Современный мир с культивируемым им потребительским отношением к жизни по принципу «бери от жизни все и даже больше» донельзя располагает к беззаботно-расслабленному жизнепровождению. Насаждаемая потребительской философией тяга к комфорту и мирским удовольствиям (развлечениям) подспудно превращает человека в раба собственных иллюзорных желаний, вне зависимости от его религиозных воззрений. В той или иной мере все оказываются подвержены разлагающе расхолаживающему воздействию окружающей среды.
В то же время именно состояние духовной апатии, безразличия, нечувствительности к духовным вещам, я нахожу наиболее опасным с точки зрения христианина. Совершая греховный проступок, мы можем покаяться. Упорствуя в заблуждении (именно упорствуя, а не машинально в нем пребывая), мы также имеем шанс переосмыслить собственные ошибочные взгляды. Но в состоянии «ни рыба, ни мясо» человеку, впавшему в духовную дрему, когда все до лампочки, а сама лампочка давно перегорела, и впрямь сложно что-либо изменить.
Большинству людей, к которым отношусь и я, в принципе не свойственно особо напрягаться в духовном смысле, но скорее плыть по течению с надеждой, что кривая вынесет куда надо. Но кривая выносит куда угодно, только не ко Христу, путь к Которому всегда узок, тернист, но прям. И так год за годом человек равнодушно течет по жизни как некое желеобразное бесхребетное существо, прогибаясь под обстоятельства, и вся его духовная жизнь сводится в лучшем случае к внешне благопристойному поведению, внутри же он, сам того не замечая, натурально гниет заживо.
Не знаю, что может быть плачевней подобного состояния. Оно опасно, во-первых, тем, что живущий так за отсутствием видимых грехов может решить, что живет богоугодно, а во-вторых тем, что такая жизнь приятна плоти и комфортна душе. Любое же усилие в обратном направлении воспринимается нашей падшей натурой весьма болезненно, поскольку рискует вывести нас из состояния душевного равновесия, которым мы, положа руку на сердце, дорожим более всего на свете. Может даже сложиться обманчивое впечатление, будто такое вот беззаботно-самодовольное почивание на лаврах есть ни что иное как обещанное Царствие Небесное, которое, как известно, «внутрь нас есть».
Вспоминаются слова из Откровения «о, если бы ты был холоден (т.е. вообще не знал Бога) или горяч (ревностен в вере) но так как ты тепл, извергну тебя из уст Моих». Состояние теплохладности по отношению к Богу главный, если не единственный враг христианина. Холодная вода освежает тело и утоляет жажду, горячим напитком можно согреться в стужу, но редко кто предпочтет им теплую воду или теплый чай.
Поэтому необходимо делать все от нас зависящее, чтобы с Божьей помощью выйти из тлетворного состояния летаргического сна. Когда речь идет о жизни и смерти (тем паче духовных), а речь идет именно о них, в каком-то смысле допустимо не брезговать никакими средствами в рамках приличия, но использовать весь подручный арсенал дабы зажечь внутри себя искорку веры, от которой впоследствии может разгореться костер. Костер, в котором сгорит вся наша нечистота, заблуждения, духовная и даже телесная немощь. Ведь самая малая искра потенциально содержит в себе костер, гипотетически даже огонь пробуждения в мировом масштабе. И, кто знает, возможно именно эта крошечная, еле заметная, но все-таки живая искорка веры послужит нам к оправданию в судный час.
В конце концов, если человек искренне заблуждается, но делает это активно, а не по инерции, всеми фибрами души стремясь служить Богу в меру своего несовершенного разумения, Господь не оставит такого преданного Ему, хотя и ошибающегося, человека, как не оставил в свое время апостола Павла. Но для этого нужно гореть, а не тлеть. «Под лежачий камень вода не течет, а вода жизни и подавно». Необходимо как-то вытаскивать себя из состояния духовной комы, поскольку длительное пребывание в коме оканчивается смертью и разложением.
Уж лучше спорить, возмущаться, роптать, искать, падать и снова вставать, не успокаиваться на достигнутом (ибо остановка в духовном развитии есть начало духовной деградации), но неотступно идти вперед с надеждой на Бога, чем жить «как все» обыкновенной рутинной буднично-бытовой жизнью, будучи абсолютно невосприимчивым к духу и патологически незаинтересованным в духовном росте. Воистину, иногда лучше делать хоть что-то, чем вообще ничего. Поэтому дабы не сидеть, сложа руки и не быть обвиненными в бездействии, мы предпочитаем лежать, сложа ноги, и мысленно изображать бурную деятельность.
Для чего я все это пишу? Единственно затем, чтобы прямо сейчас самому не впасть в спячку, а заодно разбудить тех, кто благополучно видит сны. Если я перестану бодрствовать, вся моя жизнь уподобится долгому бессмысленному сновидению. Когда же сон окончится и наступит реальность, она окажется не в мою пользу. Тогда я пойму, что то, что я считал сном и фантазией (духовная жизнь) в действительности было явью, то же, что считал явью оказалось мимолетным видением и рассеялось как туман.
«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Живущий верой живет реалиями невидимого мира Духом Святым и Словом Божьим в то время как живущий по стихиям мира сего насыщает душу пустыми миражами. Вера есть тот самый светильник, с которым невесты призваны встретить идущего Жениха, и по горению которого Он будет судить о нас: «но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Но даже если наш светильник угас не беда. Пока мы живы, мы можем снова зажечь его. Главное не привыкнуть к жизни во тьме, когда любой проблеск света нестерпимо режет глаза, вынуждая нас вместо того, чтоб, отбросив страх, выйти к источнику Света пусть грязными и недостойными, но в надежде на милосердие Божье еще глубже погрузиться в потемки ложной стыдливости, отчаяния и греха.
