Приветствую участников!
Как-то так сложилось, что в последнее время мне пришлось всерьез задуматься (не из праздного любопытства) над проблемой зла внутри и вне человека. Актуальность подобных размышлений с моей стороны была обусловлена, как мне кажется, объективными причинами. Ведь на самом деле, если "наша брань не против плоти и крови, а против... духов злобы поднебесной", то нам важно знать, что это за духи, с которыми мы имеем дело, что Писание и Церковь подразумевают под "дьяволом", кто нам противостоит и что это за "козни лукавого", о которых пишет апостол.
Вскоре на глаза мне попался сборник православных статей, изречений и размышлений под названием "Невидимый мир демонов". В принципе, книга неоднозначная, со своими плюсами и минусами, но некоторые полезные, как мне кажется, для духовной брани вещи я оттуда подчерпнул. Суть книги традиционно сводилась к следующему - против нас орудует сам диавол, личность могущественная и хитрая, цель которого - убить и погубить. И в общем-то это вполне соответствует не только учению Церкви, словам Писания, но и изречениям Самого Христа. Правда дальше в книге основной упор сделан, как водится, на природу демонов, их постоянное незримое присутствие в мире... так что по прочтении становится как-то несколько не по себе. Все это слегка отдает каким-то язычеством и... бесовщиной.
В общем, неоднозначное впечатление произвела книга, хотя, повторюсь, немало здравых мыслей там, на мой взгляд, содержится. Вчера я, как это обычно бывает по воскресеньям, был на "оглашении" в православной общине своих друзей. Ну и задал волнующий меня вопрос о природе зла, и о "враге душ человеческих". И в ответ получил совершенно меня обескуражившее объяснение, которое сводилось к следующему: дьявол - не личность, т.к. личностью может быть лишь то, что сотворено по подобию Божьему. Так же дьявол (и бесы) не являются живыми существами, т.к. жизнь дает Бог, тогда как зло есть всегда смерть. Ну и, наконец, на мою мольбу о признании злых духов хотя бы мыслящими и сознательно желающими нам зла существами был дан категоричный, но вполне логичный ответ - зло иррационально и не может обладать интеллектом. И вообще вера в злую силу, сознательно противостоящую Богу, сродни дуализму, т.к. Богу в принципе никто противостоять не может, кроме того, кто сотворен по Его же образу и подобию - человека. И вот человек и есть главный противник ("сатан") Бога.
Вдобавок мне было сказано, что зла вне человека нет, что человеком зло вошло в мир (и им же должно по идее выдти), что грехопадения дьявола не было (а как же "сначала диавол согрешил" и проч.?), что все следует понимать образно, что все зло живет исключительно внутри человека, и злые духи - тот вирус зла, который поразил именно человека и без человека не существует. И в Эдеме Адама искушал не сатана, а он сам искусился, и что змей был внутри него.
В общем, позиция как бы понятная. Правда я был поражен еще больше, когда спросив про ангелов, услышал, что это просто энергии, посланники, служебные духи, а не личности, что они не имеют интеллекта и разума... Понятно, что для проформы я поспорил (не без пены у рта), и ушел совершенно сбитый с толку и расстроенный, т.к. вконец запутался.
Ну а утром (правы те, кто говорит, что утро вечера мудренее) постепенно все встало на свои места. И я был вынужден признать некоторую правоту того, что слышал (но только что касается природы и сущности зла). Действительно, подумалось мне, зло есть своеобразный вирус, микроб, паразит, который живет в каждом человеке и паразитирует на нем, разрушая его личность. Он же генерирует в разуме разнообразные мысли и, по сути, может существовать и действовать исключительно в человеке.
Зло, как вирус-паразит, безлично, иррационально, и не является само по себе силой (т.к. сила только у Бога), но приобретает силу в человеке, который позволяет данному вирусу действовать в себе (почему бесы и просили Христа не отправлять их в бездну, т.е. в небытие, т.к. выйдя из человека они перестают существовать). Злой паразит, как высокоинтеллектуальная программа, действует на слабости человека, и, не обладая собственным интеллектом, тем не менее побеждает человека. Можно провести параллель с шахматной программой, которая, не обладая разумом, тем не менее обыгрывает чемпиона мира. Или с обычным смертельным вирусом, который, не имея цели (т.к. не является личностью) убить человека, тем не менее убивает его, достигая цели.
