Существует поговорка о том, что у истины есть три этапа распространения. Первый этап, когда, услышав ее впервые, люди говорят ну, это же очевидная ересь!
Второй этап начинается тогда, когда человек задумывается это, конечно же, ересь, но ведь что-то в этом есть!
И, наконец, третий этап, когда человек восклицает ну так, это же очевидная истина! Кто же этого не знает?
Итак, ересь и еретики. Что об этом можно сказать?
Пожалуй то, что еретиками не рождаются, ими становятся, в отличие от поэтов и художников, которых можно определить еще в детстве по проявленным способностям.
Еретик это звание, которое еще нужно заслужить в неотступном поиске и следовании за истиной, подобно тому, как звание генерала нужно заслужить годами безупречной службы.
Правда, в отличие от генералов, почести еретикам при жизни не воздаются. Разве что после смерти, да и то не всегда.
Всех еретиков отличает и сопровождает одно обязательное и классифицирующее данный вид качество еретик обязательно должен быть гоним. Если человека никто не гонит, он по определению - не еретик. Но гнать еретика должны именно за истину, а не за кражу консервов в магазине.
Еретики не появляются просто так на пустом месте. Еретики появляются там, где истина становится слишком очевидной и довлеющей. Еретиков не любят, они мозолят всем глаза и мешают. Они как занозы в теле общества, болят и тревожат, не позволяют расслабиться и успокоиться. Не позволяют «нормально» жить.
Функция еретика в обществе, его святое призвание и миссия это ломать привычные стереотипы для того, чтобы расчистить путь для новой истины. Эти стереотипы могут быть настолько отвердевшими, укоренившимися, окаменевшими, что истинный еретик должен быть подобен мощному заряду, заложенному под здание общественного благополучия.
Точнее, видимости благополучия. Того благополучия, которое одни строят на несчастье других.
Многие величайшие еретики были обвиняемы в богохульстве и попирании святых основ мироздания. Оттого они были гонимы, оклеветаны, распинаемы, убиваемы.
Сократ, Иисус Христос, Джордано Бруно, Галилео Галилей этот прекрасный список лучших еретиков человечества можно продолжать долго. И еретик должен действительно любить истину больше жизни, потому что именно жизнью и своим добрым именем приходится ему часто расплачиваться за свои ереси.
Еретики опаснее преступников. Поскольку преступники только переступают законы. Еретики меняют эти законы. Оттого обществу, стремящемуся к стабильности, более желанен преступник, а не еретик.
Отпусти нам преступника Варраву, а Царя Иудейского Христа распни! кричала толпа Понтию Пилату, предлагавшему ей отпустить по обычаю одного
Но миссия еретика непопулярна, в отличие от миссии врача, юриста или учителя. Нет такого ребенка, который мечтал бы в детстве стать еретиком. Разве вы слышали такой ответ на вопрос родителей кем ты хочешь стать? Космонавтом, - отвечают дети, - или музыкантом. Ну, на худой конец, - таксистом, как папа. Но вот чтобы еретиком, - лично я не слышал. Да и никто, вероятно, не слышал.
А разве дети гордятся родителями еретиками? «Мой папа еретик!» - гордо произносит ребенок в школе. Разве такое бывает? Конечно, нет!
Но, тем не менее, еретики откуда-то появляются, и явно не из того места, откуда появляются обычные дети. Еретиком человека делает жизненный путь и то лишь в том случае, если, как уже было сказано, человек готов платить цену за верность истине.
Никто не хочет быть еретиком. Все хотят быть правым большинством.
Но ересь это истина, которая входит в конфронтацию с догмой, то есть с мнением большинства. И это происходит только благодаря тому, что человек хочет быть верен самому себе, своей природе и своей истине. И который не позволяет своему окружению подчинить себя.
Ересь это нонконформизм, выраженный в теологических понятиях. Ересь это верность самому себе противопоставленная тупому «одобрямс» большинства. Ересь это протест против большинства, это удар головой о стену.
Никто же в здравом уме просто так не будет биться головой об стену. Разве только когда очень припечет. Поэтому в ересь бросаются тогда, когда не остается более ничего другого.
