Интересно, что в притче о добром самарянине, ближним назван не лежащий у дороги, избитый человек, но прохожий, оказавший ему помощь. И Христос, сказавший вопросившему Его книжнику "иди и ты поступай так же", тем самым указал нам на то, что мы сами должны стать ближними для других людей, а не ждать пока возле нас появится нуждающийся. То есть состояние ближнего - не пассивное ожидание, а активное действие по оказанию помощи. В каком-то смысле можно стать ближним и для дальнего, незнакомого человека, приблизившись к нему и протянув ему руку.
Но еще более показателен в этой связи вопрос, изначально заданный книжником: "Кто мой ближний?" Христос не дал на него прямого ответа (тем более, что спрашивающий искал оправдать себя), но, приведя в пример притчу, как бы дал ему понять: "Не спрашивай, кто твой ближний, спроси, кому ты ближний". Это перемещает бремя ответственности и инициативы с другого человека на меня самого и побуждает меня же к действию.
Но еще более показателен в этой связи вопрос, изначально заданный книжником: "Кто мой ближний?" Христос не дал на него прямого ответа (тем более, что спрашивающий искал оправдать себя), но, приведя в пример притчу, как бы дал ему понять: "Не спрашивай, кто твой ближний, спроси, кому ты ближний". Это перемещает бремя ответственности и инициативы с другого человека на меня самого и побуждает меня же к действию.
Комментарий