ЧТО НАС ЖДЕТ?...
"Через Сошествие Святого Духа на апостолов родилась Церковь Христова. С того времени каких только страниц не было в ее истории. Бог терпел наше далеко не всегда святое участие в ней. Все же Он избрал нас соработниками нашего же спасения, доверившись нам и даровав для восполнения нашей скудости благодать Святого Духа.
Но наше нечестие иногда доходит до того, что мы не только не можем , но и не хотим стяжать ту благодать, которая наполняет жизнью бездушные камни нашего созидания.
Часто в истории побеждали и побеждают враги Церкви, которые восхищают себе право вещать от ее имени. Это те наследники Великого Инквизитора, которым не до Христа и Его дела на земле. Им нужно только Его Имя, чтобы на свой манер "осчастливить" человечество. И поэтому малейшее веяние Животворящего Духа в Церкви ненавистно им. И по этой, часто иррациональной, ненависти их и можно распознать, увидеть истинное лицо за "благочестивой" личиной.
Осмысление ряда логически связанных событий последнего времени позволяет заявить, что ныне решается судьба Русской Православной Церкви. Конечно, Христова Церковь будет до конца веков, но русское православие может оказаться к ней уже непричастно.
Так называемые "фундаменталистские" круги, осадившие Церковь со всех сторон, добиваются все больших успехов, расширяя и укрепляя свое влияние на все стороны церковной жизни. Хотя сам термин "фундаментализм" здесь если и уместен, то только в смысле указания на разрушение самого фундамента Церкви. На самом деле это неприкрытый советизм, захлестнувший русское православие после внезапного ее "перестроечного" освобождения.
Церковь оказалась к этому не готова. Никак не переработан опыт гонений. Не использовано попущенное Господом состояние социальной изоляции церковного общества, которое могло быть (и должно было бы быть) использовано для внутреннего собирания Церкви. Пассивное поглощение огромного потока внезапно утративших идеологические ориентиры советских людей привело к постепенному внутреннему перерождению Церкви. Сознательно или нет, но большая часть этих людей искала не столько Христа, сколько новых идейных подпорок, новую идеологическую мифологию. Новую, но на манер старой. Легче приспособиться к новым формам, чем внутренне перестраивать себя. Так оказалось, что нигде так ныне не сохранился Советский Союз, как в русском православии.
Как после революции наиболее старательными строителями нового общества оказались монархисты, так и сейчас бывшие коммунистические идеологи стали наводить свои порядки в еще совсем недавно "вражеском стане".
Удивительна здесь роль наиболее одиозных кругов Русской Православной Церкви Заграницей. Будто бы неустанный борец против советизма вдруг оказался его последовательным проводником и союзником. Уже не богоборческая власть, а оживление в России демократических и реформаторских тенденций стало заботой "зарубежников". Авторитарно-монархическая идеология зарубежных нафталиновых "столпов" пришлась удивительно к месту в новом православном сознании. Тоска по авторитету, по "порядку", по "сильной руке", все это наращивало симпатии к монархии, как панацеи от всех духовных и материальных бед. Сложилась уникальная ситуация, когда при полном противостоянии и даже враждебности двух ветвей русской православной иерархии власть собственно иерархическая оказалась за одной из них, а идейная, а значит и наиболее действенная, за другой.
В такой ситуации патриаршей церкви ничего не оставалось, как волей-неволей сроднится с побеждающими идеями. Что было и не так уж трудно. Помогло все то же родство русского коммунизма с государственно-монархическим утопизмом. ...
Лед тронулся. ... В горячке иногда и вовсе спадала маска "христианства". И явственно проступало языческое, а то и сатанинское лицо.
...И покатилось. Уже разворачивается кампания по канонизации императора Павла. ...И уже все бесстыднее, ведь победителей не судят! открывается антихристианская сущность того, что нагло присвоило себе право называться "православием". Христос уже не нужен... И показательно то, что Священное Писание все реже и реже увидишь в руках "православных". Уже и старцы не так интересны, как чтиво про царей и цариц. Когда только креститься приходят, то удивляешься многие даже Библию читали или пробовали читать. Не понимали, но старались вникнуть, познать божественные истины. "Воцерковились" все. Полное равнодушие к Слову Божию.
