Борис и Глеб, икона: нужны пояснения

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Yuta
    Участник

    • 26 February 2006
    • 20

    #1

    Борис и Глеб, икона: нужны пояснения

    Те, кто разбирается -- будьте добры, объясните.
    Есть икона "Борис и Глеб с житием"
    http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=449#details
    Хотелось бы понять кое-что, ибо я -- не специалист. Вопросы:
    1. "Тело Глеба, брошенное в пустыне между двумя колодами:" что такое колода?

    2. "Расслабление Святополка": что значит "расслабление" в данном контексте?

    3. Святополк проваливается в развезшуюся землю "меж чехи и ляхи" : что значит "чехи и ляхи"? Просто чехи и поляки? Почему именно меж ними?

    Всем
    ответившим -- заранее большое спасибо.
  • Drunker
    ☮☮☮☮☮☮☮

    • 31 January 2004
    • 10219

    #2
    Сообщение от Yuta
    Те, кто разбирается -- будьте добры, объясните.
    Есть икона "Борис и Глеб с житием"

    Хотелось бы понять кое-что, ибо я -- не специалист. Вопросы:
    1. "Тело Глеба, брошенное в пустыне между двумя колодами:" что такое колода?

    2. "Расслабление Святополка": что значит "расслабление" в данном контексте?

    3. Святополк проваливается в развезшуюся землю "меж чехи и ляхи" : что значит "чехи и ляхи"? Просто чехи и поляки? Почему именно меж ними?

    Всем
    ответившим -- заранее большое спасибо.
    1. Колода - выдолбленный ствол дерева; в колодах славяне хоронили мертвых. (Примечание к Сказанию о Борисе и Глебе. Хрестоматия по древней русской литературе)

    2. "нападе нань бесъ, а раслабеша кости его, яко не мощи ни на кони седети. И несяхуть его на носилех." Как это понимать - сами думайте. В Библии тоже есть история о расслабленном. Какое научное название этой болезни не знаю, не интересовался.

    3. Да, между чехами и поляками. Он пробежал "Лядську землю" (Польшу значит) и "в пустыне между чехы и ляхы" ... "испроврьже (исторг, окончил) животъ свои зъле" (умер по-нашему).

    Комментарий

    • Drunker
      ☮☮☮☮☮☮☮

      • 31 January 2004
      • 10219

      #3
      Кстати давно хотел открыть тему о Борисе и Глебе в этом разделе. После споров о святости Никалая II я случайно прочитал сказание о Борисе и Глебе и увидел что-то общее в смертях и канонизации этих людей. И тут только-что на сайте http://www.pravoslavie.ru/arhiv/001218154426 нашёл подтверждение своим мыслям.
      Первыми русскими святыми, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб. Именно их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного Императора Николая II и его семьи на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. По словам митрополита Ювеналия, "в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово "страстотерпец" стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников".

      Комментарий

      • Yuta
        Участник

        • 26 February 2006
        • 20

        #4
        спасибо!!!

        Большое спасибо! Очень информативно.

        Комментарий

        • Yelka
          Ветеран

          • 16 December 2003
          • 2812

          #5
          Drunker
          Кстати давно хотел открыть тему о Борисе и Глебе в этом разделе. После споров о святости Никалая II я случайно прочитал сказание о Борисе и Глебе и увидел что-то общее в смертях и канонизации этих людей.
          Ярило
          Хороши святые, нечего сказать! Своим преступным бездействием они ввергли страну в одну из самых кровавых междуусобиц.
          Можно рассуждать на уровне злободневного смысла. Причем в лучших прадициях этой злобы заклеймить невинноубиенных как преступников. С высоты прошедшего тысячелетия плюнуть на этих "политических ничтожеств". Валяйте и дальше, Ярило, флаг вам в руки.

          Сам факт тысячелетнего всеобщего внимания к этому далекому от ратной воинственности эпизоду не связан с политической значимостью события. Настоящий смысл раскрывается в большом времени.

          С одной стороны, трудно понять - а почему они признаны святыми. Это даже не мученики за веру, они просто жертвы будничного порядка вещей, так как "мир во зле лжит". Мало ли на свете безвинных жертв!

          Но в русской традиции пробудилась неожиданная религиозная отзывчивость на это событие. Народ воспринял это, как пронзительный образ обреченной кротости, отказыващейся защищать себя и добровольно предающей себя убийцам.

          Это способствовало осознанию особого рода святости - "страстотерпца", воплощения чистой страдательности, не совершающем никакого поступка, даже мученического свидетельствования о вере, а лишь приемлющем свою горькую чашу.

          Значение их - неповинные жертвы за грешный мир. И в этом ключе становится понятной их особого рода безответность, даже беспомощность, которая вовсе необязательна, скажем, для мученика, с силою исповедующего свою веру. Страстотерпец ведет себя как дитя - тем чище явление жертвы.

          Борис и Глеб не могут и не хотят укорить своих убийц. Почему? Вот, скажем, Стефан Первомученик (из Деяний апостолов) молился за палачей, но перед этим обличал их. Обличение может быть проявлением любви - но не той детской любви, к которой призвана жертва.

          Сила "страстотерпца" - только в полном бессилии, в соединении детской невинности с детской виноватостью.

          Эта история ценна не политическим смыслом - это факт древнерусского сознания, через который высвечивается тайна русской души.

          Комментарий

          • Гумеров Эмиль
            Ветеран

            • 07 August 2002
            • 6711

            #6
            Ярило, захотите обсуждать наших христианских святых - заводите отдельную тему.

            Комментарий

            • Drunker
              ☮☮☮☮☮☮☮

              • 31 January 2004
              • 10219

              #7
              Эмиль, а моё второе сообщение в этой теме почему Вы не удалили как офф-топ?

              Честно говоря увидев Ваше имя как человека оставившего последнее сообщение в теме, надеялся от Вас услышать мнение о святости Бориса и Глеба. У меня не нашлось слов в их защиту чтобы противоставить тому что сказал Ярило. Я не могу для себя сформулировать в какие-то чёткие фразы понятные для неверующих в чём же заключается святость "страстотерпцев". Поэтому надеялся на поддержку более образованных православных. Спасибо Yelka высказала своё понимание этой темы. А Вы решили этот вопрос таким вот способом. Ваше право конечно, но мне кажется что всё-таки лучше обсуждать такие темы, чем уходить от ответа. По крайней мере высказать свою точку зрения, показать в чём не прав ваш собеседник, даже если это неуважающий святых атеист. Такие неприятные слова со стороны неверующих можно рассматривать не только как оскорбление святых, но и как повод рассказать им об этих святых, о правильном учении. Не послушает этот человек, возможно послушают другие. Форум - это ведь не просто беседа двух или трёх человек, его ведь многие просто читают не принимая участия в обсуждении.

              Комментарий

              • Гумеров Эмиль
                Ветеран

                • 07 August 2002
                • 6711

                #8
                Денис, я не хочу и не буду ни в чем оправдываться. А по поводу поднятой Вами темы я высказался в предыдущем сообщении

                Комментарий

                Обработка...