В мире сем века бывают разные. По временам природы сто лет - один век; есть идругие века, отличающиеся как эпохи развития. А век человеческой земной жизни зависит от того, сколько человек проживет. Но это века мира сего. Для души народа предназначены два века: век преходящий и век новой жизни.
Написано: "Бог века сего ослепил умы".2Кор.4,3-4. Лукавый, то есть дьявол, назван богом века сего преходящего, а время, в течение которого он временно царствует в сердцах человеческих, в Писании названо лукавым веком. О Господе написано: "Отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века". Гал.1,4.
Преходящий век век лукавства и греха. Когда человечество обновляется во Христе и становится новой тварью, очищаясь от греха и лукавства, то это и есть начало нового века, который начинается уже в этой жизни. Написано: "Изменится сердце живущих, и обратится в чувство иное. Ибо зло истребится и исчезнет лукавство; процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времен оставалась без плода".3Езд.6,26-28.
Господь, изъясняя притчу, сказал:"Жатва есть кончина века". Мт.13,39. Про самарян,которые готовы были сердцем принять Евангелие и изменить образ жизни, Господь сказал ученикам: "Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Ин.4,35. Еще сказал ученикам: "Я послал вас жать" (38). Написано: "Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы,чтобы выслал делателей на жатву Свою". Мт.9, 36-37. Если жатва означает кончину века, а те толпы народа названы жатвой, которая уже начала совершаться с апостольских времен, то кончина века неправильно понимается в наше время, ожидая, что для всех она придет в один день по внешнему времени. Кончина греховного лукавого века происходит для всех в одно время, определяющееся состоянием души. Когда человек разочаровывается своей греховной жизнью и миром сим, и уже ищет Бога, чтобы творить Его волю, отвергнув свою, то это уже созревшая нива сердечного поля к жатве для Царства Божьего.
Лжепророки устанавливают время пришествия Господа, кончину века для всех одновременно по внешнему времени, но в душе есть свои времена, не совпадающие с годами, месяцами, днями мира сего. Даже в мире сем время не всегда определяется числами, но и обстоятельствами, например:урожай собирают, когда созреет. Не собирают в один день по внешнему времени созревшие и не созревшие плоды, но собирают созревшие плоды, а несозревшие остаются пока созреют. Созреванием определяется одно время для уборки всех плодов. Также и жатва для Царства Божьего определяется одним временем для всех, когда созревают нивы сердечного поля.
Многими притчами уподобил Господь признаки состояния душ человеческих при кончине этого преходящего века, но человек, не понимая духовного смысла притчей, не ищет эти знамения внутри себя, но хочет видеть их вне себя исполняющимися в прямом смысле. Господь же упрекал:"Лицемеры! лицо неба и земли распознавать умеете, как же времени сего не знаете? Зачем же вы по самим себе не судите чему быть должно". Лк.12,56-57.
Святитель Ездра сказал: "Вот ныне, Господи, Ты показал мне множество знамений, которые Ты начнешь творить при кончине, но не показал, в какое время". ЗЕзд.8,63. И получил ответ:"Измеряя, измеряй время в себе самом, и когда увидишь, что прошла некоторая часть знамений прежде указанных, тогда уразумеешь, что это и есть то время, в которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный". 3Езд.9,1-2.
Называя признаки Своего пришествия и кончины века, Господь сказал: "Проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, в свидетельство всем народам; и тогда придет конец". Мт.24,14. Евангелие последнее время проповедуется и изучается, как ни в каком веке, так не изучали и не проповедовали. Это и есть одно из знамений, то есть одно из признаков, указывающих, что преходящий век подходит к концу.
Евангелие учит, как принять Господа в сердце свое и отдать в Его руки жизнь свою, чтобы умертвить бушующие похоти и страсти плоти, поработившие себе душу человека, и начать новую жизнь по духу. Написано:«Если живете по плоти, то умрете, а если духом умертвляете дела плотские, то живы будете». Рим.8,13. Жизнь по плоти - преходящий век век сна и смерти внутреннего человека. А когда дух просыпается и бодрствует, умертвляя похоти и страсти плоти, то это уже начало нового века, века воскресения и жизни внутреннего человека, и начало конца преходящего века.
