая Тело и Кровь Христа, в ожидании того часа, когда опять все христиане будут ломать один хлеб и пить из одной чаши (Иис Нав 22, Деян 2,46).
    Наши общения начинаются медитацией:
    Если принес ты дар свой к жертвеннику и вспомнил, что имеешь против брата или сестры что-нибудь, пойди прежде и примирись с ними, и тогда принеси дар твой. Бог хочет более милости, нежели всесожжении. Слуга Божий есть слуга человеков. Взаимно прощая друг друга, прося блага ближним и дальним, примиримся все во Христе. Будем искать прозрение и силу и мир душе своей, дабы стать миротворцами мира. Сам Дух Святой да ходатайствует за нас воздыханиями неизречен-ными... (безмолвная молитва) ... Отец, Спаситель и Утешитель! Вот мы собрались у этого невидимого алтаря. Все мы, столь непохожие между собой дети Твои. Неужели люди забыли родство? Посмотри с небес и скажи нам это. Почему порой мы боимся Тебя, такого светлого и близкого? Своим, Твоим, чужим подчас мы называем мир. Он наш. Кто убежит от Тебя? Как в Ноевом Ковчеге, как в лодке Петра, воедино собраны мы. Помилуй, Господи, сохрани Экумену! За все Тебе хвала и благодарность. Аминь.
    Нам нужна неустанная реставрация духа (2Кор 4,16). И посему возобновляйся, христианин, так как и ты часто отходишь от милости, перестаешь излучать утешение, забываешь о грехе празднословия. Восстанавливай самообладание, собранность, сосредоточенность на основах, главном в своем призвании. Ты должен приучить себя к труду и молитве, борьбе и пустыне на ходу, в миру, не ожидая благоприятных обстоятельств, а преодолевая препятствия, опять и опять припоминая кто ты.
    Желающие могут употреблять четки, которые служат для подсчета молитв. По ним, перебирая четочки, как по лествице мы поднимаемся к горнему. Еще псалмопевцы применяли прием повторения одних и тех же слов, усиливая этим их действенность (напр., Пс 41, 6 и 12; 42, 5 или Пс 135). Современные наиболее распространенные четки состоят из соединенные цепочкой 59 шариков с крестиком на конце. Молиться мoжно ежедневно или раз в неделю, целиком или по частям, дома или в пути, вместе с другими или в одиночку.
    Вступление и окончание (одинаково для всех трех кругов-венков, составляющих полный розарий) на крестике "Во имя Отца и Сына и Духа Святого" и просьба о мудрости, дабы понять волю Божию, и силе исполнять ее; первый шарик-розочка: "Апостольский символ веры", потом 3 раза (вера, надежда, любовь) Иоанн 17, 21***. Сквозная молитва первого венка (5 раз по 10) "Господи, Сын Давидов, помилуй нас", второго "Иисус Назорей, Царь Иудейский, помилуй нас", третьего "Христос, Сын Бога Живого, помилуй нас". На разделяющих. десятки шариках сосредоточение на тайнах Божиих и наших обязанностях, завершаемое "Отче наш", а кончая каждый десяток "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".
    Тайны первого круга (радость и бедность) 1. Благовещенье (Лк 1, 26-38); 2. Посещение (Лк 1,39-56); 3. Рождество (Лк 2, 1-20); 4. Сретение (Лк 2, 22-39); 5. Отрочество (Лк 2,40-52).
    Второй круг (скорбь и послушание) 1. Гефсимания (Мф 26, 36-46); 2. Бичевание (Мф 26,57-68); 3. Терновый венец (Мф 27, 27-31); 4. Крестный путь (Лк 23, 26-32); 5.Распятие (Лк 23,33-49).
    Третий круг (хвала и чистота) 1. Воскресение (Мр 16, 1-14); 2. Вознесение (Мр 16, 15-20); 3. Пятидесятница (Деян 2, 121) ; 4. Расцвет Церкви (Еф 4, 416); 5. Слава святых на небесах (Отк 7,917).
    Здесь вкратце содержится вся христианская догматика и основы нравственности. Эта молитва укрепляет единство всей церкви и дает мир каждой отдельной душе, искренне верующей в силу наших воззваний к Богу. Так, заботясь о других, мы спасаем и себя. Пусть этот розарий станет символом сближения христиан всего мира. Да поможет эта молитва религиозному пробуждению в нашей стране. Мы надеемся, что не только католики, но и протестанты присоединятся к нам, как это в России сделали многие православные. И "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня".
    Наша традиция домашняя церковь****, жизнь как литургия. Согласование своей воли с волей Божией, приобретая подлинную свободу. Реставрация духа розарием, избегая механического повторения формул, постигая суть медитаций. Смирись и дерзай. Жизнь по совести. Глубинное служение, каждое дело и слово превращая в агапе, всегда исходя из вечной нашей цели. На коленях сердца люби Бога и человеков. Возрастание в силе, так как силу зла можно победить лишь силой, а не слабостью, добра. Преодоление обыденности посредством пламенной веры в Воскресшего и духовного причащения. Наперекор всему излучай пасхальную радость.
    Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего: возведи меня на скалу, для меня недосягаемую; ибо Ты прибежище мое, и крепкая защита от врага. Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих. Но и тогда, когда блаженствую, вижу Тебя на кресте, распростершего руки над грешным и страждущим миром. Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. Обещаю беречь а умножать порученное мне и, если понадобится, душу отдать за него. Приложи дни ко дням царя; лета его продли в род и род. Пусть каждый христианин дорожит плодоносной для неба земной жизнью и сохраняет свое царское достоинство. Да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. Милость и истина мой девиз*****. Это благодать и верность, любовь и правда, сердце и голова, доброта и сила. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

