Служение произвол, хобби, крест?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • paveletsky
    the млянин

    • 20 May 2002
    • 4533

    #1

    Служение произвол, хобби, крест?

    Каждый христианин, воспринимающий всерьез собственную веру, сознает необходимость ответственного служения Богу, без которого его христианская, да и просто жизнь будет бесплодной и бесполезной. При этом каждый воспринимает сущность такого служения по-своему, подчас противоположно тому, как ее видят остальные. Но и одни, и другие солидарны в том, что христианская жизнь есть ни что иное, как служение Богу, и без последнего перестает быть таковой, обессмысливается.

    В данной статье я попытаюсь сформулировать свое, вероятно небезупречное, но достаточно твердое понимание того, чем является и чем не является христианское служение. Для этого мне потребуется удобства ради разделить типы того, что принято по недоразумению называть одним и тем же словом «служение», на три условные категории.

    Служение-произвол

    Прежде чем давать характеристику данному виду «служения», необходимо сделать небольшую ремарку-оговорку: мы не выбираем себе служение по нашему собственному вкусу подлинное служение всегда дает Бог. Причем оно вполне может противоречить нашим желаниям, возможностям, склонностям (и даже талантам!), особенно в тех случаях, когда велика вероятность того, что мы будем уповать на нашу врожденную одаренность, а не на Бога. В Писании немало примеров того, как Бог ставил на служение совершенно, казалось бы, неподходящих (не путать с «неподготовленных») для этой роли людей, именно по вышеуказанной причине.

    По мере того, как ребенок взрослеет, родители то и дело интересуются у него: малыш, кем ты хотел бы стать? В ответ они слышат все, что угодно: их чадо одновременно мечтает стать космонавтом, художником, водителем мусоровоза и капитаном дальнего плавания. Но время идет и постепенно в ребенке формируется более-менее устойчивое желание-намерение стать кем-то конкретным к чему у него особенно «лежит душа». Нечто подобное можно наблюдать и в христианской жизни. Христианин возрастает в вере и богопознании и видит перед собой массу нереализованных возможностей для служения: служения милосердия, наставления, управления и т.д., и думает, чтобы ему избрать, благо дел кругом невпроворот, а делателей на удивление мало.

    В нормальном случае христианин не только прислушивается к собственному сердцу и мнению, но старается узнать волю Божью, советуется с опытными людьми. Правда, случается и так, что он сходу принимает влечение-веление сердца за призыв Божий и, ничтоже сумняшеся, целиком отдается в его власть. Человек решает, что он непременно должен быть, ни много ни мало, епископом или чудотворцем, или великим проповедником, собирающим стадионный аншлаг, и делает все на пути достижения поставленной, как он думает Богом, цели. Это, конечно, вполне может быть и что-то менее заметное, например, уверенность в том, что ты призван создавать мини-общины, или, напротив, превращать уже существующие общины в мега-Церкви, на худой конец просто быть в числе лидеров или служителей своей «домашней» общины. И все это, как правило, без должной подготовки, церковного благословения, а подчас и маломальской координации с братьями-сестрами.

    Такой самовлюбленный (иначе не назовешь) христианин игнорирует мнение окружающих, принимает собственное за Божье, и, переступая через других, движется к заветной цели, не брезгуя никакими средствами. В конечном итоге подобный подход к служению Богу заканчивается полным фиаско, духовной катастрофой, тем, что апостол называет «кораблекрушением в вере». Причем, к сожалению, вместе со служителем-самозванцем терпят бедствие все те, кто успел взойти на его корабль. Такое самочиние не только не есть служение в строгом христианском смысле, но и не служение вовсе, а духовное вредительство, антислужение, поскольку человек руководствуется и движим исключительно собственной похотью, духом антихриста, а не Христа. Такие псевдо-служители развращают Церковь, разрушают ее. Корень этого недуга известен и заключается в выражении «сам себе авторитет». Впрочем, это хотя и нередкий, особенно в последнее время, но все же крайний случай. Гораздо чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с другим, на первый взгляд более безобидным явлением

    Служение-хобби

    В принципе, у данного вида служения имеется определенное сходство с первым, за исключением того, что в данном случае христианин более богобоязнен и ответственен, что ли. Он понимает, что служение дается Богом и удостоверяется церковью, и старается прислушиваться не только к своему мнению, но также и окружающих. Он осведомлен о тех талантах, которые получил, старается по мере сил и возможностей их использовать на благо, а не во вред церкви, участвует в прочих церковных делах, а в остальное, свободное от служения время, живет обычной мирской жизнью, преследуя вполне земные цели семья, дети, карьера, комфортный быт, развлечения. И в ряд этих целей попадает и служение Богу, занимая в жизни человека отведенную ей первую ли, последнюю ли, но во всяком случае не единственную нишу.

