Стокгольмский синдром

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • sibman
    Всевидящее око (с)

    • 17 August 2005
    • 4388

    #1

    Стокгольмский синдром


    Стокгольмский синдром
    - ситуация, возникающая при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать своим захватчикам, или даже отождествлять себя с ними, а при попытках освобождения начинают их защищать.

    Вспомнил я про этот синдром в связи с ситуацией вокруг Сандея.
    Здравомыслящей части христианского сообщества, на основании тех фактов, которые всплыли за время этого скандала,
    понятно, что именно Сандей втянул свою паству в эту историю с КК. Именно заручившись его благословением паства понесла деньги в эту организацию. И юридическая связь Сандея и КК к этому факту не имеет никакого отношения.

    Не буду делать выводов о его мотивах, была ли это изначальная афера, или благими намерениями руководствовался Сандей.
    Так же является фактом, что Сандей открестился от всякой ответственности перед своей паствой за историю с КК, оставив за скобками ответственности свои призывы с кафедры вкладывать деньги в эту организацию - мол, сами виноваты, думать надо было.
    Но не о Сандее я хочу сейчас говорить, а о пострадавших коих набралось в среднем на 150 млн. долл.
    Одних только заложенных в банках квартир от 1000 до 3000 шт. по разным источникам.

    Если перевести доллары и квартиры в человеческий эквивалент, получится немалая масса народа, которая, по всем законам жанра,
    должна проводить митинги, требовать возврата вкладов, наказания виновных, а исходя из того, что 70% пострадавших прихожане "ПБ", то еще и призывать к ответственности того, кто так бодро пиарил КК с церковной кафедры, на общих, лидерских и прочих собраниях.
    Однако, этого не происходит. Этих людей, как будто бы нет. Вокруг ситуации "ИКС", как ее окрестили на христианском медийном пространстве, идут баталии пасторов и служителей, но пострадавших и здесь не слышно.

    Но может эти люди как то проявили себя на официальном сайте "ПБ"? Захожу, и вижу: "Сандей, Ты супер!!!", "Сандей, Ты лучший!!!"
    "Сандей, Ты великий!!!", "Сандей, мы всех порвем за Тебя!!!" , "Сандей, даже если сама увижу, что ты крадешь - не поверю!!!"

    Сторонники Сандея заявляют его обличителям: А чего ВЫ шум подняли? Ведь это пострадавшие из ПБ должны шуметь и возмущаться,
    а они молчат. А вы, никакого отношения к ПБ не имеющие, деньги не потерявшие, квартиры не заклавшие, гвалт подняли!
    И они, таки, правы. Правы в том, что "молчание ягнят" имеет место быть.

    Вот и скажите мне, други, что это, как не "Стокгольмский синдром"? Есть ли этому какое-то другое объяснение?
    В какую еще психологическую конструкцию можно засунуть баранов, защищающих своего мясника?

    Каковы же этиология и патогенез подобного отклонения? Я не про терроризм, я про церковь.
    На мой взгляд, следующие:

    То, что в психологии называется "Стокгольмским синдромом" в церкви называется "обольщение".
    Когда человек приходит к Богу через служение какого либо пастора, и становится членом церкви где служит этот пастор,
    то у него начинается новая жизнь - жизнь со Христом.
    И когда Христос входит в жизнь этого человека,
    то человек испытывает новые ощущения, переживания радости, любви, мира, которые дает Христос, и которые он до этого не испытывал. Происходят определенные позитивные изменения в жизни человека.

    Но в пастороцентричной церкви, когда роль и служение пастора возведены в абсолют, у людей укрепляется уверенность в том, что то что они имеют и получили - это заслуга пастора. Хотя, на самом деле - это все дает Христос.
    К тому же, учение о гипертрофированной роли пастора в церкви только укрепляет их в этой уверенности. Ведь они с христианских пеленок усвоили, что vox pastori - vox Dei еst. Без пастора ничего в церкви не начинает быть, что начинает быть.