    ===============================

    * Богословствуя, очень важно помнить о надсловесном уровне познания, переходя от притчи к толкованию, от размышления к созерцанию, от выяснения цели к направлению и укреплению воли, от молитвы к делу, и обратно. Ортодоксия без ортопраксии мертва.
    Экуменизация означает единение в самом широком смысле этого слова.
    Либерализация это принципиальное воздержание от насаждения взглядов и общественного устройства путем насилия, прибегая лишь к убеждению, оставляя каждому человеку свободу мнения, несогласия, неучастия и ненасильственного протеста. Государство как аппарат управления и принуждения не отвергается, но оно должно иметь конституцию, гарантирующую основные права человека и строго уважать законы, соблюдения которых оно требует от своих граждан. Для контроля над этим должен существовать независимый суд. В церковном же домостроительстве пусть правят не буква и законничество, а дух и благодать.
    Евангелизация есть распространение Царствия Божия людских сердцах.
    Экуменизация без либерализации и евангелизации превращается в империализм, диктатуру.
    Либерализация без экуменизации и евангелизации доходит, как правило, до анархии, эгоцентризма.
    Евангелизация без экуменизации и либерализации может стать сектантством (отгораживающимся от единой человеческой семьи нетерпимостью и самоправедностью) или цезаропапизмом (превращающим церковь в духовную полиции государства, следящую, чтобы все было внешне благочестиво и всегда патриотично). Можно спросить: евангелизация ли это? Полностью отвергнуть такое насаждение христианства мы не решаемся. Свет и во тьме светит, и дух дышит, где хочет. Иначе как объяснить появление праведников и целых пробужденческих движений после десятилетий, а подчас и веков фарисейского отцеживания и казенной спячки?

    ** Маран-афа - Господь грядет!
    Марана-фа - Господи, гряди!
    В зависимости от произношения это восклицание и древняя евхаристическая молитва приобретает двоякое звучание. В ней то уверенность, то мольба. В ней душа всей нашей духовной жизни.

    *** Стих этот полон прекрасных подтекстов и из лейтмотива вытекают все новые пути и возможности толкования.
    Это молитва о единстве учеников Христовых.
    Но тут и тайна любви, когда неслиянно (как Ты во Мне) и нераздельно (как Я в Тебе), мы не мыслим жизни один без другого, готовые раствориться в любимом, отдать всего себя для него и, в то же время, как никогда, быть самим собой, испытывать небывалое личное счастье.
    Мы также видим здесь некое подобие между единением Божественных Ипостасей и братолюбием детей Божиих (так и они).
    И взаимоотношения Троицы и твари (да будут в Нас едино).
    Наконец, тут предупреждение христианам, из-за разделенности которых мир не может уверовать в Единого Отца и миссию Его Сына.

    **** Церковь - мать и повивальная бабка Любви, столп и утверждение Истины.
    Когда она начинает превращаться в официальное учреждение, ей надо напоминать, что она - семья.
    Культ - всегда средство, а не самоцель. Он должен способствовать возрастанию Бого- и братолюбия. Иначе он рискует выродиться в обрядоверие, магию.
    В мире никогда не исчезает мессианский остаток, столь необходимый для Экумены.
    Вновь и вновь, каждый раз по-своему, Бог напоминает о Себе через чудеса духовных пробужде-ний. Сегодня мы опять становимся свидетелями и участниками такой интимизации Церкви.
    Домашняя церковь в наши дни призвана возродить очаги, зажигаемые на протяжении всей истории Церкви святыми и их последователями. Вокруг этих светильников будут собираться и прозревать слепые. Роль малых, но многочисленных групп молитвенников, сохраняющих присутствие Божие в суетном человечестве, еще не оценена по достоинству.

    ***** Во-первых, Милость, во-вторых. Истина. Истинная любовь Это богочеловеческие принципы, так как присущи Богу и обязательны для человека. На них держится мироздание.
    И хотя здесь, на земле, они еще недостаточно согласованы, мы все же должны стремиться к их, по возможности, подлинному воплощению. В отдельности они могут стать ущербными, даже опасными. Бывает же эгоистическая любовь и безжалостная справедливость. Но мы верим, что когда-нибудь "милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются" (Пс 84,11).

    Комментарий

    Обработка...