Давненько не писал на форуме. Вот решил снова принять участие в дискусссионных баталиях сего портала. Тем более что накопилось много мыслей, много вопросов. Да и просто скучно как-то в эти выходные дни.
Многие знают, что церкви и религиозные течения делятся условно (среди множества прочих классификаций) на мистические и рационалистические.
Мистические церкви и течения по грубому определению - это те церкви и течения, которые руководствуются в своем движении и развитии некоторыми откровениями свыше. Эти откровения могут поступать как через некоего лидера, так и через группу пророков.
Рационалистические церкви и течения руководствуются некоторым учением, которое было развито путем логических выводов из некоторых постулатов (в т.ч. полученных раннее и мистическим путем).
Т.е. еще более упрощенно можно представить мистиков и рационалистов так:
1. Мистик жил-жил, потом ему пришло какое-то откровение свыше (от Бога, ангела, космического посланника, розового слоника во время очередного запоя-закура и т.д.) И он организовал свое учение-церковь, которая в будущем так и получала новые откровения через своего основателя или его учеников.
2. Рационалист так же жил-жил, откровений не получал, но много читал, а думал еще больше. Вот он думал-думал додумался до чего-то супер гениального. Какой-нибудь ВСЕОБЩЕЙ ТЕОРИИ ВСЕГО. И так же организовал свою церковь-учение, которая бы развивалась и далее на его мыслях и на мыслях его учеников.
При этом сразу оговорюсь - как и откровения, так и логические выводы бывают как ложными, так и истинными. И в рамках данной темы я не собираюсь отсортировывать истиные откровения/рассуждения от ложных. Я лишь хочу рассмотреть взаимодействие мистического и рационалистического начала.
Так вот, про то что есть церкви и религиозные течения мистического и рационалистического типа известно давно.
Так же давно известны и болезни свойственные тем и другим.
К примеру мистические церкви-течения время от времени "заглючивают" в сторону таких ОСОБЕННЫХ откровений, что впору звать людей в белых халатах. Это "откровения" о том что нельзя носить галстуки (в ад смотрят!), есть бананы сестрам (не скажу что символизирует) и челку себе делать (вообще дьявольщина!), и заканчивая откровениями о том, что их лидер и есть Мессия, а то и Бог Отец. Или же еще хуже, что конец света будет в ближайшую пятницу и поэтому всем кто желает спастись нужно принепременно закрыться где-нибудь в пещере, где выпить по стакану яду и воссоединиться таким образом с кем-нибудь и улететь на хвосте ближайшей кометы в лучший мир.
С рационалистами все не так страшно. Они же люди умные и как правило не злобивые. Самое страшное что они могут натворить - это в попытках объяснить необъяснимое придумать то, что еще больше всех запутает. К примеру в мыслях о Боге дойти до того, что и Бога-то собственно и нет (как либеральное богословие), или и того дальше - что нет и людей нет и души и ничего вообще (типа буддизма).
Но почему так получается, что какие-то церкви оказываются мистическими, а какие-то рационалистическими? Почему одни скатываются на одну обочину, а другие на другую?
Открою маленький секрет - церкви состоят из людей. И люди это разные - есть те кто слушает и делает, а есть те кто говорят что делать другим, т.е. руководят церковью. И уже руководители (ведущие, лидеры) делятся на мистиков и рационалистов. Заскоки в ту или иную сторону случаются тогда, когда управление церковью оказывается в руках одной из групп. К примеру мистики оказываются у руля и начинают проповедовать о том, что не надо слушаться разума а лишь руководиться откровениями пророков. Соответственно в управление допускаются только легитимные пророки, пророчествующие правильно (лжепророки пророчествующие не то что главный пророк, быстро отбраковываются если и появляются).
В другой крайности рационалисты забирают власть себе и объявляют, что пророков не существует в принципе и что все они - лжепророки по определению. А знания можно получать лишь путем логических умозаключений исходя из уже имеющихся данных (например из Библии) и новых открытий в области науки. Причем чаще всего рационалисты захватывают власть в церкви того религиозного учения, которое было создано мистическим путем, путем откровений. В этом случае они объявляют, что пророки раньше были конечно, их мы сейчас и изучаем, но они были давно и сейчас их уже нет и быть не может.
