Это касается всех (конфессий)
***********
***********
Преодолеть административный гипноз
Анатолий Руденко
Анатолий Руденко
Содержание
1 Причины, следствия, перспективы
2 Еще раз о деформации понятий
3 Вперед к средневековью?
Всякий, кто призовет имя Господне, спасется
Рим. 10.13
Рим. 10.13
Близок великий день Господа.
Близок и очень поспешает.
Уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый!
День гнева день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен.
И я стесню людей, и они будут ходить как слепые, потому что они согрешили против Господа. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное совершит Он над всеми жителями земли.
Софония. 1, 14-18
Причины, следствия, перспективы
Братство находится в застое. Так ли это? Ведь внешние дела обстоят благополучно: регистрируются общины, строятся молитвенные дома, производятся крещения, выпускается и принимается из-за границы духовная литература, проводятся разного рода совещания, интенсифицируются международные контакты. Можно ли при всем этом говорить о застое? Да, можно и нужно. Назовем ряд его признаков.
1. Замкнутость. В основном пополнение братства идет за счет детей верующих. Если исключить этот контингент и прозелитов из других христианских конфессий, то, по некоторым подсчетам, одно обращение из неверующих приходится в год примерно на 500 членов Церкви. Другими словами, обращение к Богу неверующего происходит один раз в несколько сот лет! К тому же люди, пришедшие из мира, часто не удерживаются в общинах, на что есть свои причины, о которых надо говорить отдельно.
В результате братство варится в собственном соку и перестает выполнять основную задачу Церкви евангелизацию мира. Все внешние признаки вроде бы на месте молитвенные дома, собрания, молитвы, проповеди, пение, избрание служителей, но очень мало обращений из мира. Любое же общество, замкнутое в самом себе, начинает по естественным законам постепенно вырождаться и загнивать, как непроточный водоем. Наиболее яркое проявление этого сплетни, процветающие в подавляющем большинстве общин.
2. Прежде всего, проявляется постепенное исчезновение незаурядных духовных делателей. По некоторым наблюдениям, в общинах все реже можно встретить духовно зрелых, одаренных, мыслящих братьев, идущих впереди основной массы верующих, как в теории, так и на практике. И что самое тревожное нет новых настоящих лидеров в среде молодежи, да и просто компетентных работников остро не хватает. В результате постепенно ухудшается качественный состав служителей; в обличье служителя все чаще встречается бездарность, и серость берет верх на всех уровнях служения.
3. Происходит неуклонное падение общего идейно-теоретического уровня братства. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть нынешний «Братский вестник» и сравнить его с духовными журналами 20-х годов или даже эпохи застоя. Деградация по всем параметрам налицо. Нет оригинальных глубоких идей или новых имен. Духовный раздел в основном, перепечатка старых материалов, известных многим верующим, либо серые статьи номенклатурных авторов. Большой объем занимает «светская хроника», сообщения с мест, которые носят протокольный характер и не дают представления о духовной жизни. Практически все стихотворения безлики. Вообще, язык журнала какой-то дистиллированный, стерильный. Оформление убогое (одна рюмка на обложке чего стоит!).
На различных семинарах и конференциях также не заметно движения мысли, в основном происходит повторение общих мест и стандартных призывов. Да и на уровне обычной проповеди все реже можно услышать слово, пробуждающее дух и разум. Подавляющая часть духовной сферы деятельности братства подернута ряской застоя.
4. Одним из следствий идейного вакуума можно считать повальное увлечение молодежи музыкой, качество которой часто бывает сомнительным. С этим пытаются бороться, но безуспешно, потому что причины такого интереса не выяснены. Таким образом, жизнь молодежи протекает в сфере чувств, а это угрожает атрофией духа и разума. В итоге качественное оскудение почти единственного резерва братства.
5. Застылость и окостенение форм, методов и направлений духовного делания. В основном, все сводится к проведению собраний, которые приобретают все более ритуализированный характер. Среди верующих процветает «поклонение субботе», то есть посещение собраний для них становится самоцелью, и этим почти исчерпывается духовная жизнь.
