Христианам Господь дал поручение продвинуться в течение своего жизненного отрезка на как можно большее духовное расстояние, максимально приблизившись к совершенству.
Размышляя о том, каким образом мы можем этого достичь практически (так как теоретически мы давно «посаженное на небесах царственное священство»), приведу следующий пример из земной жизни: предположим, нам необходимо пройти по земле максимальную дистанцию в неограниченные сроки.
Какой же нам избрать темп ходьбы, чтобы с одной стороны реально продвинуться вперед, а с другой не выдохнуться в первый же час? Если мы изберем быстрый бег, то в любом случае выдохнемся в течение максимум получаса. И потратим на последующий отдых больше времени, чем собственно на передвижение в пространстве.
Предположим, мы отказались от спринта и решили бежать неторопливо. Опять же, не будучи профессиональными стайерами, скорее всего мы преодолеем не более 3 километров. Хотя, при определенной натренированности и здоровье можно одолеть и все десять. После чего без сил свалиться на землю, не двигаясь больше с места добрые сутки. В худшем же случае, выбившись из сил, мы можем посчитать данное нам задание «обойти Землю три раза» и вовсе невыполнимым, и, разочаровавшись, побрести назад.
Если же учесть, что при таком долгом походе нам неизменно понадобится провиант и предметы первой необходимости т.е. походный рюкзак то все, на что мы будем реально способны, это передвигаться медленным темпом в заданном направлении (конечно, тут очень важно в какую сторону мы идем, но это отдельный разговор; предположим, что направление величина нам известная).
В таком случае, не столько скорость передвижения, сколько постоянство и выдержка обеспечат эффективность нашего предприятия.
Мне кажется очень важным, чтобы мы, верующие, не пасовали перед кажущейся недостижимостью христианского идеала совершенства и, соблазнившись, не снижали планку святости, подгоняя ее под свое состояние и понимание, не расширяли «иголье ушко» до размеров верблюда, т.к. это тот самый «широкий путь».
Вместо этого, по пословице «глаза боятся, а руки делают», нам следует мало-помалу, не надрываясь, но и не расслабляясь, постепенно двигаться в сторону Христа, стараясь не терять Его из виду а Он нас обязательно подождет, если будет видеть, что мы идем за Ним, а не топчемся на месте. И, как и ходьба в неспешном темпе, это не будет стоить нам сверхъестественных усилий, и в то же время принесет долгожданные плоды. И тогда мы познаем, что «иго Его благо, и бремя Его легко».
Подобным же образом, если нам необходимо перенести с места на место, скажем, груду металлолома, то гораздо эффективнее переносить стальную арматуру частями, нежели попытаться сдвинуть всю массу разом и, надорвавшись, отойти ни с чем (кроме грыжи). Воистину, «если дьявол не может убедить человека отступить от цели, он убеждает его пойти еще дальше».
Но вернемся к нашему примеру с расстоянием. От чего вообще, согласно элементарным законам физики, зависит преодоленное расстояние? Если мне не изменяет память, единственно от времени, потраченного в пути и скорости передвижения. Таким образом, время, помноженное на скорость, определяет расстояние.
С последним, т.е. со скоростью, мы вроде бы разобрались как в известной притче, мудрая, но медлительная черепаха обгоняет шустрого, но неопытного зайца.
Теперь остановимся на втором неотъемлемом компоненте формулы времени. На мой взгляд, именно он является определяющим. В самом деле, долго ли человек может поддерживать высокую скорость ходьбы? Но вот контролировать и регулировать ее постоянство вполне в его власти, особенно при относительно невысоком темпе перемещения.
Итак, время... Время, которое мы уделяем Богу, общению с Ним. Я бы даже сказал молитве, т.к. не все духовные разговоры и изучения можно приравнять к общению с Богом. Неудивительно, что святые подвижники христианства уделяли решающее значение именно уединенной молитве, а не другим душеполезным занятиям.
Общение со Христом единственно имеет значение. Как и Сам Он засвидетельствовал в Евангелии: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала для себя благую участь, и она не отнимется у нее». Здесь говорится о превосходстве общения со Христом даже по сравнению со служением Ему о чем хлопотала Марфа, желая угодить дорогому Гостю.
