Филофей Синайский "О трезвении"

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Соня
    Ветеран

    • 11 November 2010
    • 3877

    #1

    Филофей Синайский "О трезвении"

    Мне пошли на пользу многое из здесь сказанного.
    Что вам тут оказалось душеполезным?
    Что вы об этом думаете?


    ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО ФИЛОФЕЯ СИНАЙСКАГО из 40 ГЛАВЪ 0 ТРЕЗВЕНИИ.

    1) Есть въ насъ мысленная брань, болѣе тяжелая, чѣмъ чувственная. Дѣлателю благочестія надобно тако тещи и ту цѣль преслѣдовать умомъ, чтобъ, какъ маргаритъ какой, или камень многоцѣнный, въ совершенствѣ усокровиществовать въ сердцѣ память о Богѣ. Надобно оставить все, даже тѣло, и презрѣть самую жизнь настоящую, чтобы Бога единаго стяжать въ сердцѣ своемъ.

    2) Ведущіе мысленную брань должны со всѣмъ усердіемъ избирать себѣ духовныя дѣланія и возлагать ихъ на умъ, какъ цѣлительные пластыри. Такъ съ утра, говоритъ нѣкто, должно мужественно и неотступно стоять у двери сердца, съ крѣпкою памятію о Богѣ и непрестанною въ душѣ Іисусъ-Христовою молитвою, посѣкать, ради Господа, главы сильныхъ и начала брань воздвигающихъ помысловъ

    3) Рѣдко очень можно найти безмолвствующихъ умомъ. трезвеніе есть принадлежность только тѣхъ, которые всѣсредства употребляютъ къ тому, чтобъ привлечь къ себѣ Божественную благодать и исполниться истекающимъ отъ ней духовнымъ утѣшеніемъ. . Оно подобно также свѣтовому оконцу, чрезъ которое Богъ приникши является уму.

    4) Гдѣ смиреніе, память о Богѣ съ трезвеніемъ и вниманіемъ и частая противъ враговъ устремляемая молитва,тамъ мѣсто Божіе, или сердечное небо,

    9) Мы должны каждодневно держать себя въ такомъ настроеніи, въ какомъ надлежитъ являться предъ лицемъ Бога. Ибо Пророкъ Осія говоритъ: милость и судъ храни, и приближайся къ Богу твоему выну

    . Итакъ доброе очень есть дѣло, чтобы умъ всегда трезвенствовалъ;

    19) Но когда Душа (пришедши въ себя) положитъ начало молитвенному къ Богу прибѣганію, и станетъ по силѣ трезвенствовать въ молитвѣ; тогда мало по малу начинаетъ она разрѣшаться силою молитвы и отъ тьмы: иначе же раз-рѣшиться отъ ней нѣтъ никакой возможности Мѣсто же ума есть твердое стояніе его въ добродѣтели и трезвеніе. Но удержать его невозможно безъ болѣзненнаго труда душевнаго.

    22) Сладостная память о Богѣ, т.-е. Іисусѣ, обыкновенно разрушаетъ всѣ обаянія помысловъ . Іисусъ, будучи призываемъ, все попаляетъ легко. Ибо ни въ комъ другомъ нѣтъ намъ спасенія, кромѣ Христа Іисуса. Это сказалъ и Самъ Спаситель говоря: безъ Мене не можете творити ничесоже (Ін. 15, 5).

    23) Итакъ всякій часъ и всякое мгновеніе будемъ всякимъ храненіемъ блюсти сердце свое отъ помысловъ, туманящихъ душевное зеркало, въ коемъ надлежитъ печатлѣться и свѣтописаться одному Іисусу Христу, Который есть премудрость и сила Бога Отца. Будемъ непрестанно искать царствія небеснаго внутрь сердца; и конечно таинственно обрѣтемъ внутрь себя самихъ , если очистимъ око ума своего. Сего-то ради и Господь нашъ Іисусъ Христосъ сказалъ: царствіе Божіе внутрь васъ есть (Лк. 17, 21), разумѣя чрезъ то пребывающее внутрь сердца божество.

    24) Трезвеніе до блистанія очищаетъ совѣсть. Совѣсть же, будучи такъ очищена, изгоняетъ извнутрь всякую тьму, подобно свѣту вдругъ возсіявающему по святіи лежащаго на немъ покрова. А по нагнаніи тьмы, совѣсть, при непрерывно продолжающемся истинномъ трезвеніи, снова показываетъ то, что было забыто, или что скрывалось не будучи сознаваемо подобно стрѣлѣ устремляя его укрываться у Христа, сего, вмѣсто пагубной тьмы, желаннаго свѣта. Кто вкусилъ сего свѣта, тотъ понимаетъ о чемъ я говорю. Вкушеніе сего свѣта гладомъ паче томитъ душу, которая имъ питается, но никогда не насыщается, и чѣмъ болѣе его вкушаетъ, тѣмъ болѣе алчетъ. Сей свѣтъ, влекущій къ себѣ умъ, какъ солнце очи, свѣтъ неизъяснимый самъ въ себѣ, содѣлывающійся однако-жъ истолковываемымъ, только не словомъ, а опытомъ того, кто пріемлетъ воздѣйствіе его, или точнѣе сказать, кто уязвляется имъ, заповѣдуетъ мнѣ молчать, хотя умъ все еще хотѣлъ бы наслаждаться бесѣдою о томъ, о чемъ идетъ теперь рѣчь.

