Византия
Государство, возникшее в 395 году в восточной части Римской империи. Оно просуществовало до XV века. К моменту возникновения Византии на ее территории существовали многочисленные еврейские общины. В поздней Римской империи иудаизм считался разрешенной религией. В Византии положение формально оставалось прежним. Однако враждебное отношение византийских правителей, общества и христианской церкви привело к значительному ограничению прав евреев. В период, предшествовавший возникновению Византии, римское законодательство часто обращалось к еврейским проблемам, особенно после того, как христианство окончательно укрепило свои позиции.
Император Константин, 306 - 337, и его мать Елена стремились превратить Палестину в христианскую страну. Его сын, Констанций, запретил браки между иудеями и христианами и вновь ввел в действие закон, запрещавший евреям вход в Иерушалаим. В его царствование было жестоко подавлено восстание евреев в Палестине в 351 году.
При Юлиане Отступнике, пытавшемся восстановить языческую империю, положение евреев на некоторое время улучшилось, однако конечным результатом его царствования было усиление вражды к евреям со стороны христиан.
С момента возникновения самостоятельного государства Византия религиозный фанатизм стал характерной чертой всей последующей его истории вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Церковь, раздираемая внутренней борьбой, занялась слежкой и вылавливанием еретиков при поддержке императорской власти. Вырабатывался все более грубый и злобный язык по отношению к христианским оппонентам.
На протяжении IV века христианская церковь создала воинственную антиеврейскую полемическую литературу. В восьми проповедях, произнесенных Иоанном Златоустом в Антиохии в 387 году, евреям были приписаны все мыслимые пороки. Ядовитая злоба, воплощенная в этой литературе и проповедях отцов церкви, в значительной степени легла в основу средневековой ненависти к евреям и распространилась за пределы Византии и ее культуры.
Следующим шагом византийских властей на пути уничтожения иудаизма было упразднение должности наси. Последний наси, раббан Гамлиэль VI, был обвинен в нарушении законов империи, запрещающих строительство новых синагог, обрезание рабов-христиан и отправления правосудия в делах, касающихся христиан. Он был лишен звания "почетного префекта". После смерти наси власти отказались утвердить назначение нового. Еврейский народ утратил центральный институт власти, который просуществовал почти 300 лет после разрушения Храма. Так закончилась эпоха патриарахата в Эрец Исраэль.
Синедрион еще продолжал существовать, однако утратил свое первенство в диаспоре. Принято считать, что до 527 года жизнь евреев была сравнительно спокойной. В это время все свои силы христианская церковь бросила на борьбу с внутренними оппонентами.
Кодекс Феодосия II, 438 год, свел воедино все более ранние антиеврейские законы и добавил запрет на строительство новых синагог.
В VI веке, в царствование Юстиниана I, антиеврейская кампания вспыхнула вновь. Он составил новый кодекс законов, в который не были включены некоторые законы Феодосия, подтверждающие права евреев, и ввел ряд новых законов, ограничивающих их права. Новое законодательство стремилось искоренить еврейскую религию. Вновь было запрещено строить синагоги, евреев принуждали креститься. В синагогах было запрещено чтение Торы на иврите, обсуждение Устного Закона, празднование Песаха, если он выпадал на дату, предшествующую христианской Пасхе. Ряд законов Юстиниана лишал евреев различных гражданских прав: им было запрещено занимать муниципальные посты; право евреев выступать в суде в качестве свидетелей ограничено; официально поощрялось обращение еврейских детей в христианство.
При Юстиниане I Византия помогла Эфиопии разгромить Химьяритское царство в юго-западной Аравии, правители и часть населения которого исповедывали иудаизм. Евреи были обложены тяжелыми налогами, им было запрещено свидетельствовать в суде против христиан и занимать почетные должности. Император пытался вмешиваться во внутреннюю жизнь еврейских общин и даже поставить иудаизм вне закона.
В ослабленной империи VI-VII веков усилились антиеврейские выступления и участились случаи насильственного обращения евреев в христианство. Эти притеснения привели евреев к ряду вооруженных выступлений против Византии. Подавление восстаний самаритян в 485 и 529 годах явилось прелюдией к беспощадным религиозным гонениям, направленным и против евреев. Политика Юстиниана продолжалась всеми византийскими императорами вплоть до Ираклия, 610-641.
После изгнания персов из Иерушалаима Ираклий под нажимом христианского духовенства отказался выполнить свои обещания, данные в свое время евреям Начались жесточайшие погромы, после которых уцелели лишь немногие евреи, бежавшие в Египет или укрывшиеся в горах. Другие были изгнаны из Иерушалаима и его окрестностей. Именно в это время многие евреи, утратив веру под влиянием страшных испытаний или просто пытаясь спасти свою жизнь, перешли в христианство. Те же, кто спасался от завоевателей в пустыне или соседних странах, приветствовали новых завоевателей Эрец Исраэль, арабов.
Самым важным культурным достижением этого времени стало более широкое употребление ивирита как живого языка в Эрец Исраэль. Сузилось употребление греческого и арамейского языков. Многие тексты переводились на иврит. Почти все галахические постановления записывались также на иврите. Детям стали давать еврейские имена.
Главную роль по-прежнему играла иешива Тверии, авторитет который не был поколеблен отменой патрархата. Законоучители Эрец Исраэль создали множество аггадических произведений, притч, полных скрытых намеков на текущие события, открытой или замаскированной полемики с христианством.