Зато выйти с лозунгами против ИНН, против "глобализации", против клонирования, против папы, вообще против Запада с его "ценностями". Освящаем смертоносное оружие. Благословляем безбожных, покалеченных дедовщиной воинов на "христианскую брань". Приезжает епископ на передовую: " Ну что, ребятки, пива-то вам хватает?" Строим, строим новый "железный занавес". Даже к поместным церквам навязывается неприязнь. С новым стилем подозрительно Чем, например, опасен скандал в Молдавии? Ситуацию может, видите ли, использовать Румынская Патриархия, чтобы прибрать Молдавию под свою юрисдикцию. Вот вам и враг в лице церкви-сестры.
Да и с некоторыми другими церквами не лучше Причины и поводы разные, но поворачивается все так, чтобы изолироваться и блюсти "свое истинное православие".
И все больше разговоры про "государственность". Ведь "православная" же она должна быть, хоть и во главе с атеистом, но "нашим", "православным". А "сектантов" гнать в шею! Диверсанты с каким-то еще христианством. Куда, если мы тут "исторически православные", да еще такие, что и о Христе нам знать уже совсем необязательно. Вся премудрость в крови нашего самого, что ни на есть, святого племени.
Вот такая она "наша вера". Конечно, как у нас любят говорить, "человеку нужно хоть во что-то верить". Потому оно и не без пользы иногда. Глядишь, утихомирился человек, нашел пристанище, часть чего-то единого. Что тут скажешь? Ведь и пионеры не без пользы старушек опекали.
И идет победно этот накат нового "православия". Те, кто не вписывается, либо затихают в своем мирке, либо приспосабливаются, либо откровенно опускают руки и отходят в сторону... Иерархия, опустив голову, выслушивает нотации и обвинения в "экуменизмах", но слушается, оправдывается. Что ж, это для порядка, чтобы не забывали, за кем сила. А для большей убедительности можно и расколом пугнуть. Вроде даже и серчает начальство, но почему-то еще податливее становится.
Но вот, к досаде радетелей "церковного мира", оказывается, что нет, не все сдались. Есть еще православие, которое помнит себя как христианство. И не только помнит, но и деятельно себя проявляет. А вот это уже страшно для "православного" неоязычества. Что если действие Святого Духа скажется там столь бесспорно, что придется признать там Церковь? Быть может, Церковь не во всей Полноте, но именно та из частей, что составляет соборную Церковь Христову. Как так? "Не наше" и вдруг Христово? И не даст забыть, что такое христианство? А всемогущее новое "православие" явит себя на этом фоне тем, что есть неоязычеством без прикрас.
Что остается? Задушить. Вот почему такая борьба вокруг священника Георгия Кочеткова. Он и его община одни из немногих, что не опустили руки, не приспособились, не ушли в академические дали, не забылись в экзерсисах "на тему христианства". Вся деятельность этой общины, несмотря на обвинения в "снобизме" и "интеллигентности", это практическая христианская жизнь, а не умозрительные мечтания типа "было бы хорошо, если бы, да не". Реальный духовный опыт что может быть более убедительным? Когда воочию видишь, как, по слову апостола Петра, из "живых камней" устрояется "дом духовный".
Против такого свидетельства мобилизуется весь арсенал провокация, клевета, ложь под видом "богословия". Многих удивляет, почему так топорно сработаны обвинения в ереси. Да просто потому, что дело вовсе не в догматике, к которой у нас, как и к Священному Писанию, конфессиональная глухота и безразличие. ...
Здесь всплывают все те же советские методы. Было время, что уже почти открыто подсмеивались над "коммунистическими принципами". Но если нужно было кого-то уничтожить, вытаскивали на свет эти принципы, чтобы поймать на "безыдейности", на предательстве "делу партии и социализма". И в первых рядах обвинителей рьяные комсомольцы, которым за верность и бдительность дозволялась кое-какая доза "буржуазного рая".