Если же представить себе сатану как реальную живую личность, которая может хоть сейчас предстать перед нами, и представить, как говорят некоторые, что вокруг нас носится масса сознательно желающих погубить нас чертей, то можно попросту лишиться рассудка, уйдя в спиритизм и язычество. Поэтому на данный момент мне ближе именно вышеописанное понимание. Понятно, что я согласен с позицией Церкви относительно падения дьявола. Возможно в результате падения он превратился из действительной личности, чья жизнь поддерживается силой Божьей, в такого вот безличного паразита, слепое, мертворожденное зло. И теперь это зло, эта слепая, страшная стихия, действующая внутри нас, пытается нас уничтожить. Это своего рода передаваемая нам по наследству программа самоуничтожения, которой мы призваны противостоять и против которой вооружиться. И от того, что зло слепо, оно тем не менее действует безотказно, мгновенно реагируя на любую слабость человека. Так что мы даже склонны, наблюдая эту безотказность и отлаженность, наделять зло признаками сверхинтеллекта. Но не является ли подобное отношение своего рода обожествлением зла, преклонением пред ним?
Сказать, что зло разумно, пожалуй, будет противоречить здравой логике и самой природе зла. Т.к. пав, диавол должен был совершенно лишиться разума. Это - "дракон с сильной ярости", бушующий и сметающий все, что попадется на его пути. Если же считать, что бес это такая вот бесплотная личность, которая находится рядом с тобой в комнате, шепчет что-то на ухо и мечтает тебя, Петю Иванова, уничтожить, то, повторюсь, впору сойти с ума, что и происходит сплошь и рядом. Поэтому в данный момент вера в сатану как мыслящую, живую личность наверное мне все-таки неблизка. Вероятно только вера в него и может его воплотить, действительно превратить в нашем разуме в реально существующую личность - но только в нас, для нас и на нашу же беду. Так что свое единственное воплощение зло, по моему мнению, находит именно в человеке.
Ангелов же я, понятно, считаю живыми, мыслящими, прекрасными личностями (чем перестали быть бесы).
Было бы интересно узнать мнение братьев и сестер. По возможности собственными словами, не вступая в словопрения и препирания, и не цепляясь за слова. Особенно хотел бы услышать мнение православных эрудитов, желательно со ссылками на известных богословов (не просто священников или святых отцов - это я итак читал).
Заранее благодарю за внимание и понимание и предвижу интересное и полезное обсуждение.
Как-то так сложилось, что в последнее время мне пришлось всерьез задуматься (не из праздного любопытства) над проблемой зла внутри и вне человека. Актуальность подобных размышлений с моей стороны была обусловлена, как мне кажется, объективными причинами. Ведь на самом деле, если "наша брань не против плоти и крови, а против... духов злобы поднебесной", то нам важно знать, что это за духи, с которыми мы имеем дело, что Писание и Церковь подразумевают под "дьяволом", кто нам противостоит и что это за "козни лукавого", о которых пишет апостол.
Вскоре на глаза мне попался сборник православных статей, изречений и размышлений под названием "Невидимый мир демонов". В принципе, книга неоднозначная, со своими плюсами и минусами, но некоторые полезные, как мне кажется, для духовной брани вещи я оттуда подчерпнул. Суть книги традиционно сводилась к следующему - против нас орудует сам диавол, личность могущественная и хитрая, цель которого - убить и погубить. И в общем-то это вполне соответствует не только учению Церкви, словам Писания, но и изречениям Самого Христа. Правда дальше в книге основной упор сделан, как водится, на природу демонов, их постоянное незримое присутствие в мире... так что по прочтении становится как-то несколько не по себе. Все это слегка отдает каким-то язычеством и... бесовщиной.
В общем, неоднозначное впечатление произвела книга, хотя, повторюсь, немало здравых мыслей там, на мой взгляд, содержится. Вчера я, как это обычно бывает по воскресеньям, был на "оглашении" в православной общине своих друзей. Ну и задал волнующий меня вопрос о природе зла, и о "враге душ человеческих". И в ответ получил совершенно меня обескуражившее объяснение, которое сводилось к следующему: дьявол - не личность, т.к. личностью может быть лишь то, что сотворено по подобию Божьему. Так же дьявол (и бесы) не являются живыми существами, т.к. жизнь дает Бог, тогда как зло есть всегда смерть. Ну и, наконец, на мою мольбу о признании злых духов хотя бы мыслящими и сознательно желающими нам зла существами был дан категоричный, но вполне логичный ответ - зло иррационально и не может обладать интеллектом. И вообще вера в злую силу, сознательно противостоящую Богу, сродни дуализму, т.к. Богу в принципе никто противостоять не может, кроме того, кто сотворен по Его же образу и подобию - человека. И вот человек и есть главный противник ("сатан") Бога.
