Стокгольмский синдром - ситуация, возникающая при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать своим захватчикам, или даже отождествлять себя с ними, а при попытках освобождения начинают их защищать.
Вспомнил я про этот синдром в связи с ситуацией вокруг Сандея.
Здравомыслящей части христианского сообщества, на основании тех фактов, которые всплыли за время этого скандала,
понятно, что именно Сандей втянул свою паству в эту историю с КК. Именно заручившись его благословением паства понесла деньги в эту организацию. И юридическая связь Сандея и КК к этому факту не имеет никакого отношения.
Не буду делать выводов о его мотивах, была ли это изначальная афера, или благими намерениями руководствовался Сандей.
Так же является фактом, что Сандей открестился от всякой ответственности перед своей паствой за историю с КК, оставив за скобками ответственности свои призывы с кафедры вкладывать деньги в эту организацию - мол, сами виноваты, думать надо было.
Но не о Сандее я хочу сейчас говорить, а о пострадавших коих набралось в среднем на 150 млн. долл.
Одних только заложенных в банках квартир от 1000 до 3000 шт. по разным источникам.
Если перевести доллары и квартиры в человеческий эквивалент, получится немалая масса народа, которая, по всем законам жанра,
должна проводить митинги, требовать возврата вкладов, наказания виновных, а исходя из того, что 70% пострадавших прихожане "ПБ", то еще и призывать к ответственности того, кто так бодро пиарил КК с церковной кафедры, на общих, лидерских и прочих собраниях.
Однако, этого не происходит. Этих людей, как будто бы нет. Вокруг ситуации "ИКС", как ее окрестили на христианском медийном пространстве, идут баталии пасторов и служителей, но пострадавших и здесь не слышно.
Но может эти люди как то проявили себя на официальном сайте "ПБ"? Захожу, и вижу: "Сандей, Ты супер!!!", "Сандей, Ты лучший!!!"
"Сандей, Ты великий!!!", "Сандей, мы всех порвем за Тебя!!!" , "Сандей, даже если сама увижу, что ты крадешь - не поверю!!!"
Сторонники Сандея заявляют его обличителям: А чего ВЫ шум подняли? Ведь это пострадавшие из ПБ должны шуметь и возмущаться,
а они молчат. А вы, никакого отношения к ПБ не имеющие, деньги не потерявшие, квартиры не заклавшие, гвалт подняли!
И они, таки, правы. Правы в том, что "молчание ягнят" имеет место быть.
Вот и скажите мне, други, что это, как не "Стокгольмский синдром"? Есть ли этому какое-то другое объяснение?
В какую еще психологическую конструкцию можно засунуть баранов, защищающих своего мясника?
Каковы же этиология и патогенез подобного отклонения? Я не про терроризм, я про церковь.
На мой взгляд, следующие:
То, что в психологии называется "Стокгольмским синдромом" в церкви называется "обольщение".
Когда человек приходит к Богу через служение какого либо пастора, и становится членом церкви где служит этот пастор,
то у него начинается новая жизнь - жизнь со Христом.
И когда Христос входит в жизнь этого человека,
то человек испытывает новые ощущения, переживания радости, любви, мира, которые дает Христос, и которые он до этого не испытывал. Происходят определенные позитивные изменения в жизни человека.
Но в пастороцентричной церкви, когда роль и служение пастора возведены в абсолют, у людей укрепляется уверенность в том, что то что они имеют и получили - это заслуга пастора. Хотя, на самом деле - это все дает Христос.
К тому же, учение о гипертрофированной роли пастора в церкви только укрепляет их в этой уверенности. Ведь они с христианских пеленок усвоили, что vox pastori - vox Dei еst. Без пастора ничего в церкви не начинает быть, что начинает быть.
Начинается все с искренней благодарности пастору, которая, постепенно, как правило, с молчаливого одобрения самого пастора, перерастает в обожание, преклонение.
Да, почти все пасторы говорят с кафедры: "О, это не я, это все Бог! ", но их действия, поведения, поступки как правило говорят обратное - что им принадлежит особая, исключительная роль в спасении тех людей, которых Христос спас через их служение.
И когда градус обожания своего пастора доходит до определенного значения, то рождается культ пастора, который одурманивает пасторопочитателя,и тот уже не видит ни его недостатков, ни ошибок, ни грехов. Это и называется обольщение.
Трижды лукавы заявления тех пасторов, которые заявляют о том, что это не они, а паства создает культ личности пасторов.
Любой пастор, если он не желает этого, он не допустит этого, как например, Петр: Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. (Деян.10:26)
Я почти с десяток лет занимался "практическим служением", проповедовал и учил на региональных конференциях, и я прекрасно знаю, что такое искушение властью и значимостью. Когда Бог через тебя делает нечто значительное, когда на тебя смотрят сотни восторженных глаз людей, внимающих твоим словам, и когда на тебя вдруг накатывает оргазмическое чувство от осознания того,
что ты способен влиять на этих людей, что эти люди могут делать то, что ты будешь им говорить.
Это больше, чем деньги, это больше, чем секс. Это наслаждение иного порядка, иного уровня, испытав которое раз ты будешь стремиться испытывать его снова и снова. И все, что надо - это вколоть себе первую, пусть даже небольшую дозу. И все, ты зависим.
"Да, конечно, это, делает Бог. Но разве Он смог бы это сделать БЕЗ МЕНЯ?"
Я благодарен Богу за то, что вместе с этим чувством на меня сразу же накатывал страх, жуткий страх,который буквально бросал меня в холодный пот, и я физически ощущал серьезность и тяжесть того греха, в котором был искушаем - присвоить Божье себе.
И как показывает печальная практика, всегда найдутся те, кто поможет тебе взойти на этот пъедестал. На руках вознесут, и спины подставят. Современные евангельские христиане как то однобоко понимают заповедь "Не сотвори себе кумира", относя ее к неодушевленным предметам религиозного искусства. Но при этом создавая повсеместно идолов из совершенно живых людей.
Спрос рождает предложение. Найдется к шарику горшок.
А феномен "Стокгольмского синдрома, наверное, лучше всего объясняют эти строчки из Бертольда Брехта:
Шагают бараны в ряд, бьют в барабаны.
Кожу для барабанов дают сами бараны
Комментарий