"Принципы", "догмы" оказываются важны не сами по себе, не как указатели верного пути, а как столбы, на которые, если постараться, можно натолкнуть противника, чтобы тот расшиб себе лоб.
Это, кстати, хорошо усвоили студенты семинарий и академий и боятся писать дипломные работы по догматике. Слишком скользкая область не успеешь опомниться, как в еретиках окажешься. Уж лучше, как они говорят, про "заборы", то есть скрупулезное бюрократическое описание архитектуры и истории храмов. Догматика стала пугалом, вместо того, чтобы быть областью творческого богомыслия. Предпочтительно не штурмовать горные вершины, а "смиряться" страхом угодить в ущелье.
Так что в данном случае, думаю, не стоит попадаться на эту наживку что-то доказывать и выискивать на поле богословия. Лучше подумать, что если мы дадим уничтожить эту ветвь соборного православия, то печальной может оказаться судьба всей Русской Церкви. Я говорю "ветвь", чтобы подчеркнуть было бы странно утверждать, что вся Полнота Церкви Христовой пребывает ныне у Кочеткова.
В Церкви есть люди, близкие ему в той или иной степени, есть и во многом не соглашающиеся. Но если у нас осталась еще совесть, если у нас болит сердце за истинное христианское православие, мы поймем сегодня здесь решается наша общая судьба, здесь проходит линия фронта. И если все здоровые силы Церкви совместно выдержат оборону, то, быть может, многие еще воспрянут в надежде, даже те, у кого уже опустились руки. Если нет, то Русская церковь потеряет последний противовес и уже без всякого сопротивления покатится в тьму обскурантизма, изоляционизма и откровенного язычества.
Надо действовать, одного сочувствия мало "не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лук.23:28).
http://ashramko.virtualave.net/zapisi_06_06_01.htm священник Александр Шрамко, из дневника "ЧТО НАС ЖДЕТ Опубл. на сайте "Дневник священника".
"Через Сошествие Святого Духа на апостолов родилась Церковь Христова. С того времени каких только страниц не было в ее истории. Бог терпел наше далеко не всегда святое участие в ней. Все же Он избрал нас соработниками нашего же спасения, доверившись нам и даровав для восполнения нашей скудости благодать Святого Духа.
Но наше нечестие иногда доходит до того, что мы не только не можем , но и не хотим стяжать ту благодать, которая наполняет жизнью бездушные камни нашего созидания.
Часто в истории побеждали и побеждают враги Церкви, которые восхищают себе право вещать от ее имени. Это те наследники Великого Инквизитора, которым не до Христа и Его дела на земле. Им нужно только Его Имя, чтобы на свой манер "осчастливить" человечество. И поэтому малейшее веяние Животворящего Духа в Церкви ненавистно им. И по этой, часто иррациональной, ненависти их и можно распознать, увидеть истинное лицо за "благочестивой" личиной.
Осмысление ряда логически связанных событий последнего времени позволяет заявить, что ныне решается судьба Русской Православной Церкви. Конечно, Христова Церковь будет до конца веков, но русское православие может оказаться к ней уже непричастно.
Так называемые "фундаменталистские" круги, осадившие Церковь со всех сторон, добиваются все больших успехов, расширяя и укрепляя свое влияние на все стороны церковной жизни. Хотя сам термин "фундаментализм" здесь если и уместен, то только в смысле указания на разрушение самого фундамента Церкви. На самом деле это неприкрытый советизм, захлестнувший русское православие после внезапного ее "перестроечного" освобождения.
Церковь оказалась к этому не готова. Никак не переработан опыт гонений. Не использовано попущенное Господом состояние социальной изоляции церковного общества, которое могло быть (и должно было бы быть) использовано для внутреннего собирания Церкви. Пассивное поглощение огромного потока внезапно утративших идеологические ориентиры советских людей привело к постепенному внутреннему перерождению Церкви. Сознательно или нет, но большая часть этих людей искала не столько Христа, сколько новых идейных подпорок, новую идеологическую мифологию. Новую, но на манер старой. Легче приспособиться к новым формам, чем внутренне перестраивать себя. Так оказалось, что нигде так ныне не сохранился Советский Союз, как в русском православии.