Второй этап начинается тогда, когда человек задумывается это, конечно же, ересь, но ведь что-то в этом есть!
И, наконец, третий этап, когда человек восклицает ну так, это же очевидная истина! Кто же этого не знает?
Итак, ересь и еретики. Что об этом можно сказать?
Пожалуй то, что еретиками не рождаются, ими становятся, в отличие от поэтов и художников, которых можно определить еще в детстве по проявленным способностям.
Еретик это звание, которое еще нужно заслужить в неотступном поиске и следовании за истиной, подобно тому, как звание генерала нужно заслужить годами безупречной службы.
Правда, в отличие от генералов, почести еретикам при жизни не воздаются. Разве что после смерти, да и то не всегда.
Всех еретиков отличает и сопровождает одно обязательное и классифицирующее данный вид качество еретик обязательно должен быть гоним. Если человека никто не гонит, он по определению - не еретик. Но гнать еретика должны именно за истину, а не за кражу консервов в магазине.
Еретики не появляются просто так на пустом месте. Еретики появляются там, где истина становится слишком очевидной и довлеющей. Еретиков не любят, они мозолят всем глаза и мешают. Они как занозы в теле общества, болят и тревожат, не позволяют расслабиться и успокоиться. Не позволяют «нормально» жить.
Функция еретика в обществе, его святое призвание и миссия это ломать привычные стереотипы для того, чтобы расчистить путь для новой истины. Эти стереотипы могут быть настолько отвердевшими, укоренившимися, окаменевшими, что истинный еретик должен быть подобен мощному заряду, заложенному под здание общественного благополучия.
Точнее, видимости благополучия. Того благополучия, которое одни строят на несчастье других.
Многие величайшие еретики были обвиняемы в богохульстве и попирании святых основ мироздания. Оттого они были гонимы, оклеветаны, распинаемы, убиваемы.
Сократ, Иисус Христос, Джордано Бруно, Галилео Галилей этот прекрасный список лучших еретиков человечества можно продолжать долго. И еретик должен действительно любить истину больше жизни, потому что именно жизнью и своим добрым именем приходится ему часто расплачиваться за свои ереси.
Еретики опаснее преступников. Поскольку преступники только переступают законы. Еретики меняют эти законы. Оттого обществу, стремящемуся к стабильности, более желанен преступник, а не еретик.
Отпусти нам преступника Варраву, а Царя Иудейского Христа распни! кричала толпа Понтию Пилату, предлагавшему ей отпустить по обычаю одного
Но миссия еретика непопулярна, в отличие от миссии врача, юриста или учителя. Нет такого ребенка, который мечтал бы в детстве стать еретиком. Разве вы слышали такой ответ на вопрос родителей кем ты хочешь стать? Космонавтом, - отвечают дети, - или музыкантом. Ну, на худой конец, - таксистом, как папа. Но вот чтобы еретиком, - лично я не слышал. Да и никто, вероятно, не слышал.
А разве дети гордятся родителями еретиками? «Мой папа еретик!» - гордо произносит ребенок в школе. Разве такое бывает? Конечно, нет!
Но, тем не менее, еретики откуда-то появляются, и явно не из того места, откуда появляются обычные дети. Еретиком человека делает жизненный путь и то лишь в том случае, если, как уже было сказано, человек готов платить цену за верность истине.
Никто не хочет быть еретиком. Все хотят быть правым большинством.
Но ересь это истина, которая входит в конфронтацию с догмой, то есть с мнением большинства. И это происходит только благодаря тому, что человек хочет быть верен самому себе, своей природе и своей истине. И который не позволяет своему окружению подчинить себя.
Ересь это нонконформизм, выраженный в теологических понятиях. Ересь это верность самому себе противопоставленная тупому «одобрямс» большинства. Ересь это протест против большинства, это удар головой о стену.
Никто же в здравом уме просто так не будет биться головой об стену. Разве только когда очень припечет. Поэтому в ересь бросаются тогда, когда не остается более ничего другого.
Комментарий