Всем доброго дня!
Сразу хочу попросить прощения, если мои мысли и высказывания кто-то посчитает оскорбительными для себя.
Толчком к моему посту послужила вереница событий, происходящих в Гомельской Епархии после назначения нового владыки, и, собственно, породившая вопрос - и вправду ли мы имеем того правителя, которого заслуживаем?
Сильно не вдаваясь в мелочи, но для понятия сути происходящего, опубликую те письма прихожан, которые были направлены Святейшему Патриарху.
Быть может сообщество обратит внимание и даст мне пояснения как быть...
Письмо последнее:
А вот письмо, которое было отправлено несколько лет назад прихожанами Свято-Никольского храма г. Мозыря Туровской епархии Белорусского Экзархата, в котором служил епископ Стефан до назначения в гомельскую епархию:
Еще раз прошу прощения что отнял столько времени, но сомнения меня мучают - заслужили ли мы или это чья-то ошибка...
Сразу хочу попросить прощения, если мои мысли и высказывания кто-то посчитает оскорбительными для себя.
Толчком к моему посту послужила вереница событий, происходящих в Гомельской Епархии после назначения нового владыки, и, собственно, породившая вопрос - и вправду ли мы имеем того правителя, которого заслуживаем?
Сильно не вдаваясь в мелочи, но для понятия сути происходящего, опубликую те письма прихожан, которые были направлены Святейшему Патриарху.
Быть может сообщество обратит внимание и даст мне пояснения как быть...
Письмо последнее:
Сложившаяся ситуация в нашей Епархии вынудила обратиться меня за помощью к Вам. После упокоения нашего приснопоминаемого архиепископа Аристарха, на Гомельскую кафедру был назначен епископ Стефан. По принятию полномочий правления владыка Стефан стал устраивать своих людей на проживание в г. Гомеле выселяя священство кафедрального собора, так например, протоиерея Алексия Мороза на руках с двумя младенцами попросили освободить квартиру к вечеру текущего дня, квартира принадлежала кафедральному собору, новым жильцом стала женщина епархиальный бухгалтер. Следующим оказался диакон Георгий Тавынюк, который тоже оказался жертвой гонений, с тремя младенцами на руках. Ради того, что владыке понадобился дом, пришлось не по своей воле оставить и епархию. Многие из отцов, видя такой произвол, готовы и сами, перейти в другие епархии, но владыка не отпускает, опасаясь общественного резонанса. Привнесенные изменения в жизнь приходской общины, а впоследствии и замена состава управления приходской общины несут в себе деструктивный характер. Богослужение с архиереем превратилось в постоянные негодования, грубость и крики, а также неграмотность в произношении церковнославянского языка. Имеет место случай, когда владыка Стефан в алтаре довел до слёз диакона. Также новшества на литургиях без архиерея, в воскресные дни и на праздники, не хватает священников на исповеди, по причине, того что не менее трех должно стоять перед престолом. Все это приводя в смущение прихожан, заставляет их идти в другие храмы.
Немаловажный факт попытки продавить свое мнение по поводу автономии БПЦ, через «преданного владыке» протоиерея Георгия Тура, на собрании священства Гомельского благочиния, что почти удалось, если бы не священнослужители кафедрального собора и еще двое настоятелей городских храмов. Впоследствии, на собрании епархиальной комиссии на священнослужителей собора, состоящих в комиссии, было оказано психологическое давление. Для этого был вызван известный аферист преподаватель Минской Духовной Семинарии и Академии Александр Слесарев, который заранее хорошо подготовился и использовал недопустимые выпады против Московского Патриархата, а именно, что Московский Патриархат тормозит развитие БПЦ и, что власть Московского Патриархата не законна в ходе изменения истории с Московской стороны. После того как не удалось переубедить священников собора, комиссией было составлено три письма, содержащих различные предложения по усовершенствованию устава БПЦ и направлены на имя управляющего внутренними делами БПЦ. На следующий день в кафедральном соборе возглавлял службу архиерей. Во время службы он позвал двоих священников, участвовавших на собрании городского благочиния и на собрании комиссии, обвинив их, в том, что они хотели внести предложение в устав БПЦ об автономии, тем самым подставить молодого архиерея перед Патриархом, заставив их оправдываться перед собою. В ходе разговора владыка Стефан, сослался на то, что ему якобы указали на этих двоих священников.