Миссионерство, просвещение, благотворительность, исследование Слова, все это где-то на десятом плане; специально этим мало кто занимается. Данное положение было навязано Церкви атеистическим государством после войны, это не результат ее внутреннего развития. Коль скоро Церковь нельзя уничтожить, то, по мысли атеистов, надо свести ее функции к отправлению религиозного культа. Все было сделано для того, чтобы отделить верующих от народа, замкнуть их в сфере удовлетворения религиозных потребностей и таким образом охолостить Церковь. К сожалению, к этому положению сначала притерпелись, потом привыкли, а сейчас многие считают его нормальным и даже единственно мыслимым. Ведь незаметно же резкого подъема церковной активности в вышеперечисленных направлениях в связи с недавним ослаблением нажима на Церковь. Правда, кое-что делается в отношении массовой евангелизации, но, в основном, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Непонятно пока, как это можно продолжить и сделать постоянным.
6. Феминизация братства. Женщины продолжают составлять большинство в общинах, и изменения этого положения пока не видно. В то же время заметно, что женщины в Церкви и в семье становятся все более активными, а мужчины пассивными. Часто женщины просто диктуют свою волю. В данной ситуации братству грозят большие беды.
Одна из ныне существующих проблем вступление молодых братьев в брак при весьма большом количественном превосходстве невест. Сестрами, даже при таком количественном перевесе, практикуется легкомысленное третирование братьев, многочисленные безосновательные отказы. Это создает нездоровую обстановку в среде христианской молодежи и приводит к духовным болезням у тех и у других. Резко выросло количество разводов. Причиной многих из них являются эмансипированные жены и феминизированные мужья. В результате этого еще более усугубляется недостаток мужчин и их внутренняя несвобода.
7. Протекционизм и кумовство в Церкви. Примеров этому несть числа. Аппарат ВСЕХБ не менее чем на 70 % состоит из детей и родственников нынешних и бывших работников. В общинах образуются целые кланы вокруг того или другого руководителя, причем эти кланы часто ведут междоусобную борьбу.
8. Среди высших официальных служителей царит дух приспособленчества и человекоугодничества. Приведу два примера.
Девять лет советские войска воюют в Афганистане, проливая кровь, свою и чужую. Наши потери составляют десятки тысяч человек, афганские в несколько раз больше. И вот, теперь советские войска уходят. За все это время ни один из наших официальных религиозных руководителей даже не заикнулся о прекращении бессмысленного кровопролития, не призвал к очевидно необходимому выводу войск из чужой страны. Мало того, за этот период ими было проведено множество так называемых миротворческих конференций, совещаний и поездок (весьма помпезных и дорогостоящих), отчеты о которых регулярно печатались в «Братском вестнике». Не похоже ли сие на фарс, разыгрываемый на потребу политиканам, которые, заказывая миротворческую музыку, под шумок осуществляли свои политические авантюры? И не являлись ли наши братья пешками в этой игре, вводя в заблуждение христиан Запада, тем более что в этот период сотни верующих тихо-мирно сидели в лагерях и психбольницах? и по этому поводу конгрессы не собирались.
Долгое время наши религиозные руководители утверждали, что отношения Советского государства и Церкви нормальные или близки к таковым. Теперь даже советские политики (Горбачев, а так же Харчев), заявляют в официальных публикациях, что это далеко не так. Они говорят о том, что государство вмешивается в дела Церкви, что само «законодательство о религиозных культах» не отвечает нормам демократического общества, не говоря уже о практике его применения. Это было давно известно каждому верующему. Не под дулом же пистолета или под угрозой заключения иные кривили душой!
Впору задуматься, почему эти и другие явления существуют, а отрицательные тенденции набирают силу? Каковы причины внутреннего упадка при внешнем благополучии? Ведь, если их не устранять, болезнь, поразившая братство, будет развиваться и приведет к необратимым последствиям.
На мой взгляд, есть объяснение, которое дает объективную и целостную картину происходящего, соединяя отдельные явления причинно-следственной связью и сводя их к общему источнику. Впрочем, данное объяснение не претендует на то, чтобы быть единственным.
Назовем это действием бюрократической системы в Церкви. Вообще, бюрократия слово, всем знакомое, но мало кто четко представляет себе ее самые существенные черты, закономерности возникновения и механизм действия. Обзору и исследованию этого явления и посвящена следующая часть статьи.
Продолжение следует...
Комментарий