Вдобавок мне было сказано, что зла вне человека нет, что человеком зло вошло в мир (и им же должно по идее выдти), что грехопадения дьявола не было (а как же "сначала диавол согрешил" и проч.?), что все следует понимать образно, что все зло живет исключительно внутри человека, и злые духи - тот вирус зла, который поразил именно человека и без человека не существует. И в Эдеме Адама искушал не сатана, а он сам искусился, и что змей был внутри него.
В общем, позиция как бы понятная. Правда я был поражен еще больше, когда спросив про ангелов, услышал, что это просто энергии, посланники, служебные духи, а не личности, что они не имеют интеллекта и разума... Понятно, что для проформы я поспорил (не без пены у рта), и ушел совершенно сбитый с толку и расстроенный, т.к. вконец запутался.
Ну а утром (правы те, кто говорит, что утро вечера мудренее) постепенно все встало на свои места. И я был вынужден признать некоторую правоту того, что слышал (но только что касается природы и сущности зла). Действительно, подумалось мне, зло есть своеобразный вирус, микроб, паразит, который живет в каждом человеке и паразитирует на нем, разрушая его личность. Он же генерирует в разуме разнообразные мысли и, по сути, может существовать и действовать исключительно в человеке.
Зло, как вирус-паразит, безлично, иррационально, и не является само по себе силой (т.к. сила только у Бога), но приобретает силу в человеке, который позволяет данному вирусу действовать в себе (почему бесы и просили Христа не отправлять их в бездну, т.е. в небытие, т.к. выйдя из человека они перестают существовать). Злой паразит, как высокоинтеллектуальная программа, действует на слабости человека, и, не обладая собственным интеллектом, тем не менее побеждает человека. Можно провести параллель с шахматной программой, которая, не обладая разумом, тем не менее обыгрывает чемпиона мира. Или с обычным смертельным вирусом, который, не имея цели (т.к. не является личностью) убить человека, тем не менее убивает его, достигая цели.
Если же представить себе сатану как реальную живую личность, которая может хоть сейчас предстать перед нами, и представить, как говорят некоторые, что вокруг нас носится масса сознательно желающих погубить нас чертей, то можно попросту лишиться рассудка, уйдя в спиритизм и язычество. Поэтому на данный момент мне ближе именно вышеописанное понимание. Понятно, что я согласен с позицией Церкви относительно падения дьявола. Возможно в результате падения он превратился из действительной личности, чья жизнь поддерживается силой Божьей, в такого вот безличного паразита, слепое, мертворожденное зло. И теперь это зло, эта слепая, страшная стихия, действующая внутри нас, пытается нас уничтожить. Это своего рода передаваемая нам по наследству программа самоуничтожения, которой мы призваны противостоять и против которой вооружиться. И от того, что зло слепо, оно тем не менее действует безотказно, мгновенно реагируя на любую слабость человека. Так что мы даже склонны, наблюдая эту безотказность и отлаженность, наделять зло признаками сверхинтеллекта. Но не является ли подобное отношение своего рода обожествлением зла, преклонением пред ним?
Сказать, что зло разумно, пожалуй, будет противоречить здравой логике и самой природе зла. Т.к. пав, диавол должен был совершенно лишиться разума. Это - "дракон с сильной ярости", бушующий и сметающий все, что попадется на его пути. Если же считать, что бес это такая вот бесплотная личность, которая находится рядом с тобой в комнате, шепчет что-то на ухо и мечтает тебя, Петю Иванова, уничтожить, то, повторюсь, впору сойти с ума, что и происходит сплошь и рядом. Поэтому в данный момент вера в сатану как мыслящую, живую личность наверное мне все-таки неблизка. Вероятно только вера в него и может его воплотить, действительно превратить в нашем разуме в реально существующую личность - но только в нас, для нас и на нашу же беду. Так что свое единственное воплощение зло, по моему мнению, находит именно в человеке.
Ангелов же я, понятно, считаю живыми, мыслящими, прекрасными личностями (чем перестали быть бесы).
Было бы интересно узнать мнение братьев и сестер. По возможности собственными словами, не вступая в словопрения и препирания, и не цепляясь за слова. Особенно хотел бы услышать мнение православных эрудитов, желательно со ссылками на известных богословов (не просто священников или святых отцов - это я итак читал).
Заранее благодарю за внимание и понимание и предвижу интересное и полезное обсуждение.
Комментарий