Дни неба и дни земли не совпадают. Дух человека - это небо в человеке, поэтому времена его определяются не временами земли, но временами неба. Написано: "Чтобы дни их были, как дни неба на земле". Вар.1,11.
Когда душа порабощается плотью, то дух спит, в душе ночь. В душе рассветает, когда дух просыпается и бодрствует, умертвляя похоти и страсти плоти. Кончина века сего у всех бывает в одно время, когда ночь в душе уже подходит к концу. Написано: "День Господень так придет, как тать ночью".1Фес.5,2. Господь предупреждал: "Не придет Царство Божье приметным образом". Лк.17,20. Человек не замечает, когда приходит этот день, потому что он постепенно пробуждается и воскресает от духовного сна и смерти к обновленной жизни во Христе.
Между преходящим веком и новым веком нет заметного разделения. О настоящем и будущем веке Ездра у Бога спрашивал: "Какое разделение времен, и когда будет конец первого и начало последнего". И получил ответ: "От Авраама даже до Исаака, когда родились от него Иаков и Исав, рука Иакова держала от начала пяту Исава. Конец сего века - Исав, а начало следующего - Иаков. Рука человека - начало его, а конец - пята его". ЗЕзд.6,7-10. Век праведности через веру уже начался от Авраама, он первый поверил в истину Божью, и получил праведность через веру. Бог обещал,что от Авраама произойдет народ Божий, ходящий путями Его. Сарра образ церкви, которая долгое время была бесплодна. Как по вере Авраама Сарра родила ему сына, обещанного Богом, также и Церковь через веру во Христа духовно возрождается.
Исав и Иаков - два противопоставленных образа. Исаву, как первородному принадлежало обетование Божье, но он продал первородство свое брату за хлеб и кушанье из чечевицы. Написано: "Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство". Быт.25,32-34. Все народы различаются на два народа. Верующие в обетования Божьи, и желающие получить их, - племя Иакова. Желающие угодить похотям плоти, почитающие земное выше Божьего - это племя Исава. Господь Ревекке сказал: "Два племени в чреве твоем, и два народа различных произойдут из утробы твоей".Быт.25,25. Время, в течении которого душа народа уподоблена Исаву, называется век Исава. Все, имеющие в себе дух Иакова, наставляющий отвергать временное, ради вечного, - это один Иаков по духу. С возрождением церкви начинается Иаков, новый век, и приближается к концу Исав преходящий век. Это уже пята Исава и рука Иакова.
Не начавши новой жизни во Христе, невозможно приблизить конец греховного века, он постепенно должен вытесняться новым веком. Апостол Фома писал: «Ученики сказали Иисусу: скажи нам, каким будет наш конец? Иисус сказал: открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти» (Евангелие отФомы 19).
Называя признаки Своего пришествия и кончины преходящего века, Господь сказал: "Как было в дни Ноя, так будет в дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также как было и в дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех". Лк.17,26-29. Эти признаки уже исполнились. Последнее время люди так суетятся, как в дни Лота, в полной степени живя по плоти: строят, сажают, покупают, продают, пьют, едят. Некогда думать о душе, все силы и время посвящены на угождение плоти, чтобы доставить ей временные блага, и обеспечить ее вкусной пищей и питьем. Внимание человечества устремлено на вещественное развитие. Это дела плоти, подавляющей деятельность духа, и приводящей душу к духовному голоду. Когда плоть бодрствует, то дух спит; в душе ночь и голод. Это признаки указывающие, что греховный век подходит к концу. Человек уже в полной степени стал плотью, и всею душою привязан к земной жизни.
В дни Ноя женились и замуж выходили, а уже в дни Лота жили в блуде, как многие в наше время. Хотя в дни Ноя люди угождали похотям плоти не до такой степени, как в дни Лота, но Бог назвал их плотью, как написано: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть».Быт.6,3. «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот она растлена, ибо всякаяплоть извратила путь свой на земле. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел, пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли». Быт.6,12-13. В ветхом завете Бог истреблял грех вместе с делающими его.
В Новом завете Сын Божий заплатил за грехи мира Своею кровью, чтобы спасти человечество, а грех разрушить. Как в ковчеге спаслись Ной с семьей, так и во Христе спасаются многие. Как Лота с семьей вывел Ангел из Содома, города греха, так и Христос выводит народ Свой из рабства греха, в котором духовно погибает народ мира сего.