    Так и живет человек и Богу, и людям, в смысле и Христу и кесарю, а на самом деле ни Тому, ни другому. И служить полноценно не может, поскольку слишком занят собственными делами, а откровенно жить во грехе совесть не позволяет. Человек одной ногой в Церкви, а другой в мире, и не обретет покоя, пока не определится, и не станет твердо где-либо в одном месте. Это служение-хобби, служение-увлечение, когда человеку с одной стороны радостно «служить Богу», а с другой это не требует слишком больших жертв, зато весьма тешит самолюбие и дает надежду на похвалу от Бога и людей. Христос сказал о таких служителях ясно, что они уже получают вознаграждение похвалу от людей и удовлетворение от самореализации. Но, если христианин достаточно честен с собой, он будет страдать и мучиться, но никогда не смирится с тем, что такая половинчатая жизнь и есть христианская жизнь-служение, и будет всеми фибрами души стремиться к тому, что является таковым на деле. Служение-хобби либо законный шаг-тренировка на пути к истинному служению, либо если оно не таково, неизменно приводит к духовному отступничеству и деградации.

    Служение-крест

    Подлинно христианское служение начинается тогда, когда «уже не я живу, но живет во мне Христос», когда для человека «жизнь Христос и смерть приобретение», когда «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». До тех же пор, пока это не произошло, пока человек не разобрался с собственной жизнью и не преодолел свои пристрастия, Бог не даст человеку креста, самочинно же взять крест никто не в силах. Человек с неочищенным сердцем не может приступить к служению Богу. Он может стараться, делать добро, участвовать в служении других, но все это будет в лучшем случае только подготовкой к истинному служению «в духе и силе», видимостью служения Богу.

    Служение-крест и служение-хобби разнятся как день и ночь, подобно тому, как война на передовой отличается от плановых учений. Вроде снаружи все так же огонь, и грохот, и дым, танки ползут, самолеты пикируют, да только разница колоссальная: учения это все-таки мирная жизнь, там никто не гибнет (разве по неосторожности). В то же время, не пройдя через учения, человек никогда не станет хорошим воином. Однако называть учения военными действиями, а стрельбу на полигоне сражением за Родину, мягко говоря, неуместно. Аналогичным образом было бы верхом заблуждения считать собственные благие усилия, направленные на служение церкви и миру, подлинно христианским служением-крестом. На мой взгляд, это довольно распространенное и весьма чреватое заблуждение.

    Когда человек на кресте это видно во всяком случае, имеющие «очи веры» увидят. У распятого на кресте нет, в определенном смысле, ни дома (поскольку ну какой дом на кресте?), ни родных, ни друзей. Он бесконечно одинок и в то же время бесконечно близок Богу. Оставлен всеми, но не один. Снаружи живет обычной жизнью, но упрекнуть его не в чем, как Христа, внутри же всецело посвящен Богу, и ничто нечистое не войдет в него. Таков христианский идеал, но такова и христианская норма. Понятно, что процесс духовного роста беспределен в принципе, и все же грань между служением-увлечением (и тем более служением-развлечением) и служением-крестом есть грань четкая, недвусмысленная, определяющая. Настоящий христианин начинается за этой гранью и никак не раньше. Поэтому каждому из нас желательно знать, переступил ли он эту грань или еще только движется в ее направлении (и движется ли в принципе?).

    28.09.2009
    мой ЖЖ
    http://paveletsky.livejournal.com/
  • armaGOD0N0FF
    Участник

    • 02 June 2009
    • 359

    #2
    Хм...А гвозди где?
    Youth International Internet Church
    http://vkontakte.ru/uucycxpucmoc

    Комментарий

    • Fedelia
      Участник

      • 28 September 2009
      • 10

      #3
      Вы правы. Как-то наблюдала, как во время церковной службы, Служитель достал из-под рясы cвой сотовый телефон, проверил, и спрятал обратно (и так пару раз)....

      Комментарий

      Обработка...