Хочу поделиться некоторыми мыслями о том процессе бесконечного дробления, а точнее отпадения от Церкви, который можно наблюдать сегодня в том числе и на этом форуме.
Изначально само понятие Церкви, или "экклесии", т.е. собрания, подразумевало, да и сейчас конечно подразумевает единство верующих во Христа, их сплоченность в Нем. Однако уже в апостольское время (и даже при земной жизни Христа - вспомним отпадшего Иуду) в Церкви начались расколы и появились первые лжеучения. С уходом со сцены апостолов и их учеников, человеческий грех и заблуждения продолжали разрушать церковное единство, в результате чего духовный раскол в итоге оформился буквально - с разделением некогда единой Церкви на две несогласные друг с другом общины.
Однако на этом процесс самораспада не закончился, поскольку и последующие поколения христиан прибавляли грехи ко грехам, и процесс дробления, отпадения общин от церковного единства, продолжался.
В конечном итоге мы получили тысячи несогласных и вечно спорящих между собой христианских структур, каждая из которых мнит себя Церковью. Но здесь речь не о том, какая из них имеет больше общего с Материнской Церковью, а стало быть и право именовать себя церковью как таковой, а о том, каков на мой взгляд закономерный итог подобного саморазрушения.
А он, мне кажется, заключается в следующем - все приходит к логическому завершению (в семени разделения изначально заложен принцип саморазрушения), когда из небольших общин, практически порвавших со всем христианским миром, гордо отрясших прах со своих стоп и отказавшихся по их словам соучаствовать во грехе (а на самом деле просто отрекшихся от Церкви, снявших с себя ответственность за нее), когда вот из этих самых разбросанных повсюду групп "истинно верующих" и осуждающих других, начинают по разным причинам выходить последние из могикан.
И в итоге процесс дробления заканчивается тем, что после него остаются отдельные, зачастую бывшие верующие, разочарованные, ожесточенные, или же впавшие в противоположную крайность и провозгласившие себя теми, кому открыто то, что скрыто от остального мира - тот самый путь спасения, по которому заповедал идти Христос, но который открыт только им одним. И вот эти одиночки, формируя под свои взгляды небольшие общины, начинают "просвещать" невежественное христианство, пытаясь заново воссоздать Церковь. Выглядит это все весьма убого и плачевно, и является по сути антихристианством - противопоставлением себя, своих взглядов и лжеоткровений Телу Христову и принципу соборности.
Такие люди могут заявлять, что поняли самую "духовную" суть православия (которая сокрыта от "темных" православных) и при этом физически находиться вне православия, будучи непричастны ему. Подобные ереси появлялись и прежде, когда те же гностики противопоставляли дух плоти, материи (которую, напомню, освятил Христос), и учили всевозможным псевдодуховным басням. Это против них выступали апостолы, когда писали о том, что всякий дух, не исповедующий Христа, пришедшего во плоти, есть дух антихриста. Впрочем, современные лжеучителя извращают и это высказывание, трактуя его по-своему, и вообще обращаются с текстом Писаний весьма фривольно, толкуя их по своему произволу и усмотрению, обосновывая им свои нелепые домыслы.
О подобной порочной практике толкования писаний апостола Павла предупреждал еще ап.Петр, а именно что Павловы послания довольно сложны, так что невежды и неутвержденные легко извращают их. И вот сегодня искажение посланий Павла как никогда в моде - их действительно очень "удобно" искажать и подгонять под свои бредовые идеи. Но вина в том не Павла, духовно опередившего целые поколения христиан, но тех, кто дерзает учить, не научившись, и сбивает с толку простодушных.
Заканчивается же такая смертельно опасная игра в пророков в лучшем случае тем, что подобно горе-чудотворцам из Деяний, пытавшимся самовольно изгнать беса именем Иисуса (но оказавшимся посрамленными, поскольку не может тот, кто сам находится во власти злого духа, изгонять его из других), эти мечтатели, окончательно разуверившиеся и сломленные, духовно израненные приползают к порогу Церкви - Отчего Дома, где им всегда рады, где их примут и поймут, не осудив, в любом состоянии.
Впрочем, бывает и так, что вернувшиеся в Церковь, исцелившись, возвращаются к прежним взглядам, но как правило ненадолго, поскольку духовный ресурс нецерковных общин весьма ограничен и исчерпывается быстро. А крутить одну и ту же шарманку из года в год под силу очень немногим, как правило духовным предводителям данных общин, уверовавших в собственную исключительность и потому идущих до конца, хотя не победного.
Недаром святые отцы некогда Единой Церкви, да и все православное вероучение в целом, делают главный упор в христианской жизни на борьбе со страстями, очищении сердца от зла. Потому как минуя данный этап, человек с неочищенным сердцем возомнивший себя кем-то большим, чем он есть на самом деле, непременно впадет в состояние прелести - в которое легко впасть, но из которого невероятно трудно (а без помощи Божьей просто невозможно) "выпасть".
