Мнимая святость

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • paveletsky
    the млянин

    • 20 May 2002
    • 4533

    #1

    Мнимая святость

    В данной статье мне хотелось бы затронуть вопрос о святости, а точнее о ее восприятии в традиционном православном и протестантском сознании. «Святость» буквально означает «отделенность» кого-либо или чего-либо от мира для Бога. Так, святым народом считался народ Израильский, призванный ко священству и свидетельству правды Божьей среди языческого мира для спасения народов и приведения их к вере. При этом, из Св.Писания очевидно, что святой Божий народ, как никакой другой в истории человечества, во все времена испытывал на себе последствия своего греха, формально оставаясь «отделенным для Бога». В свою очередь, в самом Божьем народе «отделенным» считалось колено Левия, призванное ко священству «полного посвящения» среди священства так сказать «мирского» (поскольку изначально весь народ был призван ко священству).

    Здесь необходимо отметить, что святость в полном смысле этого слова как совершенная отделенность человека для Бога не есть некая изначальная данность для христианина но цель, к которой он призван стремиться всю жизнь. В этом, абсолютном смысле, свят лишь Один Бог. И здесь уместно провести аналогию между подлинной святостью и совершенством. Так, человека можно назвать поистине святым, если, по слову апостола, «уже не он живет, но живет в нем Христос», если человек умер для себя, умертвил свои земные члены и похоти. Однако поскольку для грешного, хотя и верующего человека это не есть его традиционное состояние, говорить о какой бы то ни было святости даже примерного христианина не вполне корректно. Ни один из нас по-настоящему не отделен для Бога, поскольку, как с горечью констатирует апостол, «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». В своем глубинном смысле, который только и есть настоящий, «святость» есть синоним совершенства.

    Здесь уместно сделать следующую оговорку: когда в Писании верующие называются святыми, имеется ввиду опять же их отделенность для Бога, но никак не совершенство. Поэтому никому из тех, кого Церковь прославляет как святых, и в голову не могло придти считать себя таковым при жизни поскольку в пределе грешный человек не может быть свят. И тем не менее их святость, пускай и относительная на фоне Божьей, по сравнению с нашей среднестатистической христианской «святостью», являет поистине поразительный контраст. Тем более плачевно, когда человек, подобно автору бесконечно далекий от совершенства, превратно понимает слова апостола и приписывает себе и окружающим то, чего в них нет действительную святость.

    В традиционном протестантском понимании человек становится святым, когда «принимает Христа» и оставляет греховный образ жизни, под которым, как правило, подразумеваются вполне конкретные вещи аморальные с христианской точки зрения дела. Когда человек принимает решение оставить прежние греховные привычки, он как бы автоматически присоединяется ко «священству». Отчасти, это, пожалуй, справедливо я бы даже назвал это полуправдой, если бы злоупотребления этой полуправдой не приводили к тому, что она теперь претендует именоваться всей правдой, тем самым, превращаясь в опасную, в силу своей трудноуловимости, подмену.

    На первых порах жизни новообращенного благодать Божья зачастую действует обильно в его жизни, и очищает его от внешне неблаговидных, зачастую осуждаемых даже светским обществом поступков. Человек перестает пить, курить, сквернословить, рукоприкладствовать, прелюбодействовать И на фоне окружающего большинства может действительно показаться святым. Но это если судить исключительно по внешним признакам, по которым верующие как раз призваны не судить. Здесь конечно речь идет не о страстях или полном внутреннем отречении от мирского, но только об исключительно внешних вещах, так сказать, смертных грехах, без оставления которых человек в принципе не может следовать за Христом. Но на том, с чего все начинается для одного (т.е. с обращения ко Христу), нередко все заканчивается для другого. Здесь, на мой взгляд, довольно тонкий психологический момент: в самом деле, к чему напрягаться, если итак спасен? А если и не заканчивается, то ничего кардинально отличного от прежнего уровня достичь все равно не удается. Поскольку представление о святости заведомо подается протестантизмом в искаженном свете.

    Основным постулатом протестантского вероучения является спасение исключительно благодатью, по одной лишь вере в Иисуса Христа. И опять-таки это утверждение было бы во многом верно, если бы при этом не игнорировался человеческий компонент те усилия, которые требуются от человека, чтобы, с Божьей помощью, как писал апостол, «совершать свое спасение».

    Православие, в отличие от протестантизма, учит о «синергии» - соработничестве Бога и человека в деле спасения последнего. Да, Бог действительно сделал все возможное и невозможное, чтобы спасти человечество, но поскольку даже Он не может спасти человека насильно, против его воли (иначе спаслись бы все), то условием спасения Он поставил, во-первых сердечную веру в Иисуса Христа, и, во-вторых, как следствие подлинной веры, нравственные усилия, предпринимаемые человеком по слову Крестителя: «приготовьте путь Господу, сделайте прямыми стези Его». «Царствие Небесное усилием берется» это маленькое, но душеспасительное усилие воли и сердца и требуется от немощного грешного человека. Усилие, которое можно определить, как некий конкретный выбор в данный реальный момент времени избрать богоугодное и отвергнуть худое.

    В наследии традиционной Церкви огромное место занимает аскетический опыт подвижников, подобно апостолу Павлу умерщвлявших и порабощавших плоть свою, чтобы, проповедуя другим, самим не остаться недостойным. Неустанная борьба со внутренним злом, с оплетающими душу страстями, при помощи Божьей, является тем самым узким путем очищения сердца, который ведет ко спасению души, при том условии конечно, что человеком при этом движет любовь Божья, а не его падшая самость.