Как после революции наиболее старательными строителями нового общества оказались монархисты, так и сейчас бывшие коммунистические идеологи стали наводить свои порядки в еще совсем недавно "вражеском стане".
Удивительна здесь роль наиболее одиозных кругов Русской Православной Церкви Заграницей. Будто бы неустанный борец против советизма вдруг оказался его последовательным проводником и союзником. Уже не богоборческая власть, а оживление в России демократических и реформаторских тенденций стало заботой "зарубежников". Авторитарно-монархическая идеология зарубежных нафталиновых "столпов" пришлась удивительно к месту в новом православном сознании. Тоска по авторитету, по "порядку", по "сильной руке", все это наращивало симпатии к монархии, как панацеи от всех духовных и материальных бед. Сложилась уникальная ситуация, когда при полном противостоянии и даже враждебности двух ветвей русской православной иерархии власть собственно иерархическая оказалась за одной из них, а идейная, а значит и наиболее действенная, за другой.
В такой ситуации патриаршей церкви ничего не оставалось, как волей-неволей сроднится с побеждающими идеями. Что было и не так уж трудно. Помогло все то же родство русского коммунизма с государственно-монархическим утопизмом. ...
Лед тронулся. ... В горячке иногда и вовсе спадала маска "христианства". И явственно проступало языческое, а то и сатанинское лицо.
...И покатилось. Уже разворачивается кампания по канонизации императора Павла. ...И уже все бесстыднее, ведь победителей не судят! открывается антихристианская сущность того, что нагло присвоило себе право называться "православием". Христос уже не нужен... И показательно то, что Священное Писание все реже и реже увидишь в руках "православных". Уже и старцы не так интересны, как чтиво про царей и цариц. Когда только креститься приходят, то удивляешься многие даже Библию читали или пробовали читать. Не понимали, но старались вникнуть, познать божественные истины. "Воцерковились" все. Полное равнодушие к Слову Божию.
Зато выйти с лозунгами против ИНН, против "глобализации", против клонирования, против папы, вообще против Запада с его "ценностями". Освящаем смертоносное оружие. Благословляем безбожных, покалеченных дедовщиной воинов на "христианскую брань". Приезжает епископ на передовую: " Ну что, ребятки, пива-то вам хватает?" Строим, строим новый "железный занавес". Даже к поместным церквам навязывается неприязнь. С новым стилем подозрительно Чем, например, опасен скандал в Молдавии? Ситуацию может, видите ли, использовать Румынская Патриархия, чтобы прибрать Молдавию под свою юрисдикцию. Вот вам и враг в лице церкви-сестры.
Да и с некоторыми другими церквами не лучше Причины и поводы разные, но поворачивается все так, чтобы изолироваться и блюсти "свое истинное православие".
И все больше разговоры про "государственность". Ведь "православная" же она должна быть, хоть и во главе с атеистом, но "нашим", "православным". А "сектантов" гнать в шею! Диверсанты с каким-то еще христианством. Куда, если мы тут "исторически православные", да еще такие, что и о Христе нам знать уже совсем необязательно. Вся премудрость в крови нашего самого, что ни на есть, святого племени.
Вот такая она "наша вера". Конечно, как у нас любят говорить, "человеку нужно хоть во что-то верить". Потому оно и не без пользы иногда. Глядишь, утихомирился человек, нашел пристанище, часть чего-то единого. Что тут скажешь? Ведь и пионеры не без пользы старушек опекали.
И идет победно этот накат нового "православия". Те, кто не вписывается, либо затихают в своем мирке, либо приспосабливаются, либо откровенно опускают руки и отходят в сторону... Иерархия, опустив голову, выслушивает нотации и обвинения в "экуменизмах", но слушается, оправдывается. Что ж, это для порядка, чтобы не забывали, за кем сила. А для большей убедительности можно и расколом пугнуть. Вроде даже и серчает начальство, но почему-то еще податливее становится.
