Холопизация страны
Какой дьявол внушил россиянам мысль, что колбаса важнее свободы?
Когда, в последние дни, в публикациях на тему о выборах в России, все чаще замелькали слова «холоп», «холопский», я подумал вначале, что это просто издержки полемики. Потом задумался. Ведь и в самом деле, в России начался очередной цикл закрепощения народа. И самое досадное добровольного закрепощения. У холопства есть определенные преимущества. У холопов нет личных прав, зато у них есть безопасность. А инстинктивно, человек, в первую очередь, выбирает благополучие. Свобода не на первом месте среди потребностей обычного человека. Не потому ли стран, где высоко ценится личная свобода, всегда было меньше, чем стран, в которых люди готовы поступиться ею во имя безопасности, пищи, одежды, крыши над головой.
Достойно внимания то, что народы делятся на свободные и несвободные в зависимости от религии, которую они исповедуют. Страны личной свободы это в первую очередь протестантские страны, где произошла реформация церкви. Реформированные церкви стали проповедовать библейское учение о равенстве людей, о неотъемлемых правах на жизнь и свободу, о возможности непосредственного обращения каждого человека к Богу, без обрядов и священников. Так Реформация похоронила феодализм с его делением людей на холопов и господ.
Также достойно внимания и то, что народы Запада, выбрав свободу, добились и благополучия. К сожалению, там сейчас наблюдается обратный процесс, в сторону от Реформации, к язычеству. Как следствие - государство начинает посягать на права личности, в первую очередь, на самое главное - свободу совести, т.е. право верить в Бога и распространять Его слово. Если откат от Реформации продолжится, то через пару поколений от свободы и благополучия Запада останутся только воспоминания.
Почему же так происходит, что те, кто, образно говоря, выбирают вместо свободы колбасу, не получают ни того, ни другого? Свобода это дар Божий людям. Бог сотворил людей похожими на Себя, свободными. Поэтому, когда люди ценят Божий дар свободы, Он благословляет их и благополучием. Если же они пренебрегают им, то теряют и то и другое. Так какой же дьявол внушил большинству наших соотечественников мысль, что колбаса важнее свободы? Как же так получилось, что русский народ не только не борется за свободу, но даже получив ее, не знает, что с ней делать?
Люди мало знают о том, что еще за сто лет до Мартина Лютера, у России был свой час «Х», время выбора, своя религиозная Реформация. Реформация по-русски в чем-то была схожей с западной Реформацией. Как Лютер боролся против злоупотреблений в католической церкви, так стригольники и нестяжатели боролись против злоупотреблений в православной церкви. Тот просветительский импульс, который принесло древней Руси крещение, был утрачен в период монголо-татарского ига. В это тяжкое время для всего русского народа, как ни парадоксально, церковь процветала. «Одним из достопамятных следствий татарского господства над Россиею было еще возвышение нашего духовенства, размножение монахов и церковных имений», - писал Карамзин. «Народ жаловался на скудость: иноки богатели». Ко времени освобождения от монголов, монастыри были крупнейшими землевладельцами. Им принадлежала треть российских земель. Но не это было самым страшным. Землю, в конце концов, у церкви отобрали, а вот то, что не могли отобрать, и что было гораздо хуже усвоенную привычку иерархов раболепствовать перед теми, кто сильнее, и презрение к тем, что слабее. Вместо этого там утверждалось обрядоверие и чинопочитание проверенный способ держать людей в невежестве и угнетении.
Примечательно, что, как и на Западе, движение за очищение церкви на Руси начинали и возглавляли священники, несогласные с таким положением дел в церкви. В XIV веке в вольных городах Пскове и Новгороде появились первые русские протестанты - стригольники. В следующем столетии, духовным и интеллектуальным лидером реформационного движения стал Нил Сорский, один из настоятелей монастыря в Заволжье. Это было время свободной дискуссии, в которой сторонники Нила (их называли нестяжателями), могли распространять свои книги, послания, выступать на диспутах, отстаивать истину на церковных соборах. Эта свобода страшно бесила правящее крыло церкви, которое олицетворял Иосиф Волоцкий.
Нил Сорский и его братия ожидали возврата церкви к своему предназначению проповеди, молитве, духовному лидерству. Они высоко ценили знание Библии, поощряли духовные поиски, настаивали на отказе церкви от мирской власти и богатства, отрицали насилие как средство борьбы с инакомыслием. Иосифляне же, проигрывая в дискуссии, просили царя уничтожить «еретиков», возмущаясь тем, что простые люди, которых они презирали, смеют сами рассуждать, что правильно в церкви, а что нет: «В домах, на улицах и на рынках, - негодовал Иосиф Волоцкий, - иноки и миряне толпятся, спорят о вере».
