СКОРБИ
И не только платить добром за зло, но и радоваться в скорбях заповедует Апостол: всегда, говорит, радуйтеся (1 Фес. 5, 16). Это сказано об искушениях, которые причиняют скорбь. Послушайте все, кого постигла бедность, все, кого несчастие; такие случаи приносят радость!.. Каким образом вообще может быть опечален тот, кто столько радуется в злострадании, что причинившему зло платит благодеяниями? Но как это возможно, говорят? Возможно, если захотим. Апостол показал далее и путь к сему: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5, 17, 18).
Какие бы мы ни переносили скорби ради Господа, идет ли что в сравнение с будущей и обетованной вечной жизнью, или в сравнении с утешением, бывающим от Святого Духа в настоящее время для терпеливых душ, или в сравнение с освобождением от мрака дурных страстей, или в сравнение с нашим долгом за множество наших грехов?
Не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых.
Терпи скорбь о Господе, чтоб объяла тебя радость.
Настоящие скорби сравнивай с будущими благами, и нерадение никогда не расслабит твоего подвига.
Во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть: радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему и получить прощение собственных наших грехов.
Нельзя не радоваться и не чувствовать утешения, ежели только помыслим, что за минутные скорби наши, претерпеваемые ради любви, заповеданной Богом, дастся нам неизреченное наслаждение небесными благами в будущей жизни в Господе нашем Иисусе Христе.
Христос посреди нас! А Он весь есть любовь, весь сладость, весь радость и веселие, и утешение неизреченное!!! И нет ничего такого ни на земли, ни на небеси, чего бы не превосходила любовь! Нет такой горести, которая бы при появлении любви не пременилась бы в сладость; нет такой скорби, которая бы при появлении любви не пременилась в великое утешение
Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль.
Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден и, быть может, болен и страдает, потому что его веселит благодать Божия.
Всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5, 16, 18). Слова Апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах, радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4).
И не только платить добром за зло, но и радоваться в скорбях заповедует Апостол: всегда, говорит, радуйтеся (1 Фес. 5, 16). Это сказано об искушениях, которые причиняют скорбь. Послушайте все, кого постигла бедность, все, кого несчастие; такие случаи приносят радость!.. Каким образом вообще может быть опечален тот, кто столько радуется в злострадании, что причинившему зло платит благодеяниями? Но как это возможно, говорят? Возможно, если захотим. Апостол показал далее и путь к сему: непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5, 17, 18).
Святитель Иоанн Златоуст ( 407).

Преподобный Макарий Великий (IV век).


Преподобный Ефрем Сирин (IV век).


Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)


Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789-1836).

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Комментарий