Гомиле́тика (омиле́тика; др.-греч. ὁμιλητική, 'омилэтикэ́ искусство беседы) церковно-богословская наука, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества.
Родственными слову «гомилетика» являются такие древнегреческие слова, как ὁμιλητής (омилэтэ́с собеседник, слушатель, ученик) и ὁμιλία (омили́я или гомили́я беседа, учение, но также сообщество, сожительство, обращение, собрание). Гомилетика это учение о церковном проповедничестве. Оно тесно связано с пастырским служением. В число обязанностей, которые получает пастырь при вступлении в должность, входит наставление своих прихожан в вероучительных истинах. Эта учительская обязанность пастыря и является предметом гомилетики.Ещё, гомилетика рассматривает проповедь в форме речи к народу, то есть в форме ораторской речи. Это учение излагает условия, которые делают проповедь действенным словом. Кроме того, гомилетика объясняет проповеднику, как, когда и при каких обстоятельствах применять эти условия, и ещё учит разумно пользоваться ими, чтобы проповедь достигала своего назначения.
Гомилетика наука о христианской церковной проповеди. Название науки происходит от греческого глагола, имевшего в классическую эпоху следующие значения: быть связанным (с кем-либо); быть хорошо знакомым (с кем-либо); собираться (в собрание). В новозаветную эпоху это слово стало обозначать: созывать на собрание, произносить речь в собрании. Производное от этого глагола существительное, первоначально означавшее просто общение, стало обозначать беседу в собрании. Соответственно существительное, являющееся непосредственным предшественником термина гомилетика, можно перевести как умение общаться с людьми, умение вести беседу.
До III века по Р.Х. в Церкви не существовало специальной гомилетической теории. Общераспространенным являлся взгляд на проповедь как на плод непосредственного вдохновения от Святого Духа. В I-II веке в Церкви не было обычая выступать перед слушателями с заранее подготовленной проповедью.
К пересмотру такого взгляда на проповедь первым призвал Ориген. Он высказал мысль, что проповедь является не только плодом наития свыше, но и плодом личного творчества проповедника. Ориген призывал дидаскалов (церковных учителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий (церковных бесед). Такой взгляд на проповедь вскоре стал в Церкви общераспространенным, что создало основу для построения теории церковной проповеди, в значительной степени заимствовавшей принципы светского ораторского искусства. При этом в Церкви никогда не переставала существовать и всецело импровизированная проповедь. Поэтому, можно сказать, что к IV веку оформилось два основных подхода к построению проповеди. Профессор Н. И. Барсов определил их как профетический и риторический.
Как считаете, мы нашли ПРОРОКОВ первых общин:
в ваших собраниях пророчествующие БЕСЕДУЮТ со слушающими или заливаются самозабвенными соловьиными монологами?
Родственными слову «гомилетика» являются такие древнегреческие слова, как ὁμιλητής (омилэтэ́с собеседник, слушатель, ученик) и ὁμιλία (омили́я или гомили́я беседа, учение, но также сообщество, сожительство, обращение, собрание). Гомилетика это учение о церковном проповедничестве. Оно тесно связано с пастырским служением. В число обязанностей, которые получает пастырь при вступлении в должность, входит наставление своих прихожан в вероучительных истинах. Эта учительская обязанность пастыря и является предметом гомилетики.Ещё, гомилетика рассматривает проповедь в форме речи к народу, то есть в форме ораторской речи. Это учение излагает условия, которые делают проповедь действенным словом. Кроме того, гомилетика объясняет проповеднику, как, когда и при каких обстоятельствах применять эти условия, и ещё учит разумно пользоваться ими, чтобы проповедь достигала своего назначения.
Гомилетика наука о христианской церковной проповеди. Название науки происходит от греческого глагола, имевшего в классическую эпоху следующие значения: быть связанным (с кем-либо); быть хорошо знакомым (с кем-либо); собираться (в собрание). В новозаветную эпоху это слово стало обозначать: созывать на собрание, произносить речь в собрании. Производное от этого глагола существительное, первоначально означавшее просто общение, стало обозначать беседу в собрании. Соответственно существительное, являющееся непосредственным предшественником термина гомилетика, можно перевести как умение общаться с людьми, умение вести беседу.
До III века по Р.Х. в Церкви не существовало специальной гомилетической теории. Общераспространенным являлся взгляд на проповедь как на плод непосредственного вдохновения от Святого Духа. В I-II веке в Церкви не было обычая выступать перед слушателями с заранее подготовленной проповедью.
К пересмотру такого взгляда на проповедь первым призвал Ориген. Он высказал мысль, что проповедь является не только плодом наития свыше, но и плодом личного творчества проповедника. Ориген призывал дидаскалов (церковных учителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий (церковных бесед). Такой взгляд на проповедь вскоре стал в Церкви общераспространенным, что создало основу для построения теории церковной проповеди, в значительной степени заимствовавшей принципы светского ораторского искусства. При этом в Церкви никогда не переставала существовать и всецело импровизированная проповедь. Поэтому, можно сказать, что к IV веку оформилось два основных подхода к построению проповеди. Профессор Н. И. Барсов определил их как профетический и риторический.
Как считаете, мы нашли ПРОРОКОВ первых общин:
Цитата из Библии:
в ваших собраниях пророчествующие БЕСЕДУЮТ со слушающими или заливаются самозабвенными соловьиными монологами?
Комментарий