или видимо-невидимо церквей?
Популярное в определенной среде учение о так называемой «невидимой Церкви Христовой», состоящей из верующих в Него представителей разных конфессий, имело бы, на мой взгляд, право на существование, если бы при этом не отрицался внешний аспект Церкви а именно, вера в Церковь земную и видимую.
Для того чтобы рассмотреть состоятельность постулата о том, что при внешне очевидной разобщенности и разрозненности Церковь Христова, будучи по сути невидимой, является внутренне единой (а стало быть, внешнее единство отчасти необязательно), лучше всего использовать тот самый критерий, которого придерживаются, по их словам, приверженцы данного толкования а именно, «только Писание».
Итак, присутствует ли в Писании упоминание или хотя бы намек на то, что Церковь Христова есть нечто исключительно невидимое и небесное? Напротив, говоря о церквах, Писание всегда имеет ввиду конкретные общины, находящиеся в общении друг с другом, и признающие самих себя и друг друга частью единой Церкви Христовой. Данные общины, при всем несовершенстве их самих и грехах отдельных их членов, тем не менее, являют собой вполне видимое единство, заключающееся во взаимном принятии друг друга и общности вероучения.
В апостольские времена быть частью Церкви Христовой означало принадлежать к одной из апостольских общин. Такое массово распространенное сегодня явление как «христианин, который гуляет сам по себе» чуждо для раннеапостольской Церкви и является следствием современного расцерковленного христианства, в котором роль Церкви сведена до минимума, а она сама низведена до совершенно абстрактного христианства, как суммы противоречащих друг другу конфессий.
В современном христианстве нередко отрицается Церковь как видимое единство верных, но при этом же поощряется многоконфессиональность, как якобы проявление красоты и многообразия христианского мира. И то, что некогда считалось наитягчайшим грехом нарушения единства и любви церковные расколы, сегодня представляется великим благом, способствующим дальнейшему размножению общин и росту «церкви».
Церковь названа Телом Христовым а Тело всегда есть нечто видимое и осязаемое. Телу Христову, как и всякому живому организму присуща определенная организация, структура, иерархичность, подчиненность одних членов другим, что вполне соответствует учению апостолов. Иначе, зачем было Христу избирать себе последователей, а тем рукополагать епископов и пресвитеров?
Не проще ли было распространять Благую Весть свободно из уст в уста, не объединяясь в общины и церкви, по принципу «услышал сам, передай другому»? Именно на такой позиции настаивают многие последователи «свободного христианства». И результатом этого является сегодняшнее расцерковленное, развоплощенное, обессиленное христианское общество имеющее только вид благочестия, силы же его отрекшееся.
Апостол предупреждал о духе антихриста, проповедующем бесплотного Христа подобно тому сегодня проповедуют и бесплотное христианство, в котором нет места Телу Христову Его Церкви. Как следствие, многие верующие из их числа, разуверяются в самой идее церкви и церковности, недоуменно вопрошая: «зачем нам Церковь, если у нас есть Христос?», зачем-то противопоставляя одно другому. При этом, они забывают о том, что идущий против Церкви подобно Савлу Тарсянину, идет против Самого Христа. А против Него идти трудно, если вообще возможно. Как невозможно привести и цитаты из Св.Писания, в которых бы говорилось о том, что Церковь есть главным образом нечто невидимое за отсутствием таковых.
Церковь, как Тело Христово, подобно любому другому телу, имеет как внешне видимые стороны (напр. кожный покров), так и невидимые (напр. кровеносная система, внутренние органы) и при этом остается одним и тем же единым Телом, не разделяясь на внутренние и внешние составляющие и не сводясь к ним. Тело Христово вполне реально, а не виртуально виртуальные же тела рождают виртуальных христиан.
