Вопрос ко всем кого интересует данная тема, но особенно интересно мнение профессиональных психологов и церковных консультантов, душепопечителей: возможна ли интеграция психологии и христианского консультирования? Или проще говоря, возможен ли термин «Христианская психология» и что за этим стоит? Сразу хочу раскрыть вопрос для тех кто даст положительный ответ: Каково отличие психолога от служителя? Является ли психология наукой в традиционном понимании этого слова?
Хотелось бы узнать Вашу точку зрения и на подобную интеграцию христианства и социологии, философии, других социальных наук.
Сразу отмечу, что у меня самого нет ясных ответов на эти вопросы и хочу разобраться. Заранее благодарен.
Чтобы расширить проблематику вопроса, и выяснить отношение верующих, приведу примеры из личных наблюдений:
1) В проповедях, учениях вводятся посредством понятий, терминов, примеров, жизненных формул - ценности или учения взятые из методик, доктрин, учений различных мирских авторов, психологов, которые если и не противоречат явно Слову, то не имеют в нём оснований. То есть источник не Библия а учебник по психологии. Допустим, там представление о врожденных психических структурах архетипах, или что-то подобное. Дело в том что, многие проповедники используют подобные книги, потом пытаются натянуть на полученные знания Библейскую терминологию или провести паралель с Библейскими историями и вот - аллилуйя, «новое откровение». Когда я был молодым верующим, я удивлялся тому сколько разных идей выдают некотрые пастыря, но когда я позже учился в университете я с удивлением обнаружил что нет ничего нового под солнцем. Многие такие откровения были уже давно высказаны, обоснованы и опубликованы. (Я сразу хочу сказать, что я не собираюсь никого критиковать. Я уважаю труд служителей, и то бремя которе они несут. Здесь мы ищем лучшего служения для всех.) Но когда мы прибегаем к другим источникам, не утверждаем ли мы ту мысль что Библия не в состоянии провести человека через все сферы жизни? Кроме того, насколько можно доверять идеям, утвеждениям взятых из мирских источников ( я имею ввиду психологов)?
2) Другой момент и более серьёзный, это то что испульзуется психотерапевтические методы, техники не имеющие основания в Писании. Конечно этим методам придается духовный окрас, обычно предварительная молитва и все такое. Но от этого ещё труднее понять что духовно тут, а что нет. О чём я говорю? Ну например когда верующего возвращают в прошлое и заставляют заново переживать события, но они заставляют переживать происшедшее не так, как они переживали все это в первый раз. Суть метода вроде бы духовная отпустить, простить, покаяться. Человека заставляют искать твердыни либо в прошлом либо в свойствах личности. Но получается что верующих, которые уже родились Свыше и жили имея свободу Божественного прощения дарованного в момент покаяния, обратно тянут в трясину прошлой греховной жизни. Иногда это может продолжаться годами ( «у брата/сестры проблема непрощения, нераскаяный грех итп») Человека возвращают к чувству вины снова и снова, под предлогом обратного - освобождением. Бывает так начнут раскапывать, что человек уже придумает чего и не было лишь бы не выделяться или время уделили. Другая крайность, с чем я лично сталкивался на примере домашних групп ( в психологии это называется, кажется «груповая динамика») такой вид служения когда на личность человека оказывается направленное воздействие через группу. То есть лидер группы и часто не только сам вызывает у людей чувства и в итоге старается управлять ими в «нужном» русле. Делается это с благими намерениями, но в корне стоит скрытая манипуляция. Человек в такой группе, следуя в общем потоке (скрыто управляемым) вынужден «открываться» и ломаться как личность попадая в зависимость от группы (и естественно от лидера). Здесь нет свободы для Духа, а давление группы на отдельную личность настолько велико, что человек не видит себя уже вне группы он управляем, его ценности замещаются ценностями группы. Честно говоря, на многих это действует как наркотик, хотя представляется как единство в духе. Люди по каким-либо причинам покидающие группу впадают в глубокую депрессию. Я сам вел такие группы, и у нас была методическая литература, вроде как духовная. Опять же, позже я прочитал об этом в учебнике по Психологии (я не психолог, но предмет такой был). Ещё в этих группах мы учили что мы живём настоящим «здесь и сейчас» и тому что : «я не обязан соответствовать твоим ожиданиям...» (Позже я узнал что это гештальт-терапия, а тогда я думал что это откровение Свыше переданное через одного уважаемого служителя). Естественно эти утверждения были подкреплены местами из Писания, вырванными из контекста.
Почему я все это пишу и хочу знать Ваше мнение. Я в прошлом служитель протестанской церкви, и практиковал подобные вещи описанные выше. Я оставил служение потому что видел что плоды такого служения отнюдь не исцелённые свободные души, а зависимые и заманипулированные. Вначале я обвинил себя и ушел из служения, потом обвинил других и ушёл из церкви. Но веру сохранил и пытаюсь разобраться. Я понимаю, теперь, что не нужно винить кого-то, а нужно пересмотреть ценности. Я только недавно стал понимать то что описал выше, но возможно я в чем-то ошибаюсь. Буду благодарен если Вы поделитесь соображениями по этому вопрпосу.