А как вообще должна двигаться церковь сегодня? Какой путь правильный - мистический или рационалистический?
На мой взгляд правильным путем будет тот путь, когда рядом с каждым мистиком будет рационалист, который сможет соотнести как минимум новые откровения с предыдущими, а как максимум новые откровения и с предыдущими и со здравым смыслом вообще. Как мне кажется Бог создал церковь подобно человеческому телу со множеством органов, совершенно различных по своей природе. И как у человека есть глаза и уши, которые получают какую-либо информацию из-вне и мозг, который эту информацию обрабатывает и соотносит с той что поступала раннее, так в церковном управлении должны участвовать как мистики-пророки получающие информацию откуда-то свыше, так и рационалисты, которые будут ее обрабатывать и отбраковывать.
Было бы странно видеть человека который ведется только глазами и ушами, не за действуя мозг. Вот он услышал рекламу - "Покупайте Клинское" и побежал тут же на бутылкой, или увидел рекламный проспект - "Отдыхайте с нами" и завалился бы тут же спать под рекламным баннером. Нет, ему нужен мозг, который бы сказал - "Э! Ты что забыл про ту лекцию о вреде пива, которую ты же слышал вчера? Или как ты сам обещал жене больше не пить? Это же ложный голос!" или "Это же всего лишь картинка, кровать у тебя дома, за несколько сот метров отсюда, ты забыл что сам вчера на ней спал и было явно удобнее?".
С другой стороны было бы странно видеть человека, который бы сказал - я уже изучил своими глазами и ушами все что мне нужно - я знаю все комнаты в моем доме, знаю путь до работы и как работает мой станок. Значит глаза и уши мне больше не нужны - шибко уж часто они меня подводят и отвлекают от главного, пойду-ка вырежу их..."
Потому церкви нужны и глазза-уши - пророки, и мозги - учителя и управленцы.
Как писал Павел:
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
(1Кор.12:28)
Кто что думает по этому поводу?
Многие знают, что церкви и религиозные течения делятся условно (среди множества прочих классификаций) на мистические и рационалистические.
Мистические церкви и течения по грубому определению - это те церкви и течения, которые руководствуются в своем движении и развитии некоторыми откровениями свыше. Эти откровения могут поступать как через некоего лидера, так и через группу пророков.
Рационалистические церкви и течения руководствуются некоторым учением, которое было развито путем логических выводов из некоторых постулатов (в т.ч. полученных раннее и мистическим путем).
Т.е. еще более упрощенно можно представить мистиков и рационалистов так:
1. Мистик жил-жил, потом ему пришло какое-то откровение свыше (от Бога, ангела, космического посланника, розового слоника во время очередного запоя-закура и т.д.) И он организовал свое учение-церковь, которая в будущем так и получала новые откровения через своего основателя или его учеников.
2. Рационалист так же жил-жил, откровений не получал, но много читал, а думал еще больше. Вот он думал-думал додумался до чего-то супер гениального. Какой-нибудь ВСЕОБЩЕЙ ТЕОРИИ ВСЕГО. И так же организовал свою церковь-учение, которая бы развивалась и далее на его мыслях и на мыслях его учеников.
При этом сразу оговорюсь - как и откровения, так и логические выводы бывают как ложными, так и истинными. И в рамках данной темы я не собираюсь отсортировывать истиные откровения/рассуждения от ложных. Я лишь хочу рассмотреть взаимодействие мистического и рационалистического начала.
Так вот, про то что есть церкви и религиозные течения мистического и рационалистического типа известно давно.
Так же давно известны и болезни свойственные тем и другим.