Подвижники, о которых засвидетельствовано Церковью, как об угодивших Богу своей праведной жизнью, не достигли бы подобного уровня святости, если бы не посвятили Ему всю жизнь без остатка, т.е. практически все свое время общению с Ним.
Но сколько времени посвящаем Христу мы, христиане 21-го века, почему столь разителен и поразителен контраст между нашей христианско-мирской жизнью и жизнью признанных святых?
Займемся примитивными арифметическими подсчетами. Итак, ежедневно мы тратим порядка 8 часов на сон, и столько же на работу. Плюс час на обед и в лучшем случае столько же на дорогу туда-обратно (итого 18). Прибавим сюда время, потраченное на приготовление и потребление завтрака и ужина, необходимые ритуалы по приведению себя в порядок утром и вечером, и на выходе получим цифру в 20 часов.
Из оставшихся четырех при условии, что в ваших сутках столько же времени, сколько в моих вычтем просмотр ТВ, Интернета, чтение книг, газет, вязание, вышивание, спорт (нужно подчеркнуть). Итого получается, что мы тратим на общение с Богом (читай молитву) примерно час времени в сутки и даже в этом лично я, на основании собственного опыта, несколько сомневаюсь (будем считать один я такой нерадивый).
Но если дело обстоит именно так, о какой же эффективности, о каком-таком «плоде» можно вообще вести речь? Если наша жизнь за исключением какого-то сомнительного часа во всем аналогична той, которую ведут неверующие?
Здесь уместно напомнить о том, что Христос не требует от нас ничего, кроме самого главного нашей жизни. Отдать свою жизнь Ему что это значит (а то мы как-то уже по умолчанию привыкли считать, что сделали это, сказав однажды (в случае протестантов) - «я посвятил свою жизнь Христу», (или православных) «я крестился и навсегда отрекся сатаны и всех дел его»?
Прежде чем понять, что именно нам нужно отдать, давайте разберемся в терминах что такое жизнь и из чего она состоит? По-моему тут вполне очевидно, что под «жизнью» нужно понимать неопределенный временной отрезок, выделенный нам на земле для исполнения того предназначения, к которому все мы в равной степени призваны. Жизнь не измеряется деньгами, словами, поступками. Она измеряется прожитым временем.
Иначе говоря, Христос призывает нас посвятить Ему, насколько это возможно, все свое время (включая свободное от работы рабочее время ))). Таким образом, возвращаясь к нашей с вами формуле, чем больше времени мы уделим Ему каждый день, тем большего прогресса добьемся в своей христианской жизни, тем большее духовное расстояние преодолеем.
Поэтому время есть решающая величина в стоящей перед нами задаче, от решения которой во многом зависит наше поступление в Его университеты. И, думаю, это неспроста так. Не каждый человек в состоянии совершать подвиги ради Бога, изгонять нечистую силу, двигать верой горами и воскрешать мертвых. Но вот уделить лишнюю минутку времени молитве, общению с Богом для этого нужно как раз то минимальное, и в то же время спасительное усилие, которое мы так часто игнорируем из-за его элементарности, в поисках чего-то великого. Думается, так происходит, во-первых, от глупости, а, во-вторых, от гордости вещей, которые, если мы тянем их в заплечном мешке, ничуть не помогают нам в нашем следовании за Христом.
Господь же устроил все мудро и просто: чем больше кто Ему уделяет времени, тем больший плод приносит уже в этой жизни. И наоборот. И поскольку это не требует от человека никаких запредельных усилий и жертв, то мы с вами будем, как пишет апостол, «не извинительны» в том, что игнорируем это «малое», целиком и полностью зависящее от нашего желания и благоразумия.
Ибо, кто не был верен в малом, тому вряд ли доверят большее. И «малая закваска» квасит все тесто. Аналогичным образом, мы склонны бороться с крупными грехами и недостатками, и игнорируем «малые» страсти, тогда как именно они, как ни парадоксально это звучит, наиболее смертельны ввиду их кажущейся безобидности и неприметности.