В заключении привожу возмутительный и аморальный случай, когда владыка Стефан, не только отстранил от послушания и лишил всякой поддержки, но и выгнал из собора заслуженного человека игуменью Марию (Богуш), прошедшего Великую Отечественную войну. Первого человека, который в Гомеле приложил все усилия, чтобы вернуть Гомельский кафедральный собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла Русской Православной Церкви. Матушка Мария неустанно трудилась в пример нам всем без единого выходного, а речь идет даже не о притеснениях. Не говоря о том, что запретили её возить на машине в собор и забрали её келию, ей запретили появляться в соборе вне служб. Зато нового главного бухгалтера собора, которая по сути ничего не сделала, машина исправно отвозит и привозит. А соборный водитель, видя такие настроения, исполнился желания возить матушку Марию на личном автомобиле, на что владыка пригрозил увольнением.
Святейший владыка, обращаюсь к Вам за помощью, от имени всех наших прихожан тяжело переживающих эту ситуацию. Обращаться в г. Минск к Высокопреосвященному Митрополиту Филарету не вижу смысла из-за слабости здоровья. В последний приезд к нам в г. Гомель, владыка Филарет был под присмотром своего окружения, ему постоянно подсказывали т. к. он не всех узнаёт и забывается.
Ваша паства из Гомеля.
Немаловажный факт попытки продавить свое мнение по поводу автономии БПЦ, через «преданного владыке» протоиерея Георгия Тура, на собрании священства Гомельского благочиния, что почти удалось, если бы не священнослужители кафедрального собора и еще двое настоятелей городских храмов. Впоследствии, на собрании епархиальной комиссии на священнослужителей собора, состоящих в комиссии, было оказано психологическое давление. Для этого был вызван известный аферист преподаватель Минской Духовной Семинарии и Академии Александр Слесарев, который заранее хорошо подготовился и использовал недопустимые выпады против Московского Патриархата, а именно, что Московский Патриархат тормозит развитие БПЦ и, что власть Московского Патриархата не законна в ходе изменения истории с Московской стороны. После того как не удалось переубедить священников собора, комиссией было составлено три письма, содержащих различные предложения по усовершенствованию устава БПЦ и направлены на имя управляющего внутренними делами БПЦ. На следующий день в кафедральном соборе возглавлял службу архиерей. Во время службы он позвал двоих священников, участвовавших на собрании городского благочиния и на собрании комиссии, обвинив их, в том, что они хотели внести предложение в устав БПЦ об автономии, тем самым подставить молодого архиерея перед Патриархом, заставив их оправдываться перед собою. В ходе разговора владыка Стефан, сослался на то, что ему якобы указали на этих двоих священников.
В заключении привожу возмутительный и аморальный случай, когда владыка Стефан, не только отстранил от послушания и лишил всякой поддержки, но и выгнал из собора заслуженного человека игуменью Марию (Богуш), прошедшего Великую Отечественную войну. Первого человека, который в Гомеле приложил все усилия, чтобы вернуть Гомельский кафедральный собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла Русской Православной Церкви. Матушка Мария неустанно трудилась в пример нам всем без единого выходного, а речь идет даже не о притеснениях. Не говоря о том, что запретили её возить на машине в собор и забрали её келию, ей запретили появляться в соборе вне служб. Зато нового главного бухгалтера собора, которая по сути ничего не сделала, машина исправно отвозит и привозит. А соборный водитель, видя такие настроения, исполнился желания возить матушку Марию на личном автомобиле, на что владыка пригрозил увольнением.
Святейший владыка, обращаюсь к Вам за помощью, от имени всех наших прихожан тяжело переживающих эту ситуацию. Обращаться в г. Минск к Высокопреосвященному Митрополиту Филарету не вижу смысла из-за слабости здоровья. В последний приезд к нам в г. Гомель, владыка Филарет был под присмотром своего окружения, ему постоянно подсказывали т. к. он не всех узнаёт и забывается.
Ваша паства из Гомеля.
5.05.2009 года указом епископа Туровского и Мозырского Стефана без объяснения причин был отстранен от должности настоятеля Свято-Никольского храма и переведен на несуществующий приход протоиерей Николай Вабищевич.
Мы, прихожане, возмущаясь этим действием епископа, обратились к нему за разъяснением. На наш вопрос «за что» он ответил: я не обязан перед вами отчитываться, что хочу, то и делаю.