10.06.2010
В то же время именно состояние духовной апатии, безразличия, нечувствительности к духовным вещам, я нахожу наиболее опасным с точки зрения христианина. Совершая греховный проступок, мы можем покаяться. Упорствуя в заблуждении (именно упорствуя, а не машинально в нем пребывая), мы также имеем шанс переосмыслить собственные ошибочные взгляды. Но в состоянии «ни рыба, ни мясо» человеку, впавшему в духовную дрему, когда все до лампочки, а сама лампочка давно перегорела, и впрямь сложно что-либо изменить.
Большинству людей, к которым отношусь и я, в принципе не свойственно особо напрягаться в духовном смысле, но скорее плыть по течению с надеждой, что кривая вынесет куда надо. Но кривая выносит куда угодно, только не ко Христу, путь к Которому всегда узок, тернист, но прям. И так год за годом человек равнодушно течет по жизни как некое желеобразное бесхребетное существо, прогибаясь под обстоятельства, и вся его духовная жизнь сводится в лучшем случае к внешне благопристойному поведению, внутри же он, сам того не замечая, натурально гниет заживо.
Не знаю, что может быть плачевней подобного состояния. Оно опасно, во-первых, тем, что живущий так за отсутствием видимых грехов может решить, что живет богоугодно, а во-вторых тем, что такая жизнь приятна плоти и комфортна душе. Любое же усилие в обратном направлении воспринимается нашей падшей натурой весьма болезненно, поскольку рискует вывести нас из состояния душевного равновесия, которым мы, положа руку на сердце, дорожим более всего на свете. Может даже сложиться обманчивое впечатление, будто такое вот беззаботно-самодовольное почивание на лаврах есть ни что иное как обещанное Царствие Небесное, которое, как известно, «внутрь нас есть».
Вспоминаются слова из Откровения «о, если бы ты был холоден (т.е. вообще не знал Бога) или горяч (ревностен в вере) но так как ты тепл, извергну тебя из уст Моих». Состояние теплохладности по отношению к Богу главный, если не единственный враг христианина. Холодная вода освежает тело и утоляет жажду, горячим напитком можно согреться в стужу, но редко кто предпочтет им теплую воду или теплый чай.
Поэтому необходимо делать все от нас зависящее, чтобы с Божьей помощью выйти из тлетворного состояния летаргического сна. Когда речь идет о жизни и смерти (тем паче духовных), а речь идет именно о них, в каком-то смысле допустимо не брезговать никакими средствами в рамках приличия, но использовать весь подручный арсенал дабы зажечь внутри себя искорку веры, от которой впоследствии может разгореться костер. Костер, в котором сгорит вся наша нечистота, заблуждения, духовная и даже телесная немощь. Ведь самая малая искра потенциально содержит в себе костер, гипотетически даже огонь пробуждения в мировом масштабе. И, кто знает, возможно именно эта крошечная, еле заметная, но все-таки живая искорка веры послужит нам к оправданию в судный час.
В конце концов, если человек искренне заблуждается, но делает это активно, а не по инерции, всеми фибрами души стремясь служить Богу в меру своего несовершенного разумения, Господь не оставит такого преданного Ему, хотя и ошибающегося, человека, как не оставил в свое время апостола Павла. Но для этого нужно гореть, а не тлеть. «Под лежачий камень вода не течет, а вода жизни и подавно». Необходимо как-то вытаскивать себя из состояния духовной комы, поскольку длительное пребывание в коме оканчивается смертью и разложением.
Уж лучше спорить, возмущаться, роптать, искать, падать и снова вставать, не успокаиваться на достигнутом (ибо остановка в духовном развитии есть начало духовной деградации), но неотступно идти вперед с надеждой на Бога, чем жить «как все» обыкновенной рутинной буднично-бытовой жизнью, будучи абсолютно невосприимчивым к духу и патологически незаинтересованным в духовном росте. Воистину, иногда лучше делать хоть что-то, чем вообще ничего. Поэтому дабы не сидеть, сложа руки и не быть обвиненными в бездействии, мы предпочитаем лежать, сложа ноги, и мысленно изображать бурную деятельность.
Для чего я все это пишу? Единственно затем, чтобы прямо сейчас самому не впасть в спячку, а заодно разбудить тех, кто благополучно видит сны. Если я перестану бодрствовать, вся моя жизнь уподобится долгому бессмысленному сновидению. Когда же сон окончится и наступит реальность, она окажется не в мою пользу. Тогда я пойму, что то, что я считал сном и фантазией (духовная жизнь) в действительности было явью, то же, что считал явью оказалось мимолетным видением и рассеялось как туман.
«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Живущий верой живет реалиями невидимого мира Духом Святым и Словом Божьим в то время как живущий по стихиям мира сего насыщает душу пустыми миражами. Вера есть тот самый светильник, с которым невесты призваны встретить идущего Жениха, и по горению которого Он будет судить о нас: «но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Но даже если наш светильник угас не беда. Пока мы живы, мы можем снова зажечь его. Главное не привыкнуть к жизни во тьме, когда любой проблеск света нестерпимо режет глаза, вынуждая нас вместо того, чтоб, отбросив страх, выйти к источнику Света пусть грязными и недостойными, но в надежде на милосердие Божье еще глубже погрузиться в потемки ложной стыдливости, отчаяния и греха.
10.06.2010
Комментарий