Впрочем, это совсем другая тема...
28.09.2007
Размышляя о том, каким образом мы можем этого достичь практически (так как теоретически мы давно «посаженное на небесах царственное священство»), приведу следующий пример из земной жизни: предположим, нам необходимо пройти по земле максимальную дистанцию в неограниченные сроки.
Какой же нам избрать темп ходьбы, чтобы с одной стороны реально продвинуться вперед, а с другой не выдохнуться в первый же час? Если мы изберем быстрый бег, то в любом случае выдохнемся в течение максимум получаса. И потратим на последующий отдых больше времени, чем собственно на передвижение в пространстве.
Предположим, мы отказались от спринта и решили бежать неторопливо. Опять же, не будучи профессиональными стайерами, скорее всего мы преодолеем не более 3 километров. Хотя, при определенной натренированности и здоровье можно одолеть и все десять. После чего без сил свалиться на землю, не двигаясь больше с места добрые сутки. В худшем же случае, выбившись из сил, мы можем посчитать данное нам задание «обойти Землю три раза» и вовсе невыполнимым, и, разочаровавшись, побрести назад.
Если же учесть, что при таком долгом походе нам неизменно понадобится провиант и предметы первой необходимости т.е. походный рюкзак то все, на что мы будем реально способны, это передвигаться медленным темпом в заданном направлении (конечно, тут очень важно в какую сторону мы идем, но это отдельный разговор; предположим, что направление величина нам известная).
В таком случае, не столько скорость передвижения, сколько постоянство и выдержка обеспечат эффективность нашего предприятия.
Мне кажется очень важным, чтобы мы, верующие, не пасовали перед кажущейся недостижимостью христианского идеала совершенства и, соблазнившись, не снижали планку святости, подгоняя ее под свое состояние и понимание, не расширяли «иголье ушко» до размеров верблюда, т.к. это тот самый «широкий путь».
Вместо этого, по пословице «глаза боятся, а руки делают», нам следует мало-помалу, не надрываясь, но и не расслабляясь, постепенно двигаться в сторону Христа, стараясь не терять Его из виду а Он нас обязательно подождет, если будет видеть, что мы идем за Ним, а не топчемся на месте. И, как и ходьба в неспешном темпе, это не будет стоить нам сверхъестественных усилий, и в то же время принесет долгожданные плоды. И тогда мы познаем, что «иго Его благо, и бремя Его легко».
Подобным же образом, если нам необходимо перенести с места на место, скажем, груду металлолома, то гораздо эффективнее переносить стальную арматуру частями, нежели попытаться сдвинуть всю массу разом и, надорвавшись, отойти ни с чем (кроме грыжи). Воистину, «если дьявол не может убедить человека отступить от цели, он убеждает его пойти еще дальше».
Но вернемся к нашему примеру с расстоянием. От чего вообще, согласно элементарным законам физики, зависит преодоленное расстояние? Если мне не изменяет память, единственно от времени, потраченного в пути и скорости передвижения. Таким образом, время, помноженное на скорость, определяет расстояние.
С последним, т.е. со скоростью, мы вроде бы разобрались как в известной притче, мудрая, но медлительная черепаха обгоняет шустрого, но неопытного зайца.
Теперь остановимся на втором неотъемлемом компоненте формулы времени. На мой взгляд, именно он является определяющим. В самом деле, долго ли человек может поддерживать высокую скорость ходьбы? Но вот контролировать и регулировать ее постоянство вполне в его власти, особенно при относительно невысоком темпе перемещения.
Итак, время... Время, которое мы уделяем Богу, общению с Ним. Я бы даже сказал молитве, т.к. не все духовные разговоры и изучения можно приравнять к общению с Богом. Неудивительно, что святые подвижники христианства уделяли решающее значение именно уединенной молитве, а не другим душеполезным занятиям.
Общение со Христом единственно имеет значение. Как и Сам Он засвидетельствовал в Евангелии: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала для себя благую участь, и она не отнимется у нее». Здесь говорится о превосходстве общения со Христом даже по сравнению со служением Ему о чем хлопотала Марфа, желая угодить дорогому Гостю.
