Привет всем,
Наконец мне удалось прояснить для себя и сформулировать для других свое видение Церкви.
Полемизируя с testом в параллельной теме, я подумал, что было бы неплохо изложить в отдельной теме собственное понимание вопроса о Церкви, во избежании недомолвок и двусмысленности. Дело в том, что на этом форуме собрались главным образом православные и... неправославные и, как мне кажется, моя позиция в равной степени близка и неблизка многим из них. А некоторым откровенно чужда. И тем не менее, мне хотелось бы "раскрыть карты", прояснить свою позицию, тем более, что она для меня самого проясняется все четче.
Итак, вопрос о Церкви на самом деле очень серьезный. И от того, как мы на него ответим, зависит многое в нашей жизни. В свое время, когда иудео-христиане увидели, что на уверовавших из язычников изливается благодать, они пришли в недоумение. Но потом, во многом благодаря мудрости апостолов, здравый смысл возобладал, и они прославили Бога, и приняли тех как братьев.
К сожалению, далеко не все православные сегодня способны на аналогичное. Пожалуй, только наиболее духовно прозорливые. Не осуждаю их - это действительно непросто, увидеть в тех, кого принято считать еретиками и сектантами - братьев по вере. Но, на мой взгляд, это необходимо. Потому что человек, считающий брата во Христе, а значит чадо Божье, сектантом и еретиком - находится в весьма недвусмысленном положении. При этом "заблуждающийся брат" и "еретик" совсем не одно и то же. Мы все в чем-то заблуждаеися, и знаем это, но никому и в голову не придет назвать себя еретиком.
Объясню свою позицию. Во-первых я действительно считаю, что Православная Церковь и есть та самая Церковь Христова, ведущая начало от апостолов и исповедую это. Иными словами, я верю Православной Церкви аналогично тому, как верю Св.Писанию (несмотря на то, что и там, и там многого не понимаю).
При этом, подобно многим православным (в т.ч. священникам и богословам), я полагаю, что к Православной Церкви, т.е. к Церкви Христовой, могут принадлежать люди, номинально не являющиеся ее членами - и наоборот: номинально православные могут к ней не принадлежать. "Придут с востока и запада и возлягут в Царствии... а сыны Царствия будут извержены вон". Т.е. многих, близких православному духу протестантов, я считаю членами Православной Церкви, хотя сами они так, понятное дело, не думают.
Поскольку у меня в жизни был протестантский опыт, я могу засвидетельствовать, что и там присутствует благодать, и там действует Христос, несмотря на определенные заблуждения (но где их нет?). Другое дело, что без вхождения в историческую Церковь, в отрыве от церковного опыта, жизнь эта еще неполноценна. С другой стороны, вокруг я вижу многих православных, которые и близко не имеют этой жизни, для которых вера в Христа начинает и заканчивается свечкой.
В то же время я прекрасно понимаю не имеющих подобного протестантского опыта. На самом деле, человеку, убежденному в истинности Православия, рожденному в нем, очень трудно признать, что Православие не ограничивается его пониманием, не вмещается в им установленные рамки, что Дух Божий "дышет, где хочет". Но я-то не имею права этого не признавать, потому что знаю доподлинно. "Если для других я не апостол, то для вас апостол". Или перефразируя "если для других протестанты не братья, для меня - братья".
Интуитивно это родство, пускай и дальнее, чувствуют и признают многие православные. Не случайно и Феофан Затворник говорил о протестантах "по вере их будет им", и Иоанн Кронштадский защищал протестантских и католических пастырей от нападок Л.Толстого, и обращался к ним как к "пастырям Церкви Христовой" и многие-многие другие. Так что я не одинок в этом мнении. И при этом признаю истинность и подлинность православия.
Образно говоря, есть двоечники в престижных институтах, а есть отличники в самых обычных. И последние будут первыми - т.е. будут приняты в Царствие Божие, а первые - рискуют быть извергнутыми вон. Это я также и о тех православных, которые откровенно живут во грехе, осуждают протестантов, и при этом надеются, что спасутся благодаря формальной принадлежности к православию. "Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень"...
Вот Вам моя позиция. Наверное, при общей ясности, она порождает больше вопросов, но и это также неплохо. В вопросах порою больше смысла, чем в ответах.
Мне хотелось бы только знать, одинок ли я в этом видении на данном форуме или нет? Есть ли хоть один человек, который бы подписался под этими словами. Для меня это действительно важно и интересно.
Ну а теперь, когда карты вроде бы раскрыты... к барьеру!