Мы этим ответом не удовлетворились, написали ему заявление и трижды (из них два раза крестным ходом) приходили к епископу за разъяснением. Ответа не последовало ни устного, ни письменного. В последний наш приход был вызван наряд милиции, хотя общественный порядок мы не нарушали, стояли и пели церковные песнопения, ожидая епископа. После того, как мы не получили ответа от епископа Стефана, прихожане в количестве 22 человек поехали с прошением о помощи к Митрополиту Филарету Минскому и Слуцкому. К нему нас не допустил его секретарь, выгнали нас из приемной епархиального управления (в этот день, 12.05.09 г., шел дождь, было очень холодно). Люди не соглашались уходить, и им было сказано - не выйдите, вызовем милицию. Дежурный нас вытолкал из приемной со словами: «Мне поступило указание свыше». Но мы все-таки под дождем дождались Митрополита Филарета и передали письмо лично. Вынуждены были так поступить, потому что вся Белоруссия говорит, что жалобы с приходов до Митрополита Филарета не доходят. Все дела решает его секретарь за вознаграждение (хотя мы знаем, что священнослужители это не подтвердят, дабы не лишиться приходов). Ответа так мы и не получили. После этого мы снова обратились к епископу Стефану, продолжая верить в то, что прихожане имеют право знать, за что гоним наш батюшка Николай. Епископ в своё оправдание начал распускать лживые, грязные сплетни об отце Николае и его семье. А мы поняли, что люди для него ничто.
Матушка Любовь служила в храме псаломщиком, уволена без объяснения причин, Лазицкая Светлана (дочь отца Николая) служила регентом, имеет высшее педагогическое образование с музыкальным уклоном - уволена также без объяснения причин. Служить регентом в других приходах г. Мозыря она не может, так как епископ дал указание всем настоятелям не брать её на работу, хотя в четырех храмах г. Мозыря нет регента. Вторая дочь о. Николая Татьяна была преподавателем в воскресной школе (высшее образование, социальный педагог) - уволена, воскресная школа закрыта. Очень больно, что самую примерную, благочестивую семью в городе срубили под корень. Такое впечатление, что возвращается 1937 год.
При передаче храма секретарю епархии (он же и новый настоятель храма) мы удостоились и лицезреть епископа Стефана. Эту наболевшую проблему мы пытались с ним разрешить. И что в ответ?! Обозвал нас сектантами, одной из прихожан сказал «закрой свой вонючий рот» и произнес много других оскорблений в сторону прихожан. Когда матушка сказала, что так не оставит и будет обращаться выше, епископ начал изворачиваться и отказываться от своих слов. После всего этого мы поняли, что истинная причина такого поступка Стефана в том, что мы стараемся жить по заповедям Божиим, последней каплей, наверное, было то, что мы хотели создать общество трезвости при нашем приходе. Епископу это почему-то не понравилось. Кстати, прихожане возмущались против выступления в Великий пост с концертом в нашем городе Бориса Моисеева, за что в течение недели епископ Стефан поносил нашего отца Николая с амвона. Видно, епископ ярый поклонник этого «таланта»! Правящий архиерей, к нашему великому сожалению, за четыре года правления не принял никаких мер к священникам-двоеженцам, пьющим священникам, они еще получили и церковные награды. Мы не вмешиваемся в дела епископа, когда он награждает церковными наградами спортсменов и людей, которые не умеют даже креститься. Епископ Стефан присутствовал на открытии ночного развлекательного клуба «55» с казино, а о стриптизе в этом клубе мы и не говорим.
В епархиальной газете «Туровские епархиальные ведомости» печатаются странные статьи, содержащие описание языческих обрядов.
За четыре года правления епископа с разных приходов епархии снят целый ряд духовно зрелых, уважаемых священников. Они были доведены до такого состояния, что написали прошение об уходе (священники Геннадий Пашкевич - кафедральный собор, Петр Андреевский - г. Ельск, отец Сергий Храпицкий - г. Туров, Иоанн Коледа - г. Калинковичи, игумен Дионисий - г. Брагин). Были случаи ухода священника на гражданскую должность. Это те священники, которые не пьянствовали и не блудодействовали. В связи с этим у нас возникает вопрос, не целенаправленно ли уничтожается Православие? Сам епископ с Украины и приближает к себе таких священников, которые чем-либо скомпрометировали себя ранее и полностью зависимы от него (Нестереня Г., благочинный Мозырского района, Ольшанец Н.). Наша христианская совесть не позволяет нам равнодушно относиться к происходящему беззаконию и побуждает единодушно и единомысленно заступиться за невинно гонимого священника.