    25) поступай такъ: съ трезвеніемъ сочетавай молитву,и будетъ трезвеніе усиливать молитву, а молитва трезвеніе. Трезвеніе, непрестанно назирая за всѣмъ внутри, замѣчаетъ, какъ враги по-кушаются войти туда, и заграждая имъ по силѣ своей входъ, призываетъ въ тоже время на помощь Господа Іисуса Христа, чтобы Онъ прогналъ этихъ лукавыхъ воителей. При этомъ вниманіе заграждаетъ входъ посредствомъ противорѣчія; а призываемый Іисусъ прогоняетъ демоновъ съ мечтаніями ихъ.

    26) Съ крайнимъ напряженіемъ вниманія блюди свой умъ. Какъ только заметишь (вражій) помыслъ, тотчасъ воспротиворѣчь ему, но вмѣстѣ съ тѣмъ спѣши призвать Христа Господа на отмщеніе. Но ты, и послѣ того какъ, по молитвѣ твоей, всѣ эти враги усмирены будутъ, опять продолжай усердно внимать уму. Вотъ снова волны (помысловъ), множайшія прежнихъ, однѣ за другими устремятся на тебя, такъ что отъ нихъ будто уже погружается душа какъ въ пучину и готова погибнуть. Но и Іисусъ опять, возбуждаемый ученикомъ, яко Богъ запрещаетъ злымъ вѣтрамъ (помысловъ, и они утихаютъ). Ты же улучивъ свободу отъ вражескихъ нападеній, на часъ или минуту, прославь спасшаго тебя, и углубись въ помышленіе о смерти.

    27) Со всякимъ сердечнымъ вниманіемъ въ чувствѣ душевномъ будемъ совершать путь свой. Вниманіе и молитва, будучи на всякій день сочетаваемы вмѣстѣ, совершаютъ нѣчто подобное огненной Иліиной колесницѣ, подъемля на высоту небесную того, кто имъ причастенъ. И что я говорю? У того, кто установился въ трезвеніи или старается установиться въ немъ, чистое сердце содѣлывается мысленнымъ небомъ, съ своимъ солнцемъ, луною и звѣздами, и бываетъ вмѣстилищемъ невмѣстимаго Бога, по таинственному видѣнію и восхожденію (восторженію ума). У кого есть любовь къ Божественной добродѣтели, пусть старается во всякое мгновеніе произносить имя Господа и со всѣмъ усердіемъ слова производить въ дѣла. Кто съ нѣкоторымъ насиліемъ удерживаетъ пять своихъ чувствъ, коими обычно повреждается душа, тотъ всячески содѣлываетъ для ума легчайшими сердечный подвигъ и брань Помышленіемъ о смерти мучь душу свою и па-мятію о Христѣ Іисусѣ собирай расточенный умъ свой; особенно ночью, когда умъ обычно бываетъ болѣе чистъ и свѣтелъ, ясно созерцая Бога и все божественное.

    29) Дымъ, выходящей изъ дровъ, тяжелъ бываетъ для очей; но потомъ показываетъ имъ свѣтъ и услаждаетъ тѣхъ, кому прежде причинялъ непріятность. И вниманіе, держа непрестанно въ напряженіи умныя очи, утомляетъ и тяготитъ голову. Но Іисусъ, призываемый въ молитвѣ, пришедши просвѣщаетъ сердце. Память о Немъ, вмѣстѣ съ осіяніемъ (внутренняго нашего) доставляетъ и высочайшее изъ благъ (т.-е. Самаго Господа).
    Не важно, что написано. Важно как понято.
  • AHTOH
    Отключен

    • 31 July 2010
    • 239

    #2
    Ну и кому эти крякозябры были адресованы, что нельзя было на нормальном современном языке написать, типа как тут:
    Филофей Синайский - Добротолюбие, том 3

    Комментарий

    • Соня
      Ветеран

      • 11 November 2010
      • 3877

      #3
      Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны. Лев Толстой
      Не важно, что написано. Важно как понято.

