размышления о природе Церкви
В очередной раз пытаюсь приблизиться к пониманию феномена Церкви, не дающего мне покоя который год. Как-то не вполне устраивают те конфессиональные формулировки, которые бытуют в современном христианстве (при этом я отдаю себе отчет в том, что точное определение Церкви невозможно дать в принципе).
Одни веруют в Церковь невидимую, подразумевая под ней мистическое единство верующих во Христа разных конфессий. Другие понимают под ней, главным образом, конкретную историческую организацию, с преемством священства и таинства Евхаристии. При этом и первые не отрицают Церкви-организации, как таковой, хотя и понимают ее иначе, и вторые, как правило, признают приоритет мистического единения Церкви. Казалось бы, достаточно объединить эти две точки зрения в одну и будет поистине максимально точное определение Церкви.
И тогда появляется подспудное, но тем не менее стойкое ощущение, что объедини мы обе позиции-половинки в одну, и от нас ускользнет нечто едва уловимое и важное, самая суть, составляющая сердцевину Церкви, ее непостижимую тайну.
С моей точки зрения определенная правда, видение Церкви содержится в каждой конфессии у православных сделан акцент на соборности, отражающей сущность Церкви как экклезии, собрания верных; у католиков на первенстве Петра, который, как правило, обращался ко Христу от лица всех апостолов; у протестантов на причастности к Церкви всякого, сердцем верующего во Христа, какой бы конфессии он не принадлежал. Во всех трех случаях, на мой взгляд, есть определенная правда, свое откровение о Церкви, подкрепленное личной жизнью и опытом.
Тем не менее, многим, и мне в том числе, наиболее по душе такие «неопределенные определения» Церкви, как то: «где Дух Святой, там и Церковь» или «границы Церкви проходят по человеческим сердцам» и т.д. Сердце с радостью откликается на них, но вот разум... разум жаждет конкретики, и его можно понять он не привык довольствоваться обтекаемыми фразами, которых он не в силах вместить, даже если они более полно, по мнению сердца, отражают суть.
Для того, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к пониманию Церкви, обратимся к Писанию. Впервые о Церкви упомянул Сам Христос в ответ на исповедание веры Петра в Его Богосыновство. Действительно, на сем камне-фундаменте откровении о том, что Христос есть Сын Бога Живого, неизменно зиждется Церковь. И этот фундамент не был разрушен даже в самые неблагоприятные времена. Данную истину Церковь свидетельствовала всегда.
Но это, опять же, если говорить о фундаменте. Если же попытаться взглянуть на все здание целиком, можно обнаружить следующее. Здание Церкви, безусловно, есть и существует вполне осязаемо с момента той самой Пятидесятницы двухтысячелетней давности. Но, пристальнее всмотревшись, замечаешь, что здание по-прежнему строится то тут, то там на 21-ом этаже мелькают строители, продолжающие возведение Церкви, начатое их предшественниками. И хотя строители эти, как, впрочем, и любые другие строители, больше разговаривают между собой, чем работают, и времени на перекус-перекур тратят больше, нежели на строительство, дело, тем не менее, продвигается. Впрочем, это я, кажется, отвлекся.
«На сем камне Я создам Церковь Мою»... Отдельного разговора заслуживает слово «создам», употребленное в будущем времени. То есть Церковь не была еще создана в момент призвания Двенадцати апостолов, ни даже в тот момент, когда Петр от лица всех открыто засвидетельствовал об их общей вере и уповании. Создание Церкви, как правило, относят к Пятидесятнице, и это конечно верно исторически. Я бы только заметил,что создание Церкви продолжается и поныне, тогда как в Пятидесятницу мы наблюдали рождение Церкви. И сегодня фраза Христа «создам Церковь Мою» все также нацелена в будущее, как и в момент ее произнесения. Христос по-прежнему строит Церковь, и для этих целей ему нужны строители «ибо жатвы много, а делателей мало». Вот почему делом жизни христианина является служение Церкви, а главной задачей Церкви служение миру.