Мы верим в невидимого Бога но в то же время мы верим в Бога видимого, явленного нам во Христе. Невозможно после Его воплощения почитать Бога невидимого, и отрицать Бога видимого. Такая вера была бы верой не в Бога невидимого, а в Бога неведомого, т.е. непознанного нами. Подобно тому и вера в невидимую Церковь, при отсутствии веры в Церковь видимую и внешне единую, оставляет человека за бортом Церкви, этого новозаветного ковчега спасения, за пределами полноты благодатного опыта.
Войти в незримое плотскими очами, а только очами веры, мистическое единство в истине и любви в ту самую невидимую Церковь, которую некоторые почему-то противопоставляют Церкви видимой возможно лишь став частью реальной церковной общины, сохранившей преемственность апостольского духа и опыт богообщения.
Те же общины, которые отвергают либо не разделяют жизненный путь исторической Церкви, при всех видимых недостатках и грехах ее членов, тем самым ставят себя вне ее соблазняясь о несовершенство ее представителей, и не видя за ним совершенства и святости самой Церкви. Именно это и имеется ввиду, на мой взгляд, в Символе веры, признаваемом большинством христиан мира, под словами «Верую в Церковь».
Если бы Церковь была в совершенстве явлена нам уже сейчас не было бы и нужды в вере. Но в том-то и заключается тайна бытия Церкви, о которой писал апостол («тайна сия велика, я говорю по отношению к Христу и Церкви»), что человек призван увидеть духовными очами сквозь толщу грехов и несовершенств членов Церкви Христовой лик Христов, увидеть Его Святую Церковь, Прекрасную Невесту, не имеющую пятна или порока.
Тот же, кто в силу собственной испорченности и ограниченности склонен видеть в Церкви земной лишь блудницу, неверную жену (хотя образ блудницы скорее символизирует неверность и грехи христиан, как обрученного народа Божьего), тем самым оскорбляет Христа и противоречит Его же словам о том, что врата адовы не одолеют Церкви.
В истории Церкви, как таинственного организма, постоянно борются противоборствующие силы Слово Божье и заблуждения. И всякий раз, когда то или иное лжеучение инфицирует Церковь, организм неизменно вырабатывает своего рода антитела, которые рано или поздно уничтожают вирус. В том и заключается сила и тайна непобедимости Церкви, что, какие бы не бушевали бури внутри нее самой или вовне, она всегда остается столпом и утверждением истины, а Христос, как и обещал, остается с нею и в ней на все времена вплоть до скончания века.
Поэтому быть со Христом всегда означает быть в Его Церкви невозможно быть с Ним, не будучи в Ней. Но возможно быть на пути ко Христу и полноте церковного единства, явственно ощущая при этом Его любовь и благодатную помощь.
В конечном итоге, человеческий язык не в состоянии (да и не предназначен) выразить в полной мере глубин божественных тайн, в том числе тайны Церкви. Она всегда остается предметом веры и внутреннего созерцания, результатом откровения свыше, а не рационального постижения. И то, как действует Дух Святой в Теле Христовом также непостижимо для нас, как непостижимо взаимодействие тела, души и духа внутри самого человека.
При этом мы верим, что благодать Божья преподается нам в церковных таинствах, о которых учит Писание крещение, исповедь, причастие, рукоположение, миропомазание и т.д.. И все таинства, совершаемые в Церкви Христовой всегда действительны и непреложны хотя и необязательно действенны, поскольку во многом от самого человека зависит, прорастет ли зерно веры в его сердце и не окажется ли тщетной благодать Божья в его жизни.
Если же человек, в душе не веруя в Бога, не ведая истины и не желая жить по Евангелию, участвует в сакральной жизни Церкви, это участие будет ему в суд и осуждение, а не в оправдание к жизни вечной. Поскольку такое участие не имеет ничего общего с христианством, являя собой языческое отношение к Церкви и низводя само таинство на уровень бытовой магии, что само по себе является оскорблением Духа Святого.
Таким образом, проблема всегда заключается не в Церкви которая была, есть и будет всегда святой, единой и неделимой, как внешне, так и внутренне но в испорченном человеческом сердце и поврежденном разуме, отвергающем Церковь и, по превозношению, себя самого мнящего ее судьею.