Хотелось бы узнать Вашу точку зрения и на подобную интеграцию христианства и социологии, философии, других социальных наук.
Сразу отмечу, что у меня самого нет ясных ответов на эти вопросы и хочу разобраться. Заранее благодарен.
Чтобы расширить проблематику вопроса, и выяснить отношение верующих, приведу примеры из личных наблюдений:
1) В проповедях, учениях вводятся посредством понятий, терминов, примеров, жизненных формул - ценности или учения взятые из методик, доктрин, учений различных мирских авторов, психологов, которые если и не противоречат явно Слову, то не имеют в нём оснований. То есть источник не Библия а учебник по психологии. Допустим, там представление о врожденных психических структурах архетипах, или что-то подобное. Дело в том что, многие проповедники используют подобные книги, потом пытаются натянуть на полученные знания Библейскую терминологию или провести паралель с Библейскими историями и вот - аллилуйя, «новое откровение». Когда я был молодым верующим, я удивлялся тому сколько разных идей выдают некотрые пастыря, но когда я позже учился в университете я с удивлением обнаружил что нет ничего нового под солнцем. Многие такие откровения были уже давно высказаны, обоснованы и опубликованы. (Я сразу хочу сказать, что я не собираюсь никого критиковать. Я уважаю труд служителей, и то бремя которе они несут. Здесь мы ищем лучшего служения для всех.) Но когда мы прибегаем к другим источникам, не утверждаем ли мы ту мысль что Библия не в состоянии провести человека через все сферы жизни? Кроме того, насколько можно доверять идеям, утвеждениям взятых из мирских источников ( я имею ввиду психологов)?
2) Другой момент и более серьёзный, это то что испульзуется психотерапевтические методы, техники не имеющие основания в Писании. Конечно этим методам придается духовный окрас, обычно предварительная молитва и все такое. Но от этого ещё труднее понять что духовно тут, а что нет. О чём я говорю? Ну например когда верующего возвращают в прошлое и заставляют заново переживать события, но они заставляют переживать происшедшее не так, как они переживали все это в первый раз. Суть метода вроде бы духовная отпустить, простить, покаяться. Человека заставляют искать твердыни либо в прошлом либо в свойствах личности. Но получается что верующих, которые уже родились Свыше и жили имея свободу Божественного прощения дарованного в момент покаяния, обратно тянут в трясину прошлой греховной жизни. Иногда это может продолжаться годами ( «у брата/сестры проблема непрощения, нераскаяный грех итп») Человека возвращают к чувству вины снова и снова, под предлогом обратного - освобождением. Бывает так начнут раскапывать, что человек уже придумает чего и не было лишь бы не выделяться или время уделили. Другая крайность, с чем я лично сталкивался на примере домашних групп ( в психологии это называется, кажется «груповая динамика») такой вид служения когда на личность человека оказывается направленное воздействие через группу. То есть лидер группы и часто не только сам вызывает у людей чувства и в итоге старается управлять ими в «нужном» русле. Делается это с благими намерениями, но в корне стоит скрытая манипуляция. Человек в такой группе, следуя в общем потоке (скрыто управляемым) вынужден «открываться» и ломаться как личность попадая в зависимость от группы (и естественно от лидера). Здесь нет свободы для Духа, а давление группы на отдельную личность настолько велико, что человек не видит себя уже вне группы он управляем, его ценности замещаются ценностями группы. Честно говоря, на многих это действует как наркотик, хотя представляется как единство в духе. Люди по каким-либо причинам покидающие группу впадают в глубокую депрессию. Я сам вел такие группы, и у нас была методическая литература, вроде как духовная. Опять же, позже я прочитал об этом в учебнике по Психологии (я не психолог, но предмет такой был). Ещё в этих группах мы учили что мы живём настоящим «здесь и сейчас» и тому что : «я не обязан соответствовать твоим ожиданиям...» (Позже я узнал что это гештальт-терапия, а тогда я думал что это откровение Свыше переданное через одного уважаемого служителя). Естественно эти утверждения были подкреплены местами из Писания, вырванными из контекста.
Почему я все это пишу и хочу знать Ваше мнение. Я в прошлом служитель протестанской церкви, и практиковал подобные вещи описанные выше. Я оставил служение потому что видел что плоды такого служения отнюдь не исцелённые свободные души, а зависимые и заманипулированные. Вначале я обвинил себя и ушел из служения, потом обвинил других и ушёл из церкви. Но веру сохранил и пытаюсь разобраться. Я понимаю, теперь, что не нужно винить кого-то, а нужно пересмотреть ценности. Я только недавно стал понимать то что описал выше, но возможно я в чем-то ошибаюсь. Буду благодарен если Вы поделитесь соображениями по этому вопрпосу.
Комментарий