Государство, возникшее в 395 году в восточной части Римской империи. Оно просуществовало до XV века. К моменту возникновения Византии на ее территории существовали многочисленные еврейские общины. В поздней Римской империи иудаизм считался разрешенной религией. В Византии положение формально оставалось прежним. Однако враждебное отношение византийских правителей, общества и христианской церкви привело к значительному ограничению прав евреев. В период, предшествовавший возникновению Византии, римское законодательство часто обращалось к еврейским проблемам, особенно после того, как христианство окончательно укрепило свои позиции.
Император Константин, 306 - 337, и его мать Елена стремились превратить Палестину в христианскую страну. Его сын, Констанций, запретил браки между иудеями и христианами и вновь ввел в действие закон, запрещавший евреям вход в Иерушалаим. В его царствование было жестоко подавлено восстание евреев в Палестине в 351 году.
При Юлиане Отступнике, пытавшемся восстановить языческую империю, положение евреев на некоторое время улучшилось, однако конечным результатом его царствования было усиление вражды к евреям со стороны христиан.
С момента возникновения самостоятельного государства Византия религиозный фанатизм стал характерной чертой всей последующей его истории вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Церковь, раздираемая внутренней борьбой, занялась слежкой и вылавливанием еретиков при поддержке императорской власти. Вырабатывался все более грубый и злобный язык по отношению к христианским оппонентам.
На протяжении IV века христианская церковь создала воинственную антиеврейскую полемическую литературу. В восьми проповедях, произнесенных Иоанном Златоустом в Антиохии в 387 году, евреям были приписаны все мыслимые пороки. Ядовитая злоба, воплощенная в этой литературе и проповедях отцов церкви, в значительной степени легла в основу средневековой ненависти к евреям и распространилась за пределы Византии и ее культуры.
Следующим шагом византийских властей на пути уничтожения иудаизма было упразднение должности наси. Последний наси, раббан Гамлиэль VI, был обвинен в нарушении законов империи, запрещающих строительство новых синагог, обрезание рабов-христиан и отправления правосудия в делах, касающихся христиан. Он был лишен звания "почетного префекта". После смерти наси власти отказались утвердить назначение нового. Еврейский народ утратил центральный институт власти, который просуществовал почти 300 лет после разрушения Храма. Так закончилась эпоха патриарахата в Эрец Исраэль.
Синедрион еще продолжал существовать, однако утратил свое первенство в диаспоре. Принято считать, что до 527 года жизнь евреев была сравнительно спокойной. В это время все свои силы христианская церковь бросила на борьбу с внутренними оппонентами.
Кодекс Феодосия II, 438 год, свел воедино все более ранние антиеврейские законы и добавил запрет на строительство новых синагог.
В VI веке, в царствование Юстиниана I, антиеврейская кампания вспыхнула вновь. Он составил новый кодекс законов, в который не были включены некоторые законы Феодосия, подтверждающие права евреев, и ввел ряд новых законов, ограничивающих их права. Новое законодательство стремилось искоренить еврейскую религию. Вновь было запрещено строить синагоги, евреев принуждали креститься. В синагогах было запрещено чтение Торы на иврите, обсуждение Устного Закона, празднование Песаха, если он выпадал на дату, предшествующую христианской Пасхе. Ряд законов Юстиниана лишал евреев различных гражданских прав: им было запрещено занимать муниципальные посты; право евреев выступать в суде в качестве свидетелей ограничено; официально поощрялось обращение еврейских детей в христианство.
При Юстиниане I Византия помогла Эфиопии разгромить Химьяритское царство в юго-западной Аравии, правители и часть населения которого исповедывали иудаизм. Евреи были обложены тяжелыми налогами, им было запрещено свидетельствовать в суде против христиан и занимать почетные должности. Император пытался вмешиваться во внутреннюю жизнь еврейских общин и даже поставить иудаизм вне закона.
В ослабленной империи VI-VII веков усилились антиеврейские выступления и участились случаи насильственного обращения евреев в христианство. Эти притеснения привели евреев к ряду вооруженных выступлений против Византии. Подавление восстаний самаритян в 485 и 529 годах явилось прелюдией к беспощадным религиозным гонениям, направленным и против евреев. Политика Юстиниана продолжалась всеми византийскими императорами вплоть до Ираклия, 610-641.
После изгнания персов из Иерушалаима Ираклий под нажимом христианского духовенства отказался выполнить свои обещания, данные в свое время евреям Начались жесточайшие погромы, после которых уцелели лишь немногие евреи, бежавшие в Египет или укрывшиеся в горах. Другие были изгнаны из Иерушалаима и его окрестностей. Именно в это время многие евреи, утратив веру под влиянием страшных испытаний или просто пытаясь спасти свою жизнь, перешли в христианство. Те же, кто спасался от завоевателей в пустыне или соседних странах, приветствовали новых завоевателей Эрец Исраэль, арабов.
Самым важным культурным достижением этого времени стало более широкое употребление ивирита как живого языка в Эрец Исраэль. Сузилось употребление греческого и арамейского языков. Многие тексты переводились на иврит. Почти все галахические постановления записывались также на иврите. Детям стали давать еврейские имена.
Главную роль по-прежнему играла иешива Тверии, авторитет который не был поколеблен отменой патрархата. Законоучители Эрец Исраэль создали множество аггадических произведений, притч, полных скрытых намеков на текущие события, открытой или замаскированной полемики с христианством.
Комментарий