К примеру мистические церкви-течения время от времени "заглючивают" в сторону таких ОСОБЕННЫХ откровений, что впору звать людей в белых халатах. Это "откровения" о том что нельзя носить галстуки (в ад смотрят!), есть бананы сестрам (не скажу что символизирует) и челку себе делать (вообще дьявольщина!), и заканчивая откровениями о том, что их лидер и есть Мессия, а то и Бог Отец. Или же еще хуже, что конец света будет в ближайшую пятницу и поэтому всем кто желает спастись нужно принепременно закрыться где-нибудь в пещере, где выпить по стакану яду и воссоединиться таким образом с кем-нибудь и улететь на хвосте ближайшей кометы в лучший мир.
С рационалистами все не так страшно. Они же люди умные и как правило не злобивые. Самое страшное что они могут натворить - это в попытках объяснить необъяснимое придумать то, что еще больше всех запутает. К примеру в мыслях о Боге дойти до того, что и Бога-то собственно и нет (как либеральное богословие), или и того дальше - что нет и людей нет и души и ничего вообще (типа буддизма).
Но почему так получается, что какие-то церкви оказываются мистическими, а какие-то рационалистическими? Почему одни скатываются на одну обочину, а другие на другую?
Открою маленький секрет - церкви состоят из людей. И люди это разные - есть те кто слушает и делает, а есть те кто говорят что делать другим, т.е. руководят церковью. И уже руководители (ведущие, лидеры) делятся на мистиков и рационалистов. Заскоки в ту или иную сторону случаются тогда, когда управление церковью оказывается в руках одной из групп. К примеру мистики оказываются у руля и начинают проповедовать о том, что не надо слушаться разума а лишь руководиться откровениями пророков. Соответственно в управление допускаются только легитимные пророки, пророчествующие правильно (лжепророки пророчествующие не то что главный пророк, быстро отбраковываются если и появляются).
В другой крайности рационалисты забирают власть себе и объявляют, что пророков не существует в принципе и что все они - лжепророки по определению. А знания можно получать лишь путем логических умозаключений исходя из уже имеющихся данных (например из Библии) и новых открытий в области науки. Причем чаще всего рационалисты захватывают власть в церкви того религиозного учения, которое было создано мистическим путем, путем откровений. В этом случае они объявляют, что пророки раньше были конечно, их мы сейчас и изучаем, но они были давно и сейчас их уже нет и быть не может.
А как вообще должна двигаться церковь сегодня? Какой путь правильный - мистический или рационалистический?
На мой взгляд правильным путем будет тот путь, когда рядом с каждым мистиком будет рационалист, который сможет соотнести как минимум новые откровения с предыдущими, а как максимум новые откровения и с предыдущими и со здравым смыслом вообще. Как мне кажется Бог создал церковь подобно человеческому телу со множеством органов, совершенно различных по своей природе. И как у человека есть глаза и уши, которые получают какую-либо информацию из-вне и мозг, который эту информацию обрабатывает и соотносит с той что поступала раннее, так в церковном управлении должны участвовать как мистики-пророки получающие информацию откуда-то свыше, так и рационалисты, которые будут ее обрабатывать и отбраковывать.
Было бы странно видеть человека который ведется только глазами и ушами, не за действуя мозг. Вот он услышал рекламу - "Покупайте Клинское" и побежал тут же на бутылкой, или увидел рекламный проспект - "Отдыхайте с нами" и завалился бы тут же спать под рекламным баннером. Нет, ему нужен мозг, который бы сказал - "Э! Ты что забыл про ту лекцию о вреде пива, которую ты же слышал вчера? Или как ты сам обещал жене больше не пить? Это же ложный голос!" или "Это же всего лишь картинка, кровать у тебя дома, за несколько сот метров отсюда, ты забыл что сам вчера на ней спал и было явно удобнее?".
С другой стороны было бы странно видеть человека, который бы сказал - я уже изучил своими глазами и ушами все что мне нужно - я знаю все комнаты в моем доме, знаю путь до работы и как работает мой станок. Значит глаза и уши мне больше не нужны - шибко уж часто они меня подводят и отвлекают от главного, пойду-ка вырежу их..."
Потому церкви нужны и глазза-уши - пророки, и мозги - учителя и управленцы.
Как писал Павел:
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
(1Кор.12:28)
Кто что думает по этому поводу?
Комментарий