Читая Евангелия, повествующие о земной жизни Спасителя, замечаешь, что Христос не боролся с религиозной системой своего времени и не пытался вместо или параллельно ей строить новую структуру - что вполне характерно для революционеров всех типов. Не это было Его целью, хотя к Нему уже стекались люди, формировалась группа последователей и, как может показаться на первый взгляд, действительно самообразовывалась некая "альтернативная структура".
Он же Сам вполне следовал религиозным традициям и обычаям того времени и места - так, Он был, как положено по закону, обрезан на 8-ой день, в 12 лет был приведен в храм, посещал синагогу и проповедовал там. Его целью не было уничтожить религиозную систему, но разрушить ложную систему взглядов, ложное мировоззрение. Более того, для Него вообще, как мне кажется, никакой системы не существовало. Ведь система, по сути, это фикция, она может быть или не быть - только в человеческих умах. И вот ум Христов был свободен от этой системы.
Для Него существовало только одно: человеческая душа, человеческое сердце, к которым Он и взывал. Что же касается религиозных властей того времени, Он не требовал их отставки - почему, собственно, долгое время Его проповедь не вызывала опасений - до тех пор, пока толпа не вознамерилась провозгласить Его царем. Хотя подозрения, и подозрения напрасные, Он вызывал всегда. Фарисеи не любили его за обличительные проповеди, но до поры видели в нем только идеологического противника, не больше. Да и убили Его не они, а властолюбивые саддукеи.
Помимо всего, Христос говорил, что на седалище Моисеевом воссели лицемеры, но при этом, критикуя конкретных людей за неправедный образ жизни, Он, тем не менее, ничего не сказал про "седалище", что отныне оно упраздняется, хотя и дал понять, что Его Царство - не от мира сего.
В то же время, Он сказал иудеям, чтобы они жили в соответствии с тем, чему учат раввины, только чтобы не поступали по их делам. Потому что многое говорилось правильно, но дела их свидетельствовали против них.
Иными словами, нам не стоит сражаться с некой мифической системой, а по сути очередной ветряной мельницей, не стоит тратить на это силы. Все, что от нас требуется - предоставить свое сердце Богу, и позволить Ему разрушить в нем ту систему суеверий, ложных предпосылок и выводов, которая так прочно укоренилась в нем.
А воевать против христианских организаций нет смысла. Тем более, что они выполняют определенную, возложенную на них ограниченную и ограничительную функцию. Человек - существо не только духовное, и поэтому ему нужна не только духовная, мистическая Церковь, духовное приобщение Христу, но также и материальное - физическое причастие Его Телу. И Церковь-организация выполняет здесь отведенную ей роль.
Так что критиковать можно и нужно не организацию, а конкретных ее представителей. Так как если бы все они жили праведно, их совокупность, выражением которой призвана быть организация, принесла бы верующим неизмеримо большую пользу, чем ее отсутствие. Когда же большинство не поступает по правде, организация может действительно играть отрицательную роль угасителя духа. Но и в этом случае нужно помнить, что проблема не в организации, как таковой, не в седалище Моисеевом, а в занявших его место фарисеях.
"Установленные же власти от Бога установлены. Потому противящиеся власти - противятся Божьему установлению".
Он же Сам вполне следовал религиозным традициям и обычаям того времени и места - так, Он был, как положено по закону, обрезан на 8-ой день, в 12 лет был приведен в храм, посещал синагогу и проповедовал там. Его целью не было уничтожить религиозную систему, но разрушить ложную систему взглядов, ложное мировоззрение. Более того, для Него вообще, как мне кажется, никакой системы не существовало. Ведь система, по сути, это фикция, она может быть или не быть - только в человеческих умах. И вот ум Христов был свободен от этой системы.
Для Него существовало только одно: человеческая душа, человеческое сердце, к которым Он и взывал. Что же касается религиозных властей того времени, Он не требовал их отставки - почему, собственно, долгое время Его проповедь не вызывала опасений - до тех пор, пока толпа не вознамерилась провозгласить Его царем. Хотя подозрения, и подозрения напрасные, Он вызывал всегда. Фарисеи не любили его за обличительные проповеди, но до поры видели в нем только идеологического противника, не больше. Да и убили Его не они, а властолюбивые саддукеи.
Помимо всего, Христос говорил, что на седалище Моисеевом воссели лицемеры, но при этом, критикуя конкретных людей за неправедный образ жизни, Он, тем не менее, ничего не сказал про "седалище", что отныне оно упраздняется, хотя и дал понять, что Его Царство - не от мира сего.
В то же время, Он сказал иудеям, чтобы они жили в соответствии с тем, чему учат раввины, только чтобы не поступали по их делам. Потому что многое говорилось правильно, но дела их свидетельствовали против них.
Иными словами, нам не стоит сражаться с некой мифической системой, а по сути очередной ветряной мельницей, не стоит тратить на это силы. Все, что от нас требуется - предоставить свое сердце Богу, и позволить Ему разрушить в нем ту систему суеверий, ложных предпосылок и выводов, которая так прочно укоренилась в нем.
А воевать против христианских организаций нет смысла. Тем более, что они выполняют определенную, возложенную на них ограниченную и ограничительную функцию. Человек - существо не только духовное, и поэтому ему нужна не только духовная, мистическая Церковь, духовное приобщение Христу, но также и материальное - физическое причастие Его Телу. И Церковь-организация выполняет здесь отведенную ей роль.
Так что критиковать можно и нужно не организацию, а конкретных ее представителей. Так как если бы все они жили праведно, их совокупность, выражением которой призвана быть организация, принесла бы верующим неизмеримо большую пользу, чем ее отсутствие. Когда же большинство не поступает по правде, организация может действительно играть отрицательную роль угасителя духа. Но и в этом случае нужно помнить, что проблема не в организации, как таковой, не в седалище Моисеевом, а в занявших его место фарисеях.
"Установленные же власти от Бога установлены. Потому противящиеся власти - противятся Божьему установлению".
Комментарий