Все происходящее не имеет никакого оправдания, так как вся жизнь отца Николая последние 15 лет прошла у нас на виду. Мы знаем батюшку как добросовестного, уважаемого и честного пастыря, не по букве закона, по всему своему естеству преданного Православию, у которого сотни людей находят добрый отеческий совет и мудрое решение своих духовных и житейских проблем.
Приход наш состоит не только из женщин (как обычно бывает в храмах), а наполовину из мужчин. На Рождество, Пасху проводились силами детей воскресной школы и их родителей концерты и ставились спектакли на библейские темы. Для детей воскресной школы готовились обеды, к праздникам - подарки.
Духовное возрождение прихода раздражало епископа Стефана, да и сплоченность прихожан тоже. Наше понимание церковной жизни - это служение ближнему, помощь немощному, духовное окормление болящих и лишенных крова, создание кружков технического и художественного творчества. Или мы неправильно все понимаем?!
Четырнадцать лет назад, когда встал вопрос о передаче места, где была разрушена в 1922-1928 гг. церковь Святителя Николая, протестантам, наш батюшка выступил в горисполкоме перед светской властью в защиту Православия о передаче святого намоленного места Православной Церкви. С этого времени началось возведение храма из руин его силами и силами прихожан. За огромные труды отца Николая по восстановлению храма, возрождению духовной жизни прихода, созданию воскресной школы, добросовестному и многотрудному священническому служению ему воздали грубым оскорблением. В год своего 50-летия, накануне престольного праздника уважаемый в городе священник был фактически изгнан. Проповеди батюшки, в которых он учил паству любви к Родине, патриотизму, нравственности, чистоте Православия, почему-то не нравились епископу Стефану. Когда мы вместе с нашим пастырем преодолели столько трудностей, а батюшка положил своё здоровье, приобрел болезни ИБС, стенокардию, гипертонию, аритмию, грыжу позвоночника (к сведению, батюшка запрещен к служению в Туровской епархии с правом перехода в другую епархию), нас лишают духовного отца, а детей - воскресной школы.
Да храни Вас Господь!
Мы, прихожане, возмущаясь этим действием епископа, обратились к нему за разъяснением. На наш вопрос «за что» он ответил: я не обязан перед вами отчитываться, что хочу, то и делаю.
Мы этим ответом не удовлетворились, написали ему заявление и трижды (из них два раза крестным ходом) приходили к епископу за разъяснением. Ответа не последовало ни устного, ни письменного. В последний наш приход был вызван наряд милиции, хотя общественный порядок мы не нарушали, стояли и пели церковные песнопения, ожидая епископа. После того, как мы не получили ответа от епископа Стефана, прихожане в количестве 22 человек поехали с прошением о помощи к Митрополиту Филарету Минскому и Слуцкому. К нему нас не допустил его секретарь, выгнали нас из приемной епархиального управления (в этот день, 12.05.09 г., шел дождь, было очень холодно). Люди не соглашались уходить, и им было сказано - не выйдите, вызовем милицию. Дежурный нас вытолкал из приемной со словами: «Мне поступило указание свыше». Но мы все-таки под дождем дождались Митрополита Филарета и передали письмо лично. Вынуждены были так поступить, потому что вся Белоруссия говорит, что жалобы с приходов до Митрополита Филарета не доходят. Все дела решает его секретарь за вознаграждение (хотя мы знаем, что священнослужители это не подтвердят, дабы не лишиться приходов). Ответа так мы и не получили. После этого мы снова обратились к епископу Стефану, продолжая верить в то, что прихожане имеют право знать, за что гоним наш батюшка Николай. Епископ в своё оправдание начал распускать лживые, грязные сплетни об отце Николае и его семье. А мы поняли, что люди для него ничто.
Матушка Любовь служила в храме псаломщиком, уволена без объяснения причин, Лазицкая Светлана (дочь отца Николая) служила регентом, имеет высшее педагогическое образование с музыкальным уклоном - уволена также без объяснения причин. Служить регентом в других приходах г. Мозыря она не может, так как епископ дал указание всем настоятелям не брать её на работу, хотя в четырех храмах г. Мозыря нет регента. Вторая дочь о. Николая Татьяна была преподавателем в воскресной школе (высшее образование, социальный педагог) - уволена, воскресная школа закрыта. Очень больно, что самую примерную, благочестивую семью в городе срубили под корень. Такое впечатление, что возвращается 1937 год.