    Многие из нас по незнанию или нежеланию избирают широкий путь: просто веруй и будешь спасен, словно игнорируя слова апостола о том, что «человек спасается делами, а не верою только». «Видишь ли, неосновательный человек, говорит апостол, обращаясь к каждому из нас, вера без дел мертва». Неосновательный значит тот самый, который строит свой дом без основания на песке. Построить-то он построит, как и многие из нас, но вот устоит ли дом станет известно в день посещения, которого в определенном смысле лучше не дожидаться. «Горе желающим дня Господня. Для чего вам этот день Господень? Он тьма, а не свет.»

    Нравственное усилие, постоянный выбор между добром и злом в пользу первого неизменное условие спасения человека. Неудивительно, что протестантизм, по сути отвергший человека, сведя его роль до роли стороннего наблюдателя, лишивший человека-христианина подлинной свободы выбора, не имеет тех многочисленных примеров святости и святых, действительно оставивших самих себя ради Бога, которые есть в православии, и о которых свидетельствует Церковь.

    Сказать о том, что человек спасается благодатью будет, на мой взгляд, совершенно справедливо. Но не заметить слов апостола о том, что человек спасается и делами будет лукавством («и была последняя ложь горше первой»). Это то же самое, что сказать о Христе, что Он Бог. Подобное утверждение верно ровно до тех пор, пока им не отрицается Его человечество (поэтому неудивительно, что Иисус называет Себя одновременно Сыном Божьим и Сыном Человеческим). И истина в данном случае, как и в примере со святостью, заключается в неразрывном взаимодополняющем единстве одного и другого.

    Отсутствие понимания того, что предпринимаемые нами нравственные усилия реально влияют на совершаемое Богом спасение человека, и, как результат, отсутствие веры в их необходимость и действенность, обессиливает, обезоруживает христианина, закрывает ему доступ к подлинной святости. И человек в конечном итоге уподобляется «вечно учащимся и никогда не могущим достигнуть познания истины». И умирает практически в том же самом состоянии, в котором некогда «родился свыше», если не в худшем.

    Высокое нравственное призвание человека, любовь и уважение к нему его Творца, проявляются прежде всего в том, что Владыка миров приглашает на первый взгляд ничтожное, а на второй столь любимое Им создание, к соработничеству не только в деле спасения ближних, но в первую очередь в деле спасения его собственной души.
    мой ЖЖ
    http://paveletsky.livejournal.com/
  • Участковый
    Ветеран

    • 12 July 2003
    • 3595

    #2
    Сообщение от paveletsky
    «Святость» буквально означает «отделенность» кого-либо или чего-либо от мира для Бога.
    Правильно. Свят, например веник в Храме. И не потому, что он чем-либо отличается от аналогичного веника в доме, а исключительно потому что он в Храме.
    Сообщение от paveletsky
    Здесь уместно сделать следующую оговорку: когда в Писании верующие называются святыми, имеется ввиду опять же их отделенность для Бога, но никак не совершенство.
    Опять-таки верно. Но:
    Сообщение от paveletsky
    Поэтому никому из тех, кого Церковь прославляет как святых, и в голову не могло придти считать себя таковым при жизни поскольку в пределе грешный человек не может быть свят.
    Так чего ради некая церковь (не протестантская, что характерно) называет людей святыми исходя из их дел, которые не могут быть совершенными по определению, когда подлинные критерии святости в Писании четко даны?
    Сообщение от paveletsky
    В традиционном протестантском понимании человек становится святым, когда «принимает Христа» и оставляет греховный образ жизни, под которым, как правило, подразумеваются вполне конкретные вещи аморальные с христианской точки зрения дела.
    Есть традиционная прготестантская точка зрения, а есть бредни самодеятельных богословов "от сохи", согласно которым святость наступает, когда водку пить бросил и "по-матушке" выражаться перестал. Последние не становятся "традиционно протестантской точкой" даже в том случае, когда излагаются лицами протестантского исповедания.
    С уважением, Михаил.

    Комментарий

    • Двора
      Ветеран

      • 19 November 2005
      • 55170

      #3
      Вы не увлеклись?
      Судить никого не дано прежде времени.
      Как в православии есть многообразие, так и в любом другом обществе ищущих Бога.
      И в любом собрании ,где убеждают, что спасение только по их образу учения, святость только такая как у них,
      эти убеждение являются заблуждениями, а заблуждения ожесточают сердца, закрывают уши и ослепляют глаза.
      И тогда нет возможности слышать слово Божье, а только остаются для таких басни.
      Не увлекитесь до того , чтобы назад к поиску правды не потерять способность.

      Комментарий

      • AndreiBogdanov
        Временно отключен

        • 06 February 2006
        • 2812

        #4
        Сообщение от paveletsky
        ...
        Если честно я замечаю лишь заголовки ваших тем, которые, и отдаются эхом в духе моем: "Формула эффективности."; "Мнимая святость." ПОЛЕЗНО! Правда полезно!!

        А вот что внутри этих тем почему-то Дух Святой меня не побуждает даже и читать. Почему так? Шелуха какая-то. Слова Божьего там нет.

        Когда молюсь переживаю также вкус вашей молитвы, но в вашем профайле я зaмeтил не подпись скажем по типу: "Ученик Иисуса Христа", а о ужас: "Православный." Что это?


        Задумайтесь вот над этим:

        Комментарий

        Обработка...