    Начинается все с искренней благодарности пастору, которая, постепенно, как правило, с молчаливого одобрения самого пастора, перерастает в обожание, преклонение.
    Да, почти все пасторы говорят с кафедры: "О, это не я, это все Бог! ", но их действия, поведения, поступки как правило говорят обратное - что им принадлежит особая, исключительная роль в спасении тех людей, которых Христос спас через их служение.
    И когда градус обожания своего пастора доходит до определенного значения, то рождается культ пастора, который одурманивает пасторопочитателя,и тот уже не видит ни его недостатков, ни ошибок, ни грехов. Это и называется обольщение.

    Трижды лукавы заявления тех пасторов, которые заявляют о том, что это не они, а паства создает культ личности пасторов.
    Любой пастор, если он не желает этого, он не допустит этого, как например, Петр: Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. (Деян.10:26)
    Я почти с десяток лет занимался "практическим служением", проповедовал и учил на региональных конференциях, и я прекрасно знаю, что такое искушение властью и значимостью. Когда Бог через тебя делает нечто значительное, когда на тебя смотрят сотни восторженных глаз людей, внимающих твоим словам, и когда на тебя вдруг накатывает оргазмическое чувство от осознания того,
    что ты способен влиять на этих людей, что эти люди могут делать то, что ты будешь им говорить.

    Это больше, чем деньги, это больше, чем секс. Это наслаждение иного порядка, иного уровня, испытав которое раз ты будешь стремиться испытывать его снова и снова. И все, что надо - это вколоть себе первую, пусть даже небольшую дозу. И все, ты зависим.
    "Да, конечно, это, делает Бог. Но разве Он смог бы это сделать БЕЗ МЕНЯ?"
    Я благодарен Богу за то, что вместе с этим чувством на меня сразу же накатывал страх, жуткий страх,который буквально бросал меня в холодный пот, и я физически ощущал серьезность и тяжесть того греха, в котором был искушаем - присвоить Божье себе.

    И как показывает печальная практика, всегда найдутся те, кто поможет тебе взойти на этот пъедестал. На руках вознесут, и спины подставят. Современные евангельские христиане как то однобоко понимают заповедь "Не сотвори себе кумира", относя ее к неодушевленным предметам религиозного искусства. Но при этом создавая повсеместно идолов из совершенно живых людей.
    Спрос рождает предложение. Найдется к шарику горшок.
    А феномен "Стокгольмского синдрома, наверное, лучше всего объясняют эти строчки из Бертольда Брехта:

    Шагают бараны в ряд, бьют в барабаны.
    Кожу для барабанов дают сами бараны
    Последний раз редактировалось sibman; 27 January 2009, 06:45 AM.
    Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

  • Smoker
    '

    • 06 June 2007
    • 3410

    #2
    верно. Прихожане церквей виновны в том, что развращают своих пасторов молчанием, аплодисментами, аминьканьем, алилуйканьем и т.п. Никакой критики. Пытался много раз писать в жж и на сайты разным пасторам, у всех одно и то же - критические комменты не проходят! Проходит только одно - аминьканье и алилуйканье. Ну как хотят. Им же худо, они развращены своей паствой, а потом развращают паству - "круговая порука мажет как копоть".

    одно из необходимейших условий для профессионального роста, будь то пастора или любого другого лидера - наличие внешней критики, ибо "горе вам, если все о вас будут говорить хорошо". Забыли заповедь!

    Комментарий

    • тако
      Завсегдатай

      • 28 December 2007
      • 501

      #3
      Спасибо, узнала, как это называется. И с рассуждениями Вашими вполне согласна. Самой на воскресных собраниях от этого бывать противно, хотя церковь покидать не хочу.
      А дальше что?

      Комментарий

      • Vasilii
        Участник

        • 09 April 2008
        • 374

        #4
        Сандей-отвратительная мразь.
        Помню как пытался одной фанатичной харизматке объяснить,что Сандей-шарлатан.
        Сегодня звоню ей, ну что, мол, про скандал уже известно?
        А она мне: "Ни ты, никто из нас не имеет права обсуждать и тем более судить человека такого духовного уровня как Сандей! Именем Иисуса я запрещаю тебе говорить о Сандее!"
        Нет. Это не стокгольмский синдром.
        Синдром скорее всего объясняется тем, что люди начинают видеть других людей по-настоящему.
        В том смысле, о котором писал Гегель "Кто мыслит абстрактно?".
        Исчезает ярлык "преступник".
        Появляется живой человек, который совершил преступление.
        А в случае с Сандеем и разглядывать нечего.
        Жалкая душонка=один ярлык "мошенник"
        Фанатичные харизматы, включая мою знакомую=зомби.

        p.s. Людмила Админ,спасибо за знак равенство!
        И это снилось мне, и это снится мне,
        И это мне еще, когда-нибудь приснится,
        И повторится все, и все довоплотится,
        И вам приснится все, что видел я во сне......