При передаче храма секретарю епархии (он же и новый настоятель храма) мы удостоились и лицезреть епископа Стефана. Эту наболевшую проблему мы пытались с ним разрешить. И что в ответ?! Обозвал нас сектантами, одной из прихожан сказал «закрой свой вонючий рот» и произнес много других оскорблений в сторону прихожан. Когда матушка сказала, что так не оставит и будет обращаться выше, епископ начал изворачиваться и отказываться от своих слов. После всего этого мы поняли, что истинная причина такого поступка Стефана в том, что мы стараемся жить по заповедям Божиим, последней каплей, наверное, было то, что мы хотели создать общество трезвости при нашем приходе. Епископу это почему-то не понравилось. Кстати, прихожане возмущались против выступления в Великий пост с концертом в нашем городе Бориса Моисеева, за что в течение недели епископ Стефан поносил нашего отца Николая с амвона. Видно, епископ ярый поклонник этого «таланта»! Правящий архиерей, к нашему великому сожалению, за четыре года правления не принял никаких мер к священникам-двоеженцам, пьющим священникам, они еще получили и церковные награды. Мы не вмешиваемся в дела епископа, когда он награждает церковными наградами спортсменов и людей, которые не умеют даже креститься. Епископ Стефан присутствовал на открытии ночного развлекательного клуба «55» с казино, а о стриптизе в этом клубе мы и не говорим.
В епархиальной газете «Туровские епархиальные ведомости» печатаются странные статьи, содержащие описание языческих обрядов.
За четыре года правления епископа с разных приходов епархии снят целый ряд духовно зрелых, уважаемых священников. Они были доведены до такого состояния, что написали прошение об уходе (священники Геннадий Пашкевич - кафедральный собор, Петр Андреевский - г. Ельск, отец Сергий Храпицкий - г. Туров, Иоанн Коледа - г. Калинковичи, игумен Дионисий - г. Брагин). Были случаи ухода священника на гражданскую должность. Это те священники, которые не пьянствовали и не блудодействовали. В связи с этим у нас возникает вопрос, не целенаправленно ли уничтожается Православие? Сам епископ с Украины и приближает к себе таких священников, которые чем-либо скомпрометировали себя ранее и полностью зависимы от него (Нестереня Г., благочинный Мозырского района, Ольшанец Н.). Наша христианская совесть не позволяет нам равнодушно относиться к происходящему беззаконию и побуждает единодушно и единомысленно заступиться за невинно гонимого священника.
Все происходящее не имеет никакого оправдания, так как вся жизнь отца Николая последние 15 лет прошла у нас на виду. Мы знаем батюшку как добросовестного, уважаемого и честного пастыря, не по букве закона, по всему своему естеству преданного Православию, у которого сотни людей находят добрый отеческий совет и мудрое решение своих духовных и житейских проблем.
Приход наш состоит не только из женщин (как обычно бывает в храмах), а наполовину из мужчин. На Рождество, Пасху проводились силами детей воскресной школы и их родителей концерты и ставились спектакли на библейские темы. Для детей воскресной школы готовились обеды, к праздникам - подарки.
Духовное возрождение прихода раздражало епископа Стефана, да и сплоченность прихожан тоже. Наше понимание церковной жизни - это служение ближнему, помощь немощному, духовное окормление болящих и лишенных крова, создание кружков технического и художественного творчества. Или мы неправильно все понимаем?!
Четырнадцать лет назад, когда встал вопрос о передаче места, где была разрушена в 1922-1928 гг. церковь Святителя Николая, протестантам, наш батюшка выступил в горисполкоме перед светской властью в защиту Православия о передаче святого намоленного места Православной Церкви. С этого времени началось возведение храма из руин его силами и силами прихожан. За огромные труды отца Николая по восстановлению храма, возрождению духовной жизни прихода, созданию воскресной школы, добросовестному и многотрудному священническому служению ему воздали грубым оскорблением. В год своего 50-летия, накануне престольного праздника уважаемый в городе священник был фактически изгнан. Проповеди батюшки, в которых он учил паству любви к Родине, патриотизму, нравственности, чистоте Православия, почему-то не нравились епископу Стефану. Когда мы вместе с нашим пастырем преодолели столько трудностей, а батюшка положил своё здоровье, приобрел болезни ИБС, стенокардию, гипертонию, аритмию, грыжу позвоночника (к сведению, батюшка запрещен к служению в Туровской епархии с правом перехода в другую епархию), нас лишают духовного отца, а детей - воскресной школы.
Да храни Вас Господь!
Комментарий