Наконец мне удалось прояснить для себя и сформулировать для других свое видение Церкви.
Полемизируя с testом в параллельной теме, я подумал, что было бы неплохо изложить в отдельной теме собственное понимание вопроса о Церкви, во избежании недомолвок и двусмысленности. Дело в том, что на этом форуме собрались главным образом православные и... неправославные и, как мне кажется, моя позиция в равной степени близка и неблизка многим из них. А некоторым откровенно чужда. И тем не менее, мне хотелось бы "раскрыть карты", прояснить свою позицию, тем более, что она для меня самого проясняется все четче.
Итак, вопрос о Церкви на самом деле очень серьезный. И от того, как мы на него ответим, зависит многое в нашей жизни. В свое время, когда иудео-христиане увидели, что на уверовавших из язычников изливается благодать, они пришли в недоумение. Но потом, во многом благодаря мудрости апостолов, здравый смысл возобладал, и они прославили Бога, и приняли тех как братьев.
К сожалению, далеко не все православные сегодня способны на аналогичное. Пожалуй, только наиболее духовно прозорливые. Не осуждаю их - это действительно непросто, увидеть в тех, кого принято считать еретиками и сектантами - братьев по вере. Но, на мой взгляд, это необходимо. Потому что человек, считающий брата во Христе, а значит чадо Божье, сектантом и еретиком - находится в весьма недвусмысленном положении. При этом "заблуждающийся брат" и "еретик" совсем не одно и то же. Мы все в чем-то заблуждаеися, и знаем это, но никому и в голову не придет назвать себя еретиком.
Объясню свою позицию. Во-первых я действительно считаю, что Православная Церковь и есть та самая Церковь Христова, ведущая начало от апостолов и исповедую это. Иными словами, я верю Православной Церкви аналогично тому, как верю Св.Писанию (несмотря на то, что и там, и там многого не понимаю).
При этом, подобно многим православным (в т.ч. священникам и богословам), я полагаю, что к Православной Церкви, т.е. к Церкви Христовой, могут принадлежать люди, номинально не являющиеся ее членами - и наоборот: номинально православные могут к ней не принадлежать. "Придут с востока и запада и возлягут в Царствии... а сыны Царствия будут извержены вон". Т.е. многих, близких православному духу протестантов, я считаю членами Православной Церкви, хотя сами они так, понятное дело, не думают.
Поскольку у меня в жизни был протестантский опыт, я могу засвидетельствовать, что и там присутствует благодать, и там действует Христос, несмотря на определенные заблуждения (но где их нет?). Другое дело, что без вхождения в историческую Церковь, в отрыве от церковного опыта, жизнь эта еще неполноценна. С другой стороны, вокруг я вижу многих православных, которые и близко не имеют этой жизни, для которых вера в Христа начинает и заканчивается свечкой.
В то же время я прекрасно понимаю не имеющих подобного протестантского опыта. На самом деле, человеку, убежденному в истинности Православия, рожденному в нем, очень трудно признать, что Православие не ограничивается его пониманием, не вмещается в им установленные рамки, что Дух Божий "дышет, где хочет". Но я-то не имею права этого не признавать, потому что знаю доподлинно. "Если для других я не апостол, то для вас апостол". Или перефразируя "если для других протестанты не братья, для меня - братья".
Интуитивно это родство, пускай и дальнее, чувствуют и признают многие православные. Не случайно и Феофан Затворник говорил о протестантах "по вере их будет им", и Иоанн Кронштадский защищал протестантских и католических пастырей от нападок Л.Толстого, и обращался к ним как к "пастырям Церкви Христовой" и многие-многие другие. Так что я не одинок в этом мнении. И при этом признаю истинность и подлинность православия.
Образно говоря, есть двоечники в престижных институтах, а есть отличники в самых обычных. И последние будут первыми - т.е. будут приняты в Царствие Божие, а первые - рискуют быть извергнутыми вон. Это я также и о тех православных, которые откровенно живут во грехе, осуждают протестантов, и при этом надеются, что спасутся благодаря формальной принадлежности к православию. "Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень"...

Вот Вам моя позиция. Наверное, при общей ясности, она порождает больше вопросов, но и это также неплохо. В вопросах порою больше смысла, чем в ответах.
Мне хотелось бы только знать, одинок ли я в этом видении на данном форуме или нет? Есть ли хоть один человек, который бы подписался под этими словами. Для меня это действительно важно и интересно.
Ну а теперь, когда карты вроде бы раскрыты... к барьеру!

Комментарий