      Комментарий

      • Rubik
        Участник

        • 07 November 2010
        • 382

        #4
        Форум нужен для поиска или для проповедей?
        во Истину верую

        Комментарий

        • Наталльчик
          Участник

          • 25 March 2011
          • 377

          #5
          Сообщение от Rubik
          Форум нужен для поиска или для проповедей?
          и для того и для другого

          Комментарий

          • Соня
            Ветеран

            • 11 November 2010
            • 3877

            #6
            Сообщение от Наталльчик
            и для того и для другого
            Да какие уж тут проповеди?
            Мы все в этой жизни искатели, знаем мы о том или нет.
            Активному искателю или верующему порою хочется оглянуться, окликнуть, спросить совета, поделиться опытом.
            Так что это просто было приглашение и вопрос: "Как спасаетесь?"

            ***

            Такая даль
            меж всеми нами!..
            Такая даль,
            которую слова
            перелететь не могут.
            Как крыльями ни машут,
            как ни рвутся, --
            Все та же даль маячит впереди.
            Кричать?
            Зачем?
            Куда?
            К кому?
            А может быть, когда-то
            Вселенная вот так же разбежалась
            на тысячи, на мириады звезд,
            и каждая повисла одиноко
            не в силах дотянуться до другой...
            И превратилась Вечность
            в безликое, безмерное Пространство
            и Время, не имущее конца...
            Как будто кто-то
            вдруг выворотил Вечность наизнанку
            Во вне себя...
            Кричать?
            Но разве звезды
            кричат друг другу?
            Нет. Они тихи.
            И дело их --
            Светиться сквозь молчанье
            И тайное единство возвещать...

            /Зинаида Миркина/
            Не важно, что написано. Важно как понято.

            Комментарий

            • svetham
              оливковый

              • 15 February 2006
              • 8566

              #7
              А я не понимаю такого русского...

              Комментарий

              • Наталльчик
                Участник

                • 25 March 2011
                • 377

                #8
                Сообщение от Соня Хабинская
                Да какие уж тут проповеди?
                Мы все в этой жизни искатели, знаем мы о том или нет.
                Активному искателю или верующему порою хочется оглянуться, окликнуть, спросить совета, поделиться опытом.
                Так что это просто было приглашение и вопрос: "Как спасаетесь?"
                я понимаю.
                просто я тоже, бывает, делюсь своими мыслями-а меня за проповедницу принимают!

                Комментарий

                • Novoe
                  Ветеран

                  • 18 January 2011
                  • 2738

                  #9
                  Сообщение от Соня Хабинская
                  Да какие уж тут проповеди?
                  Мы все в этой жизни искатели, знаем мы о том или нет.
                  Активному искателю или верующему порою хочется оглянуться, окликнуть, спросить совета, поделиться опытом.
                  Так что это просто было приглашение и вопрос: "Как спасаетесь?"

                  ***

                  Такая даль
                  меж всеми нами!..
                  Такая даль,
                  которую слова
                  перелететь не могут.
                  Как крыльями ни машут,
                  как ни рвутся, --
                  Все та же даль маячит впереди.
                  Кричать?
                  Зачем?
                  Куда?
                  К кому?
                  А может быть, когда-то
                  Вселенная вот так же разбежалась
                  на тысячи, на мириады звезд,
                  и каждая повисла одиноко
                  не в силах дотянуться до другой...
                  И превратилась Вечность
                  в безликое, безмерное Пространство
                  и Время, не имущее конца...
                  Как будто кто-то
                  вдруг выворотил Вечность наизнанку
                  Во вне себя...
                  Кричать?
                  Но разве звезды
                  кричат друг другу?
                  Нет. Они тихи.
                  И дело их --
                  Светиться сквозь молчанье
                  И тайное единство возвещать...

                  /Зинаида Миркина/
                  НЕльзя не ответит не на само стихотворение,а на глубокий зовущий сердце смысл к прекрасному к истинному взаимопониманию друг друга вселенная огромная в ней мириады звезд и каждая находится на своем месте и звезда от звезды рознится в своем сиянии Бог их выводит каждую; так и мы все разные куда устремлен поток мыслей каждого, каким связан смыслом, какие чаяния сердца его движут
                  Так хочется воззвать люди откройте сердца друг другу придите к истинной Екклезии общения в духе и истине ибо Свет пришел в мир , а мы возлюбили больше тьму- наш душевный свет и настоящая тьма отбросила нас друг от друга, как звезды на очень далекие расстояния и наше общение между друг другом чисто эмпирическое, обманчивое- что мы хочем каждый доказать друг другу к чему тратим драгоценные наши дни. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему могут поклоняться в духе и истине- только духовный чистый поток света от Бога может просветить нашу тьму наш храм сердца вложить смысл в нашу реинкарнованную мысль души в светлую новую всезвзаимопонимающую всеохватывающую любовью, чистотой и радостью мысль духа все и всех обнимающую хотя бы в маленькой взаимоподобной ответности в тайном неземном движении сияющих лучиков ее возрожденной Светом Христа ипостаси!

                  Комментарий

                  • Наталльчик
                    Участник

                    • 25 March 2011
                    • 377

                    #10
                    Трезвление-внимание (википедия).

                    Комментарий

                    Обработка...