Написано: "Бог века сего ослепил умы".2Кор.4,3-4. Лукавый, то есть дьявол, назван богом века сего преходящего, а время, в течение которого он временно царствует в сердцах человеческих, в Писании названо лукавым веком. О Господе написано: "Отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века". Гал.1,4.
Преходящий век век лукавства и греха. Когда человечество обновляется во Христе и становится новой тварью, очищаясь от греха и лукавства, то это и есть начало нового века, который начинается уже в этой жизни. Написано: "Изменится сердце живущих, и обратится в чувство иное. Ибо зло истребится и исчезнет лукавство; процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времен оставалась без плода".3Езд.6,26-28.
Господь, изъясняя притчу, сказал:"Жатва есть кончина века". Мт.13,39. Про самарян,которые готовы были сердцем принять Евангелие и изменить образ жизни, Господь сказал ученикам: "Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Ин.4,35. Еще сказал ученикам: "Я послал вас жать" (38). Написано: "Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы,чтобы выслал делателей на жатву Свою". Мт.9, 36-37. Если жатва означает кончину века, а те толпы народа названы жатвой, которая уже начала совершаться с апостольских времен, то кончина века неправильно понимается в наше время, ожидая, что для всех она придет в один день по внешнему времени. Кончина греховного лукавого века происходит для всех в одно время, определяющееся состоянием души. Когда человек разочаровывается своей греховной жизнью и миром сим, и уже ищет Бога, чтобы творить Его волю, отвергнув свою, то это уже созревшая нива сердечного поля к жатве для Царства Божьего.
Лжепророки устанавливают время пришествия Господа, кончину века для всех одновременно по внешнему времени, но в душе есть свои времена, не совпадающие с годами, месяцами, днями мира сего. Даже в мире сем время не всегда определяется числами, но и обстоятельствами, например:урожай собирают, когда созреет. Не собирают в один день по внешнему времени созревшие и не созревшие плоды, но собирают созревшие плоды, а несозревшие остаются пока созреют. Созреванием определяется одно время для уборки всех плодов. Также и жатва для Царства Божьего определяется одним временем для всех, когда созревают нивы сердечного поля.
Многими притчами уподобил Господь признаки состояния душ человеческих при кончине этого преходящего века, но человек, не понимая духовного смысла притчей, не ищет эти знамения внутри себя, но хочет видеть их вне себя исполняющимися в прямом смысле. Господь же упрекал:"Лицемеры! лицо неба и земли распознавать умеете, как же времени сего не знаете? Зачем же вы по самим себе не судите чему быть должно". Лк.12,56-57.
Святитель Ездра сказал: "Вот ныне, Господи, Ты показал мне множество знамений, которые Ты начнешь творить при кончине, но не показал, в какое время". ЗЕзд.8,63. И получил ответ:"Измеряя, измеряй время в себе самом, и когда увидишь, что прошла некоторая часть знамений прежде указанных, тогда уразумеешь, что это и есть то время, в которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный". 3Езд.9,1-2.
Называя признаки Своего пришествия и кончины века, Господь сказал: "Проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, в свидетельство всем народам; и тогда придет конец". Мт.24,14. Евангелие последнее время проповедуется и изучается, как ни в каком веке, так не изучали и не проповедовали. Это и есть одно из знамений, то есть одно из признаков, указывающих, что преходящий век подходит к концу.
Евангелие учит, как принять Господа в сердце свое и отдать в Его руки жизнь свою, чтобы умертвить бушующие похоти и страсти плоти, поработившие себе душу человека, и начать новую жизнь по духу. Написано:«Если живете по плоти, то умрете, а если духом умертвляете дела плотские, то живы будете». Рим.8,13. Жизнь по плоти - преходящий век век сна и смерти внутреннего человека. А когда дух просыпается и бодрствует, умертвляя похоти и страсти плоти, то это уже начало нового века, века воскресения и жизни внутреннего человека, и начало конца преходящего века.
Дни неба и дни земли не совпадают. Дух человека - это небо в человеке, поэтому времена его определяются не временами земли, но временами неба. Написано: "Чтобы дни их были, как дни неба на земле". Вар.1,11.