Церковь уже есть, и Церкви еще нет. Такое противоречие как нельзя лучше характеризует Церковь и делает несостоятельными все попытки приблизиться к ее тайне методом рассудочного постижения. И все же мы попробуем благо, имеем право.
Для меня актуальным остается утверждение: «где Христос, там и Церковь». В самом деле, а где Христос? Он обещал апостолам, что будет с ними «во все дни до скончания века». Но ведь апостолы давно умерли, а «скончание века» до сих пор (слава Богу) не наступило. Стало быть, речь шла не только об апостолах, но обо всех верных «не о них же только молю, но о всех, верующих в Меня по слову их». Иными словами, Христос говорил о всей полноте церковной, о том, что Он будет с Церковью во все времена времена падений, времена гонений и проч. Именно поэтому вратам ада не суждено одолеть Церкви. Залог ее непобедимости Сам Христос, незримо пребывающий в ней.
Таким образом, Церковь родилась в Пятидесятницу и продолжает развиваться, как и подобает всякому живому организму, тем более Телу Христову. И вот вопрос о единстве. Христос сказал о Церкви в единственном числе, но уже во времена апостолов появилось множество церквей, которые, правда, находились во взаимном общении в лоне Единой Церкви во многом благодаря тому, что в таком общении находились основатели общин апостолы. И Бог, обращаясь к Церквям в Откровении Иоанна, называет церквями даже те из них, которые очевидно отпали от Бога и, тем не менее, Христос, пускай поруганный и распятый, оставался с ними и в них. Задача же Церкви, очевидно, состоит в том, чтобы явить Христа Воскресшего и прославленного.
Когда же апостолов не стало, распри и борьба за власть, начавшиеся еще при их жизни, грозили и вовсе расколоть Церковь. Предвидя это, их ученики, которых принято называть мужами апостольскими, строго предупреждали христиан о недопустимости расколов, отделения себя от полноты матери-Церкви.
И все же расколы произошли, да и как могли не произойти, когда грех всегда приносит в жизнь разделение разделение с людьми и с Богом. И все же, невзирая на внешние разделения, Церковь остается внутренне единой (так как «не может устоять царство, разделившееся в себе»).
В очередной раз пытаюсь приблизиться к пониманию феномена Церкви, не дающего мне покоя который год. Как-то не вполне устраивают те конфессиональные формулировки, которые бытуют в современном христианстве (при этом я отдаю себе отчет в том, что точное определение Церкви невозможно дать в принципе).
Одни веруют в Церковь невидимую, подразумевая под ней мистическое единство верующих во Христа разных конфессий. Другие понимают под ней, главным образом, конкретную историческую организацию, с преемством священства и таинства Евхаристии. При этом и первые не отрицают Церкви-организации, как таковой, хотя и понимают ее иначе, и вторые, как правило, признают приоритет мистического единения Церкви. Казалось бы, достаточно объединить эти две точки зрения в одну и будет поистине максимально точное определение Церкви.
И тогда появляется подспудное, но тем не менее стойкое ощущение, что объедини мы обе позиции-половинки в одну, и от нас ускользнет нечто едва уловимое и важное, самая суть, составляющая сердцевину Церкви, ее непостижимую тайну.
С моей точки зрения определенная правда, видение Церкви содержится в каждой конфессии у православных сделан акцент на соборности, отражающей сущность Церкви как экклезии, собрания верных; у католиков на первенстве Петра, который, как правило, обращался ко Христу от лица всех апостолов; у протестантов на причастности к Церкви всякого, сердцем верующего во Христа, какой бы конфессии он не принадлежал. Во всех трех случаях, на мой взгляд, есть определенная правда, свое откровение о Церкви, подкрепленное личной жизнью и опытом.
Тем не менее, многим, и мне в том числе, наиболее по душе такие «неопределенные определения» Церкви, как то: «где Дух Святой, там и Церковь» или «границы Церкви проходят по человеческим сердцам» и т.д. Сердце с радостью откликается на них, но вот разум... разум жаждет конкретики, и его можно понять он не привык довольствоваться обтекаемыми фразами, которых он не в силах вместить, даже если они более полно, по мнению сердца, отражают суть.