Да хранит нас Господь от зла!
Изначально само понятие Церкви, или "экклесии", т.е. собрания, подразумевало, да и сейчас конечно подразумевает единство верующих во Христа, их сплоченность в Нем. Однако уже в апостольское время (и даже при земной жизни Христа - вспомним отпадшего Иуду) в Церкви начались расколы и появились первые лжеучения. С уходом со сцены апостолов и их учеников, человеческий грех и заблуждения продолжали разрушать церковное единство, в результате чего духовный раскол в итоге оформился буквально - с разделением некогда единой Церкви на две несогласные друг с другом общины.
Однако на этом процесс самораспада не закончился, поскольку и последующие поколения христиан прибавляли грехи ко грехам, и процесс дробления, отпадения общин от церковного единства, продолжался.
В конечном итоге мы получили тысячи несогласных и вечно спорящих между собой христианских структур, каждая из которых мнит себя Церковью. Но здесь речь не о том, какая из них имеет больше общего с Материнской Церковью, а стало быть и право именовать себя церковью как таковой, а о том, каков на мой взгляд закономерный итог подобного саморазрушения.
А он, мне кажется, заключается в следующем - все приходит к логическому завершению (в семени разделения изначально заложен принцип саморазрушения), когда из небольших общин, практически порвавших со всем христианским миром, гордо отрясших прах со своих стоп и отказавшихся по их словам соучаствовать во грехе (а на самом деле просто отрекшихся от Церкви, снявших с себя ответственность за нее), когда вот из этих самых разбросанных повсюду групп "истинно верующих" и осуждающих других, начинают по разным причинам выходить последние из могикан.
И в итоге процесс дробления заканчивается тем, что после него остаются отдельные, зачастую бывшие верующие, разочарованные, ожесточенные, или же впавшие в противоположную крайность и провозгласившие себя теми, кому открыто то, что скрыто от остального мира - тот самый путь спасения, по которому заповедал идти Христос, но который открыт только им одним. И вот эти одиночки, формируя под свои взгляды небольшие общины, начинают "просвещать" невежественное христианство, пытаясь заново воссоздать Церковь. Выглядит это все весьма убого и плачевно, и является по сути антихристианством - противопоставлением себя, своих взглядов и лжеоткровений Телу Христову и принципу соборности.
Такие люди могут заявлять, что поняли самую "духовную" суть православия (которая сокрыта от "темных" православных) и при этом физически находиться вне православия, будучи непричастны ему. Подобные ереси появлялись и прежде, когда те же гностики противопоставляли дух плоти, материи (которую, напомню, освятил Христос), и учили всевозможным псевдодуховным басням. Это против них выступали апостолы, когда писали о том, что всякий дух, не исповедующий Христа, пришедшего во плоти, есть дух антихриста. Впрочем, современные лжеучителя извращают и это высказывание, трактуя его по-своему, и вообще обращаются с текстом Писаний весьма фривольно, толкуя их по своему произволу и усмотрению, обосновывая им свои нелепые домыслы.
О подобной порочной практике толкования писаний апостола Павла предупреждал еще ап.Петр, а именно что Павловы послания довольно сложны, так что невежды и неутвержденные легко извращают их. И вот сегодня искажение посланий Павла как никогда в моде - их действительно очень "удобно" искажать и подгонять под свои бредовые идеи. Но вина в том не Павла, духовно опередившего целые поколения христиан, но тех, кто дерзает учить, не научившись, и сбивает с толку простодушных.
Заканчивается же такая смертельно опасная игра в пророков в лучшем случае тем, что подобно горе-чудотворцам из Деяний, пытавшимся самовольно изгнать беса именем Иисуса (но оказавшимся посрамленными, поскольку не может тот, кто сам находится во власти злого духа, изгонять его из других), эти мечтатели, окончательно разуверившиеся и сломленные, духовно израненные приползают к порогу Церкви - Отчего Дома, где им всегда рады, где их примут и поймут, не осудив, в любом состоянии.
Впрочем, бывает и так, что вернувшиеся в Церковь, исцелившись, возвращаются к прежним взглядам, но как правило ненадолго, поскольку духовный ресурс нецерковных общин весьма ограничен и исчерпывается быстро. А крутить одну и ту же шарманку из года в год под силу очень немногим, как правило духовным предводителям данных общин, уверовавших в собственную исключительность и потому идущих до конца, хотя не победного.
Недаром святые отцы некогда Единой Церкви, да и все православное вероучение в целом, делают главный упор в христианской жизни на борьбе со страстями, очищении сердца от зла. Потому как минуя данный этап, человек с неочищенным сердцем возомнивший себя кем-то большим, чем он есть на самом деле, непременно впадет в состояние прелести - в которое легко впасть, но из которого невероятно трудно (а без помощи Божьей просто невозможно) "выпасть".
Да хранит нас Господь от зла!
Комментарий