Когда душа порабощается плотью, то дух спит, в душе ночь. В душе рассветает, когда дух просыпается и бодрствует, умертвляя похоти и страсти плоти. Кончина века сего у всех бывает в одно время, когда ночь в душе уже подходит к концу. Написано: "День Господень так придет, как тать ночью".1Фес.5,2. Господь предупреждал: "Не придет Царство Божье приметным образом". Лк.17,20. Человек не замечает, когда приходит этот день, потому что он постепенно пробуждается и воскресает от духовного сна и смерти к обновленной жизни во Христе.
Между преходящим веком и новым веком нет заметного разделения. О настоящем и будущем веке Ездра у Бога спрашивал: "Какое разделение времен, и когда будет конец первого и начало последнего". И получил ответ: "От Авраама даже до Исаака, когда родились от него Иаков и Исав, рука Иакова держала от начала пяту Исава. Конец сего века - Исав, а начало следующего - Иаков. Рука человека - начало его, а конец - пята его". ЗЕзд.6,7-10. Век праведности через веру уже начался от Авраама, он первый поверил в истину Божью, и получил праведность через веру. Бог обещал,что от Авраама произойдет народ Божий, ходящий путями Его. Сарра образ церкви, которая долгое время была бесплодна. Как по вере Авраама Сарра родила ему сына, обещанного Богом, также и Церковь через веру во Христа духовно возрождается.
Исав и Иаков - два противопоставленных образа. Исаву, как первородному принадлежало обетование Божье, но он продал первородство свое брату за хлеб и кушанье из чечевицы. Написано: "Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство". Быт.25,32-34. Все народы различаются на два народа. Верующие в обетования Божьи, и желающие получить их, - племя Иакова. Желающие угодить похотям плоти, почитающие земное выше Божьего - это племя Исава. Господь Ревекке сказал: "Два племени в чреве твоем, и два народа различных произойдут из утробы твоей".Быт.25,25. Время, в течении которого душа народа уподоблена Исаву, называется век Исава. Все, имеющие в себе дух Иакова, наставляющий отвергать временное, ради вечного, - это один Иаков по духу. С возрождением церкви начинается Иаков, новый век, и приближается к концу Исав преходящий век. Это уже пята Исава и рука Иакова.
Не начавши новой жизни во Христе, невозможно приблизить конец греховного века, он постепенно должен вытесняться новым веком. Апостол Фома писал: «Ученики сказали Иисусу: скажи нам, каким будет наш конец? Иисус сказал: открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти» (Евангелие отФомы 19).
Называя признаки Своего пришествия и кончины преходящего века, Господь сказал: "Как было в дни Ноя, так будет в дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также как было и в дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех". Лк.17,26-29. Эти признаки уже исполнились. Последнее время люди так суетятся, как в дни Лота, в полной степени живя по плоти: строят, сажают, покупают, продают, пьют, едят. Некогда думать о душе, все силы и время посвящены на угождение плоти, чтобы доставить ей временные блага, и обеспечить ее вкусной пищей и питьем. Внимание человечества устремлено на вещественное развитие. Это дела плоти, подавляющей деятельность духа, и приводящей душу к духовному голоду. Когда плоть бодрствует, то дух спит; в душе ночь и голод. Это признаки указывающие, что греховный век подходит к концу. Человек уже в полной степени стал плотью, и всею душою привязан к земной жизни.
В дни Ноя женились и замуж выходили, а уже в дни Лота жили в блуде, как многие в наше время. Хотя в дни Ноя люди угождали похотям плоти не до такой степени, как в дни Лота, но Бог назвал их плотью, как написано: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть».Быт.6,3. «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот она растлена, ибо всякаяплоть извратила путь свой на земле. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел, пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли». Быт.6,12-13. В ветхом завете Бог истреблял грех вместе с делающими его.
В Новом завете Сын Божий заплатил за грехи мира Своею кровью, чтобы спасти человечество, а грех разрушить. Как в ковчеге спаслись Ной с семьей, так и во Христе спасаются многие. Как Лота с семьей вывел Ангел из Содома, города греха, так и Христос выводит народ Свой из рабства греха, в котором духовно погибает народ мира сего.
Комментарий