Подвижники, о которых засвидетельствовано Церковью, как об угодивших Богу своей праведной жизнью, не достигли бы подобного уровня святости, если бы не посвятили Ему всю жизнь без остатка, т.е. практически все свое время общению с Ним.
Но сколько времени посвящаем Христу мы, христиане 21-го века, почему столь разителен и поразителен контраст между нашей христианско-мирской жизнью и жизнью признанных святых?
Займемся примитивными арифметическими подсчетами. Итак, ежедневно мы тратим порядка 8 часов на сон, и столько же на работу. Плюс час на обед и в лучшем случае столько же на дорогу туда-обратно (итого 18). Прибавим сюда время, потраченное на приготовление и потребление завтрака и ужина, необходимые ритуалы по приведению себя в порядок утром и вечером, и на выходе получим цифру в 20 часов.
Из оставшихся четырех при условии, что в ваших сутках столько же времени, сколько в моих вычтем просмотр ТВ, Интернета, чтение книг, газет, вязание, вышивание, спорт (нужно подчеркнуть). Итого получается, что мы тратим на общение с Богом (читай молитву) примерно час времени в сутки и даже в этом лично я, на основании собственного опыта, несколько сомневаюсь (будем считать один я такой нерадивый).
Но если дело обстоит именно так, о какой же эффективности, о каком-таком «плоде» можно вообще вести речь? Если наша жизнь за исключением какого-то сомнительного часа во всем аналогична той, которую ведут неверующие?
Здесь уместно напомнить о том, что Христос не требует от нас ничего, кроме самого главного нашей жизни. Отдать свою жизнь Ему что это значит (а то мы как-то уже по умолчанию привыкли считать, что сделали это, сказав однажды (в случае протестантов) - «я посвятил свою жизнь Христу», (или православных) «я крестился и навсегда отрекся сатаны и всех дел его»?
Прежде чем понять, что именно нам нужно отдать, давайте разберемся в терминах что такое жизнь и из чего она состоит? По-моему тут вполне очевидно, что под «жизнью» нужно понимать неопределенный временной отрезок, выделенный нам на земле для исполнения того предназначения, к которому все мы в равной степени призваны. Жизнь не измеряется деньгами, словами, поступками. Она измеряется прожитым временем.
Иначе говоря, Христос призывает нас посвятить Ему, насколько это возможно, все свое время (включая свободное от работы рабочее время ))). Таким образом, возвращаясь к нашей с вами формуле, чем больше времени мы уделим Ему каждый день, тем большего прогресса добьемся в своей христианской жизни, тем большее духовное расстояние преодолеем.
Поэтому время есть решающая величина в стоящей перед нами задаче, от решения которой во многом зависит наше поступление в Его университеты. И, думаю, это неспроста так. Не каждый человек в состоянии совершать подвиги ради Бога, изгонять нечистую силу, двигать верой горами и воскрешать мертвых. Но вот уделить лишнюю минутку времени молитве, общению с Богом для этого нужно как раз то минимальное, и в то же время спасительное усилие, которое мы так часто игнорируем из-за его элементарности, в поисках чего-то великого. Думается, так происходит, во-первых, от глупости, а, во-вторых, от гордости вещей, которые, если мы тянем их в заплечном мешке, ничуть не помогают нам в нашем следовании за Христом.
Господь же устроил все мудро и просто: чем больше кто Ему уделяет времени, тем больший плод приносит уже в этой жизни. И наоборот. И поскольку это не требует от человека никаких запредельных усилий и жертв, то мы с вами будем, как пишет апостол, «не извинительны» в том, что игнорируем это «малое», целиком и полностью зависящее от нашего желания и благоразумия.
Ибо, кто не был верен в малом, тому вряд ли доверят большее. И «малая закваска» квасит все тесто. Аналогичным образом, мы склонны бороться с крупными грехами и недостатками, и игнорируем «малые» страсти, тогда как именно они, как ни парадоксально это звучит, наиболее смертельны ввиду их кажущейся безобидности и неприметности.
Впрочем, это совсем другая тема...
28.09.2007
Комментарий