        Комментарий

        • sibman
          Всевидящее око (с)

          • 17 August 2005
          • 4388

          #5
          Дело в том, что таково вероисповедание, которого придерживаются члены этого религиозного течения. Их пытаются увещевать с точки зрения устоявшихся исторических христианских взглядов, но они их не придерживаются, это - другая вера. я сам когда-то пытался спорить с представителями подобного течения, пока вдруг не осознал: я говорю с представителями не просто иной второстепенной точки зрения, но с представителями вообще иной веры. Не знаю, братья ли они, но что верят они в совсем другие вещи, это - факт.
          Да, Никейское исповедание блюдут. Но все остальное - не просто отличается. Оно - кардинально ИНОЕ.
          По сему и тщетны были усилия украинских епископов, придерживающихся фундаментальных христианских взглядов и доктрин,
          обличить и вразумить Сандея. И это не просто гордость Сандея. Это вопрос того, во что он верит.
          Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

          Комментарий

          • svetham
            оливковый

            • 15 February 2006
            • 8566

            #6
            Может в вопросе отношения к пастору должно быть побольше равновесия? Ведь если посмотреть с другой стороны, то для единства духа необходимо единое мнение и взгляд на общие вещи. Ведь лидерство подразумевает не только бОльшую ответственность, но и умение объединять, ставить цели, мотивировать людей и так далее...

            Не защищаю стиль Аделаджи, просто рассуждаю о методах руководства в церкви.

            Комментарий

            • тако
              Завсегдатай

              • 28 December 2007
              • 501

              #7
              Сообщение от svetham
              Может в вопросе отношения к пастору должно быть побольше равновесия? Ведь если посмотреть с другой стороны, то для единства духа необходимо единое мнение и взгляд на общие вещи. Ведь лидерство подразумевает не только бОльшую ответственность, но и умение объединять, ставить цели, мотивировать людей и так далее...
              Несомненно, все лдюи могут быть лидерами (теоретически, потенциально), но не все наделены талантом лидера. Талант, естественно от Бога. Но человеку так же дано употреблять талант по своему усмотрению. И часто талантом служат не Богу, а себе, или дяде, или идее.

              Ответственность? Конечно, но человеку увлеченному свойственно забывать о том, что в конечном итоге прийдется отвечать перед Богом.

              Вот и получается, что талантливый религиозный лидер способен создать общину, которая пастору верит больше, чем Господу, а еще хуже, будет верить Господу так, и только так, как научит пастор.

              Единство духа - это, извините за тавталогию, это единство Духа.
              И основой тут может быть только единство веры. Когда мы смотрим на Того, Которого пронзили, тогда мы в Нем едины. Едины и наши взглаяды (если мы смотрим Его глазами). Не человек созидает Церковь.

              А разногласия они должны быть, как сказал ап. Павел, для того, чтобы выявились искусные. Но если мы пребываем в любви Божьей, тогда эти разногласия не приведут ни к разделениям, ни к раздорам.

              Комментарий

              • sibman
                Всевидящее око (с)

                • 17 August 2005
                • 4388

                #8
                Сообщение от svetham
                Может в вопросе отношения к пастору должно быть побольше равновесия? Ведь если посмотреть с другой стороны, то для единства духа необходимо единое мнение и взгляд на общие вещи. Ведь лидерство подразумевает не только бОльшую ответственность, но и умение объединять, ставить цели, мотивировать людей и так далее...
                Если посмотрим в Новый Завет, то не увидим никаких повелений пасторам объединять, ставить цели, мотивировать.
                Им дано конкретное повеление - пасти церковь, и заботиться о ней, СЛУЖИТЬ нуждам людей в церкви.
                А не садиться на белого носорога, и вести церковь непонятно куда.
                Один, вон, уже привел.
                Мотивировать тоже можно, путем подачи примера стаду.
                Куда нужно вести церковь, скажите? И зачем?
                Церковь уже пришла ко Христу. И задача пастырей - обеспечить нормальные условия жизни церкви со Христом, каждого ее члена.
                Если Моисею Бог дал конкретное направление, куда вести народ,
                то пасторам Он такого направления не давал.
                Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

                Комментарий

                • Эстер-Эстония
                  Пребываю в реале:)

                  • 12 April 2005
                  • 6303

                  #9
                  Сообщение от тако
                  А дальше что?
                  Быть там, где Бог хочет Вас видеть. А всё остальное Он устроит.