Для того, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к пониманию Церкви, обратимся к Писанию. Впервые о Церкви упомянул Сам Христос в ответ на исповедание веры Петра в Его Богосыновство. Действительно, на сем камне-фундаменте откровении о том, что Христос есть Сын Бога Живого, неизменно зиждется Церковь. И этот фундамент не был разрушен даже в самые неблагоприятные времена. Данную истину Церковь свидетельствовала всегда.
Но это, опять же, если говорить о фундаменте. Если же попытаться взглянуть на все здание целиком, можно обнаружить следующее. Здание Церкви, безусловно, есть и существует вполне осязаемо с момента той самой Пятидесятницы двухтысячелетней давности. Но, пристальнее всмотревшись, замечаешь, что здание по-прежнему строится то тут, то там на 21-ом этаже мелькают строители, продолжающие возведение Церкви, начатое их предшественниками. И хотя строители эти, как, впрочем, и любые другие строители, больше разговаривают между собой, чем работают, и времени на перекус-перекур тратят больше, нежели на строительство, дело, тем не менее, продвигается. Впрочем, это я, кажется, отвлекся.
«На сем камне Я создам Церковь Мою»... Отдельного разговора заслуживает слово «создам», употребленное в будущем времени. То есть Церковь не была еще создана в момент призвания Двенадцати апостолов, ни даже в тот момент, когда Петр от лица всех открыто засвидетельствовал об их общей вере и уповании. Создание Церкви, как правило, относят к Пятидесятнице, и это конечно верно исторически. Я бы только заметил,что создание Церкви продолжается и поныне, тогда как в Пятидесятницу мы наблюдали рождение Церкви. И сегодня фраза Христа «создам Церковь Мою» все также нацелена в будущее, как и в момент ее произнесения. Христос по-прежнему строит Церковь, и для этих целей ему нужны строители «ибо жатвы много, а делателей мало». Вот почему делом жизни христианина является служение Церкви, а главной задачей Церкви служение миру.
Церковь уже есть, и Церкви еще нет. Такое противоречие как нельзя лучше характеризует Церковь и делает несостоятельными все попытки приблизиться к ее тайне методом рассудочного постижения. И все же мы попробуем благо, имеем право.
Для меня актуальным остается утверждение: «где Христос, там и Церковь». В самом деле, а где Христос? Он обещал апостолам, что будет с ними «во все дни до скончания века». Но ведь апостолы давно умерли, а «скончание века» до сих пор (слава Богу) не наступило. Стало быть, речь шла не только об апостолах, но обо всех верных «не о них же только молю, но о всех, верующих в Меня по слову их». Иными словами, Христос говорил о всей полноте церковной, о том, что Он будет с Церковью во все времена времена падений, времена гонений и проч. Именно поэтому вратам ада не суждено одолеть Церкви. Залог ее непобедимости Сам Христос, незримо пребывающий в ней.
Таким образом, Церковь родилась в Пятидесятницу и продолжает развиваться, как и подобает всякому живому организму, тем более Телу Христову. И вот вопрос о единстве. Христос сказал о Церкви в единственном числе, но уже во времена апостолов появилось множество церквей, которые, правда, находились во взаимном общении в лоне Единой Церкви во многом благодаря тому, что в таком общении находились основатели общин апостолы. И Бог, обращаясь к Церквям в Откровении Иоанна, называет церквями даже те из них, которые очевидно отпали от Бога и, тем не менее, Христос, пускай поруганный и распятый, оставался с ними и в них. Задача же Церкви, очевидно, состоит в том, чтобы явить Христа Воскресшего и прославленного.
Когда же апостолов не стало, распри и борьба за власть, начавшиеся еще при их жизни, грозили и вовсе расколоть Церковь. Предвидя это, их ученики, которых принято называть мужами апостольскими, строго предупреждали христиан о недопустимости расколов, отделения себя от полноты матери-Церкви.
И все же расколы произошли, да и как могли не произойти, когда грех всегда приносит в жизнь разделение разделение с людьми и с Богом. И все же, невзирая на внешние разделения, Церковь остается внутренне единой (так как «не может устоять царство, разделившееся в себе»).
Комментарий