Какой дьявол внушил россиянам мысль, что колбаса важнее свободы?
Когда, в последние дни, в публикациях на тему о выборах в России, все чаще замелькали слова «холоп», «холопский», я подумал вначале, что это просто издержки полемики. Потом задумался. Ведь и в самом деле, в России начался очередной цикл закрепощения народа. И самое досадное добровольного закрепощения. У холопства есть определенные преимущества. У холопов нет личных прав, зато у них есть безопасность. А инстинктивно, человек, в первую очередь, выбирает благополучие. Свобода не на первом месте среди потребностей обычного человека. Не потому ли стран, где высоко ценится личная свобода, всегда было меньше, чем стран, в которых люди готовы поступиться ею во имя безопасности, пищи, одежды, крыши над головой.
Достойно внимания то, что народы делятся на свободные и несвободные в зависимости от религии, которую они исповедуют. Страны личной свободы это в первую очередь протестантские страны, где произошла реформация церкви. Реформированные церкви стали проповедовать библейское учение о равенстве людей, о неотъемлемых правах на жизнь и свободу, о возможности непосредственного обращения каждого человека к Богу, без обрядов и священников. Так Реформация похоронила феодализм с его делением людей на холопов и господ.
Также достойно внимания и то, что народы Запада, выбрав свободу, добились и благополучия. К сожалению, там сейчас наблюдается обратный процесс, в сторону от Реформации, к язычеству. Как следствие - государство начинает посягать на права личности, в первую очередь, на самое главное - свободу совести, т.е. право верить в Бога и распространять Его слово. Если откат от Реформации продолжится, то через пару поколений от свободы и благополучия Запада останутся только воспоминания.
Почему же так происходит, что те, кто, образно говоря, выбирают вместо свободы колбасу, не получают ни того, ни другого? Свобода это дар Божий людям. Бог сотворил людей похожими на Себя, свободными. Поэтому, когда люди ценят Божий дар свободы, Он благословляет их и благополучием. Если же они пренебрегают им, то теряют и то и другое. Так какой же дьявол внушил большинству наших соотечественников мысль, что колбаса важнее свободы? Как же так получилось, что русский народ не только не борется за свободу, но даже получив ее, не знает, что с ней делать?
Люди мало знают о том, что еще за сто лет до Мартина Лютера, у России был свой час «Х», время выбора, своя религиозная Реформация. Реформация по-русски в чем-то была схожей с западной Реформацией. Как Лютер боролся против злоупотреблений в католической церкви, так стригольники и нестяжатели боролись против злоупотреблений в православной церкви. Тот просветительский импульс, который принесло древней Руси крещение, был утрачен в период монголо-татарского ига. В это тяжкое время для всего русского народа, как ни парадоксально, церковь процветала. «Одним из достопамятных следствий татарского господства над Россиею было еще возвышение нашего духовенства, размножение монахов и церковных имений», - писал Карамзин. «Народ жаловался на скудость: иноки богатели». Ко времени освобождения от монголов, монастыри были крупнейшими землевладельцами. Им принадлежала треть российских земель. Но не это было самым страшным. Землю, в конце концов, у церкви отобрали, а вот то, что не могли отобрать, и что было гораздо хуже усвоенную привычку иерархов раболепствовать перед теми, кто сильнее, и презрение к тем, что слабее. Вместо этого там утверждалось обрядоверие и чинопочитание проверенный способ держать людей в невежестве и угнетении.
Примечательно, что, как и на Западе, движение за очищение церкви на Руси начинали и возглавляли священники, несогласные с таким положением дел в церкви. В XIV веке в вольных городах Пскове и Новгороде появились первые русские протестанты - стригольники. В следующем столетии, духовным и интеллектуальным лидером реформационного движения стал Нил Сорский, один из настоятелей монастыря в Заволжье. Это было время свободной дискуссии, в которой сторонники Нила (их называли нестяжателями), могли распространять свои книги, послания, выступать на диспутах, отстаивать истину на церковных соборах. Эта свобода страшно бесила правящее крыло церкви, которое олицетворял Иосиф Волоцкий.
Нил Сорский и его братия ожидали возврата церкви к своему предназначению проповеди, молитве, духовному лидерству. Они высоко ценили знание Библии, поощряли духовные поиски, настаивали на отказе церкви от мирской власти и богатства, отрицали насилие как средство борьбы с инакомыслием. Иосифляне же, проигрывая в дискуссии, просили царя уничтожить «еретиков», возмущаясь тем, что простые люди, которых они презирали, смеют сами рассуждать, что правильно в церкви, а что нет: «В домах, на улицах и на рынках, - негодовал Иосиф Волоцкий, - иноки и миряне толпятся, спорят о вере».

Комментарий