                  Комментарий

                  • тако
                    Завсегдатай

                    • 28 December 2007
                    • 501

                    #10
                    Сообщение от Эстер-Эстония
                    Быть там, где Бог хочет Вас видеть. А всё остальное Он устроит.
                    Спасибо, Галя. Про себя мне понятно. Но мое сердце болит о том, что происходит с церквям, о том что происдит с людьми, которые остаются в системе и слепо следуют туда, куда их ведет несовершенный пастор. Вдвойне больно от того, что вижу свое бессилие что-то изменить.

                    Комментарий

                    • sibman
                      Всевидящее око (с)

                      • 17 August 2005
                      • 4388

                      #11
                      Сообщение от тако
                      Вдвойне больно от того, что вижу свое бессилие что-то изменить.
                      Вы никогда не сможете ничего изменить. И я не смогу, и никто не сможет, кроме Бога. Ибо это ЕГО церковь.
                      И не нужно впадать в депрессию от бессилия что-то изменить.
                      Вспомните, что сказал Иисус: "Оставьте их, они слепые вожди слепых".
                      Это не значит, что мы не должны ничего делать. Мы должны делать то, что в наших силах и не замахиваться на то, что нам не под силу, и является Божьей работой.
                      Вот я, например, пишу и публикую аналитические статьи, и знаю, что многие, читая из прозрели, и оставили слепых вождей. Знаю, что некоторые церкви под влиянием моих публикаций пересмотрели свой курс и скорректировали свое внутреннее устройство.

                      И это Бог сделал через меня - человека, которого в свое время такой же властолюбивый пастор снял со всех служений, объявил в церкви "персоной нон-грата", заявив дословно: "В моей церкви ты никогда не будешь служителем". Ну и что в итоге? В итоге я действительно не служу целям этого пастора и его организации.
                      Но мое служение людям и Телу Христову распространилось далеко за пределы моего города и страны. Бог не ограничен рамками какой-либо поместной церкви, и ни один пастор не водит Его за собой на поводке.
                      Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

                      Комментарий

                      • тако
                        Завсегдатай

                        • 28 December 2007
                        • 501

                        #12
                        Сообщение от sibman
                        Если посмотрим в Новый Завет, то не увидим никаких повелений пасторам объединять, ставить цели, мотивировать.
                        Им дано конкретное повеление - пасти церковь, и заботиться о ней, СЛУЖИТЬ нуждам людей в церкви.
                        А не садиться на белого носорога, и вести церковь непонятно куда.
                        Один, вон, уже привел.
                        Мотивировать тоже можно, путем подачи примера стаду.
                        Куда нужно вести церковь, скажите? И зачем?
                        Церковь уже пришла ко Христу. И задача пастырей - обеспечить нормальные условия жизни церкви со Христом, каждого ее члена.
                        Если Моисею Бог дал конкретное направление, куда вести народ,
                        то пасторам Он такого направления не давал.
                        Интересная мысль, пожалуй, ключевая в понимании того, что происходит с сегодняшним организованным христианством.

                        Мне всегда было неуютно от того, что меня понуждают куда-то идти, неоставляя мне времени побыть с Господом. В общем собрании вместо прославления песни-лозунги: "Мы аримя победы", "Мы пойдем и не устанем" и другие подобные. Проповедь нацелена не на то, чтобы напомнить нам Кто есть Бог, а на то, чтобы заставить нас ковыряться в себе любимых на основе Писания. Такая христианская психотерапия. И постоянное побуждение что-то делать, куда-то ехать-идти-бежать. Побуждение от человека, а не от Бога. Мы очень крепко научены нашим пастором поступать по плоти.