Но вот, к досаде радетелей "церковного мира", оказывается, что нет, не все сдались. Есть еще православие, которое помнит себя как христианство. И не только помнит, но и деятельно себя проявляет. А вот это уже страшно для "православного" неоязычества. Что если действие Святого Духа скажется там столь бесспорно, что придется признать там Церковь? Быть может, Церковь не во всей Полноте, но именно та из частей, что составляет соборную Церковь Христову. Как так? "Не наше" и вдруг Христово? И не даст забыть, что такое христианство? А всемогущее новое "православие" явит себя на этом фоне тем, что есть неоязычеством без прикрас.
Что остается? Задушить. Вот почему такая борьба вокруг священника Георгия Кочеткова. Он и его община одни из немногих, что не опустили руки, не приспособились, не ушли в академические дали, не забылись в экзерсисах "на тему христианства". Вся деятельность этой общины, несмотря на обвинения в "снобизме" и "интеллигентности", это практическая христианская жизнь, а не умозрительные мечтания типа "было бы хорошо, если бы, да не". Реальный духовный опыт что может быть более убедительным? Когда воочию видишь, как, по слову апостола Петра, из "живых камней" устрояется "дом духовный".
Против такого свидетельства мобилизуется весь арсенал провокация, клевета, ложь под видом "богословия". Многих удивляет, почему так топорно сработаны обвинения в ереси. Да просто потому, что дело вовсе не в догматике, к которой у нас, как и к Священному Писанию, конфессиональная глухота и безразличие. ...
Здесь всплывают все те же советские методы. Было время, что уже почти открыто подсмеивались над "коммунистическими принципами". Но если нужно было кого-то уничтожить, вытаскивали на свет эти принципы, чтобы поймать на "безыдейности", на предательстве "делу партии и социализма". И в первых рядах обвинителей рьяные комсомольцы, которым за верность и бдительность дозволялась кое-какая доза "буржуазного рая".
"Принципы", "догмы" оказываются важны не сами по себе, не как указатели верного пути, а как столбы, на которые, если постараться, можно натолкнуть противника, чтобы тот расшиб себе лоб.
Это, кстати, хорошо усвоили студенты семинарий и академий и боятся писать дипломные работы по догматике. Слишком скользкая область не успеешь опомниться, как в еретиках окажешься. Уж лучше, как они говорят, про "заборы", то есть скрупулезное бюрократическое описание архитектуры и истории храмов. Догматика стала пугалом, вместо того, чтобы быть областью творческого богомыслия. Предпочтительно не штурмовать горные вершины, а "смиряться" страхом угодить в ущелье.
Так что в данном случае, думаю, не стоит попадаться на эту наживку что-то доказывать и выискивать на поле богословия. Лучше подумать, что если мы дадим уничтожить эту ветвь соборного православия, то печальной может оказаться судьба всей Русской Церкви. Я говорю "ветвь", чтобы подчеркнуть было бы странно утверждать, что вся Полнота Церкви Христовой пребывает ныне у Кочеткова.
В Церкви есть люди, близкие ему в той или иной степени, есть и во многом не соглашающиеся. Но если у нас осталась еще совесть, если у нас болит сердце за истинное христианское православие, мы поймем сегодня здесь решается наша общая судьба, здесь проходит линия фронта. И если все здоровые силы Церкви совместно выдержат оборону, то, быть может, многие еще воспрянут в надежде, даже те, у кого уже опустились руки. Если нет, то Русская церковь потеряет последний противовес и уже без всякого сопротивления покатится в тьму обскурантизма, изоляционизма и откровенного язычества.
Надо действовать, одного сочувствия мало "не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лук.23:28).
http://ashramko.virtualave.net/zapisi_06_06_01.htm священник Александр Шрамко, из дневника "ЧТО НАС ЖДЕТ Опубл. на сайте "Дневник священника".
Комментарий