Популярное в определенной среде учение о так называемой «невидимой Церкви Христовой», состоящей из верующих в Него представителей разных конфессий, имело бы, на мой взгляд, право на существование, если бы при этом не отрицался внешний аспект Церкви а именно, вера в Церковь земную и видимую.
Для того чтобы рассмотреть состоятельность постулата о том, что при внешне очевидной разобщенности и разрозненности Церковь Христова, будучи по сути невидимой, является внутренне единой (а стало быть, внешнее единство отчасти необязательно), лучше всего использовать тот самый критерий, которого придерживаются, по их словам, приверженцы данного толкования а именно, «только Писание».
Итак, присутствует ли в Писании упоминание или хотя бы намек на то, что Церковь Христова есть нечто исключительно невидимое и небесное? Напротив, говоря о церквах, Писание всегда имеет ввиду конкретные общины, находящиеся в общении друг с другом, и признающие самих себя и друг друга частью единой Церкви Христовой. Данные общины, при всем несовершенстве их самих и грехах отдельных их членов, тем не менее, являют собой вполне видимое единство, заключающееся во взаимном принятии друг друга и общности вероучения.
В апостольские времена быть частью Церкви Христовой означало принадлежать к одной из апостольских общин. Такое массово распространенное сегодня явление как «христианин, который гуляет сам по себе» чуждо для раннеапостольской Церкви и является следствием современного расцерковленного христианства, в котором роль Церкви сведена до минимума, а она сама низведена до совершенно абстрактного христианства, как суммы противоречащих друг другу конфессий.
В современном христианстве нередко отрицается Церковь как видимое единство верных, но при этом же поощряется многоконфессиональность, как якобы проявление красоты и многообразия христианского мира. И то, что некогда считалось наитягчайшим грехом нарушения единства и любви церковные расколы, сегодня представляется великим благом, способствующим дальнейшему размножению общин и росту «церкви».
Церковь названа Телом Христовым а Тело всегда есть нечто видимое и осязаемое. Телу Христову, как и всякому живому организму присуща определенная организация, структура, иерархичность, подчиненность одних членов другим, что вполне соответствует учению апостолов. Иначе, зачем было Христу избирать себе последователей, а тем рукополагать епископов и пресвитеров?
Не проще ли было распространять Благую Весть свободно из уст в уста, не объединяясь в общины и церкви, по принципу «услышал сам, передай другому»? Именно на такой позиции настаивают многие последователи «свободного христианства». И результатом этого является сегодняшнее расцерковленное, развоплощенное, обессиленное христианское общество имеющее только вид благочестия, силы же его отрекшееся.
Апостол предупреждал о духе антихриста, проповедующем бесплотного Христа подобно тому сегодня проповедуют и бесплотное христианство, в котором нет места Телу Христову Его Церкви. Как следствие, многие верующие из их числа, разуверяются в самой идее церкви и церковности, недоуменно вопрошая: «зачем нам Церковь, если у нас есть Христос?», зачем-то противопоставляя одно другому. При этом, они забывают о том, что идущий против Церкви подобно Савлу Тарсянину, идет против Самого Христа. А против Него идти трудно, если вообще возможно. Как невозможно привести и цитаты из Св.Писания, в которых бы говорилось о том, что Церковь есть главным образом нечто невидимое за отсутствием таковых.
Церковь, как Тело Христово, подобно любому другому телу, имеет как внешне видимые стороны (напр. кожный покров), так и невидимые (напр. кровеносная система, внутренние органы) и при этом остается одним и тем же единым Телом, не разделяясь на внутренние и внешние составляющие и не сводясь к ним. Тело Христово вполне реально, а не виртуально виртуальные же тела рождают виртуальных христиан.
Мы верим в невидимого Бога но в то же время мы верим в Бога видимого, явленного нам во Христе. Невозможно после Его воплощения почитать Бога невидимого, и отрицать Бога видимого. Такая вера была бы верой не в Бога невидимого, а в Бога неведомого, т.е. непознанного нами. Подобно тому и вера в невидимую Церковь, при отсутствии веры в Церковь видимую и внешне единую, оставляет человека за бортом Церкви, этого новозаветного ковчега спасения, за пределами полноты благодатного опыта.