                        Действительно, если мы уже пришли к Богу, то путь куда-то еще - это уход от Него.

                        Комментарий

                        • svetham
                          оливковый

                          • 15 February 2006
                          • 8566

                          #13
                          Сообщение от sibman
                          Если посмотрим в Новый Завет, то не увидим никаких повелений пасторам объединять, ставить цели, мотивировать.
                          Им дано конкретное повеление - пасти церковь, и заботиться о ней, СЛУЖИТЬ нуждам людей в церкви.
                          Вы хотите сказать что-то умное, а повторяете по сути мои слова. Разве "пасти церковь" не означает давать людям общее видение и помогать им как в достижении этой самой общей цели, так и личного совершенствования?

                          Куда нужно вести церковь, скажите? И зачем?
                          Интересный вопрос. И как он состыковывается с Вашим утверждением о том, что "им дано конкретное повеление - пасти церковь"? Или по-Вашему "пасти" означает, что вся церковь стоит на одном месте, то есть без всякого движения?

                          Комментарий

                          • Wanderer
                            ушел в реал

                            • 30 September 2003
                            • 2131

                            #14
                            Извините, а при чем тут видение и пастырь по большому счету...
                            Ведь если мы посмотрим по Писанию - пастыря (в церкви далеко не в единственном числе) это те которые заботятся о пастве, говоря другими словами "оставляют 99 и идут за одним заблудшим". Ну или проще говоря - вытирают сопли и занимаются прочей "грязной" работой...
                            А кроме пастырей в Церкви есть пророки и учителя. Они все же ближе к тому чтобы задавать направление и корректировать в соответствии со Словом видение церкви...

                            Ну а для общего управления церковью есть пресвитерия - опять же в соответствием со Словом есть критерии для ее выбора. Ну и естественно вся Церковь непосредственно участвует в принятии решений (по Писанию)
                            Все это подтверждается Библией. Так жила первоапостольская Церковь.
                            А вот пастороцентричность - совершенно небиблейское учение

                            А что мы видим в большинстве современных церквей?


                            я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе.
                            Филипп. 3:13,14

                            Комментарий

                            • sibman
                              Всевидящее око (с)

                              • 17 August 2005
                              • 4388

                              #15
                              Сообщение от svetham
                              Вы хотите сказать что-то умное, а повторяете по сути мои слова. Разве "пасти церковь" не означает давать людям общее видение
                              Когда я хочу сказать что-то умное, я говорю свои слова, а не повторяю чужие. Покажите в Новом Завете, где написано, что над конкретной поместной церковью должен стоять некий лидер, пастор, который должен "давать людям общее видение"?
                              И что это вообще за зверь такой "общее видение"? Обоснуйте мне этот термин Писанием.

                              в достижении этой самой общей цели
                              Вы случаем не перепутали христианскую общину с колхозом "Заря коммунизма"?
                              И как он состыковывается с Вашим утверждением о том, что "им дано конкретное повеление - пасти церковь"?
                              А в Библию заглянуть вам религия не позволяет?

                              1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
                              2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
                              3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
                              4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
                              5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

                              Специально болдом выделил, что бы понятнее было. Если не понятно. могу, конечно подробнее разъяснить.
                              Но сначала вы мне покажите в этом наставлении пастырям образ командира на лихом коне, ведущего церковь в соответствии с со своим видением в светлое будущее.

                              Ну и в довершение, вам, для размышления о роли и функциях пастора в церкви, слова священника Якова Кротова:

                              «Священство должно быть тяжёлым и грязным трудом по сохранению плоти христианской жизни. Это умывание грязных ног, стоя на коленях, а не как сейчас - высокоторжественное помазание нижестоящих лбов.
                              Священника каждый должен иметь возможность обидеть - а он должен простить и этим явить Христа. "Пасторство" - властолюбивая идея, которой не просматривается ни в Деяниях апостолов, ни в посланиях Павла. Бесконечно лукаво восхваление священства священниками как "самопожертвования". Саморасчёсывание, самоудовлетворение, да ещё под маской самопожертвования»

                              Вот как-то так...
                              Скажи, что святых людей не бывает, и на тебя обидятся даже атеисты (с)

                              Комментарий

                              Обработка...