Войти в незримое плотскими очами, а только очами веры, мистическое единство в истине и любви в ту самую невидимую Церковь, которую некоторые почему-то противопоставляют Церкви видимой возможно лишь став частью реальной церковной общины, сохранившей преемственность апостольского духа и опыт богообщения.
Те же общины, которые отвергают либо не разделяют жизненный путь исторической Церкви, при всех видимых недостатках и грехах ее членов, тем самым ставят себя вне ее соблазняясь о несовершенство ее представителей, и не видя за ним совершенства и святости самой Церкви. Именно это и имеется ввиду, на мой взгляд, в Символе веры, признаваемом большинством христиан мира, под словами «Верую в Церковь».
Если бы Церковь была в совершенстве явлена нам уже сейчас не было бы и нужды в вере. Но в том-то и заключается тайна бытия Церкви, о которой писал апостол («тайна сия велика, я говорю по отношению к Христу и Церкви»), что человек призван увидеть духовными очами сквозь толщу грехов и несовершенств членов Церкви Христовой лик Христов, увидеть Его Святую Церковь, Прекрасную Невесту, не имеющую пятна или порока.
Тот же, кто в силу собственной испорченности и ограниченности склонен видеть в Церкви земной лишь блудницу, неверную жену (хотя образ блудницы скорее символизирует неверность и грехи христиан, как обрученного народа Божьего), тем самым оскорбляет Христа и противоречит Его же словам о том, что врата адовы не одолеют Церкви.
В истории Церкви, как таинственного организма, постоянно борются противоборствующие силы Слово Божье и заблуждения. И всякий раз, когда то или иное лжеучение инфицирует Церковь, организм неизменно вырабатывает своего рода антитела, которые рано или поздно уничтожают вирус. В том и заключается сила и тайна непобедимости Церкви, что, какие бы не бушевали бури внутри нее самой или вовне, она всегда остается столпом и утверждением истины, а Христос, как и обещал, остается с нею и в ней на все времена вплоть до скончания века.
Поэтому быть со Христом всегда означает быть в Его Церкви невозможно быть с Ним, не будучи в Ней. Но возможно быть на пути ко Христу и полноте церковного единства, явственно ощущая при этом Его любовь и благодатную помощь.
В конечном итоге, человеческий язык не в состоянии (да и не предназначен) выразить в полной мере глубин божественных тайн, в том числе тайны Церкви. Она всегда остается предметом веры и внутреннего созерцания, результатом откровения свыше, а не рационального постижения. И то, как действует Дух Святой в Теле Христовом также непостижимо для нас, как непостижимо взаимодействие тела, души и духа внутри самого человека.
При этом мы верим, что благодать Божья преподается нам в церковных таинствах, о которых учит Писание крещение, исповедь, причастие, рукоположение, миропомазание и т.д.. И все таинства, совершаемые в Церкви Христовой всегда действительны и непреложны хотя и необязательно действенны, поскольку во многом от самого человека зависит, прорастет ли зерно веры в его сердце и не окажется ли тщетной благодать Божья в его жизни.
Если же человек, в душе не веруя в Бога, не ведая истины и не желая жить по Евангелию, участвует в сакральной жизни Церкви, это участие будет ему в суд и осуждение, а не в оправдание к жизни вечной. Поскольку такое участие не имеет ничего общего с христианством, являя собой языческое отношение к Церкви и низводя само таинство на уровень бытовой магии, что само по себе является оскорблением Духа Святого.
Таким образом, проблема всегда заключается не в Церкви которая была, есть и будет всегда святой, единой и неделимой, как внешне, так и внутренне но в испорченном человеческом сердце и поврежденном разуме, отвергающем Церковь и, по превозношению, себя самого мнящего ее судьею.
Комментарий